Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Напомню две строки из «Известий» за 23 марта 1922 года: Каждый фунт серебра спасает сейчас обреченную на смерть семью из 5 человек.




... Троице-Сергиев, в одной из церквей над престолом имеется серебряная с золотой кованая сень. В ней 4 фунта золота и 6 пудов 300 фунтов серебра. Одно из паникадил лавры 5 пудов серебра. Украшенная золотом и драгоценными камнями серебряная рака к мощам Сергия весила 26 пудов, а серебряные балдахин к ней - 40 пудов...

В Киево-Почаевской лавре в одной из церквей престол и жертвенник были обложены серебряными досками, весившими более 12 пудов. Одно из паникадил лавры весило 8 пудов серебра. Почти половина риз икон лавры были из чистого золота.

«Так, например, риза на Иконе Христа Спасителя имела 30 фунтов золота. Оклад на иконе князя Владимира - 24 и 1/2 фунта...»

Я взял наугад отчет об изъятых денежных средствах. Это данные Новгородского церковно-ликвидационного подотдела.

Новгородские монастыри

Новгородский Юрьев Монастырь

%% Процентные бумаги на сумму 777 125

Свято-Духовский

%% Бумаги - 196 784руб

Деревяницкий монастырь

%% Бумаги- 144 611руб 420 600

Хутынский мужской

%% Бумаги- 143 845р и 166 851руб

Новгородский Зверинский (общ.)

%% Бумаги 452 230р и 143 037руб

Валдайский иверский

%% Бумаги-138 105руб

Десятинский

%% Бумаги-133 246руб и 253 337

Сковородский

%%Бумаги-360 629 и 106 272руб

Короцкий женский

%% 114 020руб и 152 326руб

(Это только Новгородская бедная губерния..)

M R

«Это случилось в Москве в последний февральский день 1922 года. В Троицком подворье, в покоях патриарха Тихона собрались особо близкие ему люди — архиепископ Коломенский Никандр, управляющий Московской епархией, епископ Тверской Серафим, профессор богословия Успенский и еще несколько духовных и мирских лиц. Они собрались обсудить патриаршее воззвание, спешно написанное самим Тихоном. Воззвание это должно было явиться ответом русской православной церкви на постановление ВЦИК, напечатанное несколько дней назад на страницах «Известий». Постановление ВЦИК явилось одной из мер, предпринятых Советской властью по борьбе с последствиями стихийного бедствия.

В постановлении ВЦИК было сказано: «Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие послужить средством борьбы с голодом в Поволжье, и для обсеменения его полей Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановил:

Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Наркомфина, со специальным назначением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим...»

И вот рядом с номером «Известий» на стол в патриарших покоях был положен листок с призывами патриарха Тихона. Патриарх призывал пастырей и пасомых не отдавать церковные ценности властям.

Тем, кто ослушается повеления первосвященника, воззвание грозило «извержением из сана» (для священников) и «отлучением от церкви» для мирян).

- Мне думается, ваше святейшество, - предложил архиепископ Никандр — что можно было бы сослаться в соответствующем месте на книгу Иисуса Навина. Я имею в виду седьмую главу, где, как вы помните, Иисус Навин изобличил Ахана, из колена Иудина, в похищении ценностей, «И побили его все Израильтяне камнями, и огнем, и наметали на них камни». Мне кажется, это могло бы произвести впечатление...»

Тихон, сидя в глубоком мягком кресле, спокойно и милостиво выслушивал, не перебивая, суждения и предложения своих советников. Это был пятидесятишестилетний человек, с розовым, благодушным, простоватым лицом, с окладистой, но жидковатой бородой. Белоснежный патриарший кукуль надвинут почти до самых глаз — прищуренных, старчески утомленных, чуть слезящихся. И на этом кукуле как символ тех церковных сокровищ, на защиту которых было направлено обсуждаемое воззвание, возвышался усыпанный бриллиантами крестик.

Тихон дослушал до конца Никандра и отрицательно качнул головой: «нет, это излишне.»

Патриаршее воззвание было принято. Архиепископ Никандр взял с собой его текст, чтобы незамедлительно собрать всех благочинных Московской епархии и через них. довести призывы Тихона до каждого священника, до каждого церковного совета, до всех прихожан.

Так в февральский день 1922 года всероссийский патриарх Тихон, прозывавшийся в мире Василием Ивановичем Белавиным, сделал роковой шаг, о котором в конце концов он. и сам горько пожалел, — шаг, который вскоре привел его патриаршую карьеру к полному крушению.»

«Воззвание патриарха Тихона пошло по городам. Во многих из них оно упало на землю гранатой, вызвав кровопролития, убивая и калеча людей. Так было в Москве, Петрограде, Смоленске, Ростове-на-Дону, Старой Руссе, Шуе и других городах.»

— «Камень бандита Роханова, раскроивший лоб красноармейцу Семенову, — сказал обвинитель на суде в Москве, — был брошен патриархом Тихоном; послание патриарха Тихона в руках бандита претворилось в камень.»

События в Москве начались с «инструктажа» в канцелярии управляющего Московской епархией архиепископа Никандра.

— Ценности самим не отдавать, — наставлял Никандр своих благочинных, — а пассивно сопротивляться, создавать у мирян представление, что церковь грабят. Во всех приходах устроить общие собрания прихожан и принимать коллективные протесты против изъятия.

Никандр приготовил даже типовой текст такой петиции. Священникам осталось лишь собрать под этими листками подписи верующих.»

