Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Профилактика асоциального поведения.




Тема 9. Профилактика асоциального поведения.

План

1. Особеноости межличностных отношений детей и подростков.

2. Основные направления профилактической работы среди молодежи.

3. Причина преступности несовершеннолетних.

4. Профилактика алкоголизма и наркомании.

5. Профилактика проституции.

6. Профилактика Интернет-зависимости.

 

Вопрос 1. Особеноости межличностных отношений детей и подростков.

Главными трансляторами социальных и культурных ценностей были и остаются родители ребенка. Сила воспитательного влияния семьи обусловлена характером процесса усвоения морального опыта в ней. Этот процесс имеет ряд особенностей: влияние родителей является самым первым влиянием взрослых на формирование личности ребенка, а первое восприятие, как известно, является самым сильным и имеет тенденцию к сохранению; оно осуществляется прежде всего путем реального примера жизни родителей; касается многих сторон жизни ребенка, в том числе и самых сокровенных, что создает особую психологическую и эмоциональную атмосферу в семье; опирается на традиции послушания, царящие в отношениях с отцом и матерью. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом возрасте - членов семьи, трудового или профессионального коллектива, отдельных личностей.

Общение с ровесниками является непременным условием социализации ребенка. Оно создается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские, подростковые и юношеские объединения.

В детских и подростковых малых группах психологи выделяют три вида отношений между ровесниками: функционально-ролевые, возникающие в специфических для данной общности сферах жизнедеятельности детей (учебной, трудовой, художественной) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под руководством взрослого; эмоционально-оценочные отношения, основной функцией которых является осуществление коррекции поведения ровесников в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности; их следствием является симпатии, антипатии, предпочтения и т. п.; личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает личностного смысла для других ровесников, потому что, переживая интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные мотивы, ровесники выполняют разные социальные роли и действия.

Межличностным отношением ребенка с ровесниками свойственна возрастная динамика. Так, дошкольники в игре и реальной жизни воспроизводят отношения взрослых, реализуют нормы и ценности, которые усвоили в общении с ними. Если дошкольник придерживается этих норм, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от них, то возникают " жалобы" взрослому, вызванные желанием подтвердить норму. Отношения детей в группах ровесников характеризуются ситуативністю и неустойчивостью. Дети часто ссорятся и быстро мирятся. Однако именно в этом общении происходит усвоение определенных норм взаимодействия. От позиции ребенка в группе, умение общаться, популярности среди ровесников, интенсивности общения зависит ускорение процесса социализации.

Младшие школьники выбирают товарищей, в основном ориентируясь на их успехи или неудачи в учебе. При этом они соглашаются с мнением учителя. Межличностные отношения этих детей приобретают большей стабильности, выделяются популярные дети, которые умеют общаться, и дети, которые не пользуются в классе авторитетом. Процесс социализации последних проходит с осложнениями.

Общение со сверстниками для подростка является самостоятельной и значимой сферой жизни. В общении, как считают психологи, он реализует потребность приобрести индивидуальность и добиться признания людей, которые его окружают, стать похожим на взрослого. Поэтому особую ценность приобретают такие качества, как смелость, сообразительность, умение понять товарища и оказать ему помощь. Несоответствие между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении толкают его на поиск группы, в которой он может себя утвердить в другом качестве. Выявление референтной группы сверстников, с требованиями которой он соглашается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях, создает возможность усиления с помощью " значимого круга общения" эффекта целенаправленной социализации.

Попытки определить свое место в мире расширяет круг общения школьников в раннем юношеском возрасте. Общение с ровесниками является условием их становления, " взрослости", дифференцированной и вариативной построения деловых и личностных взаимодействий. Общение в юности, как утверждает И. С. Кон, выполняет три функции: оно является важным каналом информации, из которого старшие подростки и юноши получают данные, которых им не сообщают взрослые; в специфическом виде деятельности межличностных взаимоотношений возникают условия формирования ценностных ориентаций; принадлежность к группе способствует освобождению от влияния взрослых, отмене ограничений, порождает ощущение психологической защиты со стороны ровесников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...