«Отцы благочинные порешили: во-первых, разослать воззвание патриарха и «проекты» протестов по всем церквам; во-вторых, созывать приходские собрания и оглашать на них патриаршее воззвание; в-третьих, собирать подписи под петициями с протестом.

Многие московские священники по зову Тихона подняли на ноги все темные силы, которые уже давно собирались вокруг церквей. Это были дворяне и чиновники, лоботрясы из состоятельных семей в старых студенческих фуражках, лавочники, пьяницы; черносотенцы, истеричные старухи (тоже из «бывших») и тому подобная публика.

В день изъятия ценностей из церкви Николы Явленного на Арбате эту публику подстрекали дворянка Брусилова и монах Телегин. До свержения самодержавия Телегин служил военным попом в 1-м Донском казачьем полку, принимал участие в казнях. После он вошел в близкие отношения с патриархом.

— Я монархист, — прямо заявил он на суде. У входа в церковь Василия Кесарийского поклонники и сторонники патриарха камнями ранили комиссара и красноармейца. Затем толпа набросилась на какую-то женщину, вышедшую из храма, и зверски избила ее, приняв её за члена комиссии по изъятию ценностей.»

«Возле церкви Богоявления в Дорогомилове христолюбивые бандиты пустили в ход огнестрельное оружие. Пятнадцать красноармейцев избили, восемь тяжело ранили камнями. Вокруг этого храма орудовали мясник-торгаш Тихомиров и тот самый Роханов, о котором мы уже упоминали.»

«В Петрограде кровавые бесчинства возле многих соборов и церквей спровоцировали митрополит Вениамин и его окружение,—кронштадтский епископ Венедикт, архимандрит Сергий, священники Чуков, Зенкевич, Чельцов и другие.

Но трагичнее всего обернулись события в захолустном городке Шуе, неподалеку от Иваново-Вознесенска. Здесь у патриарха Тихона нашлись, самые ретивые сторонники. Не полагаясь на камни, они вооружились кольями. Пять человек были убиты и двадцать семь ранены, из них трое тяжело.»

«Весной 1922 года кровь заалела на белой патриаршей шапке с бриллиантовым крестиком. Кровь, пролитая из-за желания уберечь во что бы то ни стало вот такие же бриллианты вкупе с золотой и серебряной утварью православных церквей.»

Воззвание Тихона, сообщала статистика, вызвало 1414 кровавых эксцессов. 181 духовное лицо село на скамью подсудимых.

«Прикрываясь именем Христа, — писалось в одной из брошюр того времени, — церковь натравила массы народа против самого народа. Церковь звала к преступлению. Иначе говоря, церковь выродилась в преступника».

И от себя добавлю, оттолкнула от себя десятки миллионов, и без того религиозно-пассивных прихожан.

Mосковский трибунал вызвал в качестве экспертов епископа Антонина, священников Калиновского и Дедовского и профессора духовной академии Кузнецова.

— Носит ли послание Тихона строго религиозный характер? — таков был первый вопрос трибунала.

Епископ Антонин и оба священника ответили на него отрицательно:

— В послании нет речи об основах христианского вероучения.

— Является ли изъятие священных предметов для целей милосердия святотатством или кощунством?

— Нет, — твердо ответили все эксперты, приводя в подтверждение своих слов ссылки на постановления вселенских соборов и примеры из истории христианской церкви.

— Основное назначение церковного имущества, ярко определившееся уже в момент исторического его зарождения, — пояснили они, — помощь бедным и нуждающимся.

— Возможно ли изъятие из храмов священных сосудов для спасения голодающих, — продолжали спрашивать судьи, — при условии, чтобы религиозное чувство верующего не оскорблялось при этом?

— Иерусалимский епископ Кирилл, — ответил Антонин, — сам продавал священные сосуды в том виде, в каком они были, и покупал пшеницу для голодающих... Священные сосуды сплошь и рядом отдаются в починку — золочение, серебрение — мастерам, и святость этих сосудов потом реставрируется освящением.

— Нет никакого греха, добавил священник Дедовский, ни догматического, ни нравственного в прикосновении мирян к священным сосудам,

Трибунал спросил экспертов: что думают они о ссылках патриаршего воззвания на канонические правила? Те канонические правила, ответили эксперты, на которые ссылался патриарх Тихон, карают за употребление священнослужителями священных сосудов для личных целей, например угощение гостей тортом, положенным на дискос, и пивом, налитым в чашу для причастия.

— Что выше с точки зрения христианского учения: забота о благолепии храма или помощь бедным? Жертвоприношение или дело милосердия?

— Милосердие и помощь ближним, единодушно ответили эксперты.

Корреспондент "Известий" так описывал допрос, обвиняемых в зале московского суда:

— Почему вы это сделали? — Благочинный приказал. Спрашивают благочинного: — А вы почему?

— Преосвященный повелел.

И преосвященного допрашивают: — А вы?

— Святейший благословил.

4 мая 1922 года в зал суда вызвали в качестве свидетеля "государя церкви" Тихона. Между ним и судом состоялся диалог, не требующий пояснений.

— Вы знали, что у правительства нет средств предотвратить гибель миллионов голодающих? Вы читали об этом в газетах?

— Это уж, простите, не мое дело. Что не мое дело, то не мое дело. Это уж дело ваше, Советской власти.

— Вы допустили в вашем воззвании слово "святотатство" по отношению к Советской власти. Знаете ли, что значит слово "тать"?

— Я обращал его не к Советской власти, которая издала декрет вполне правомерно, а к тем, кто будет выдавать ценности, — к священству, к верующим.

— Значит, они воры?

— Да, воры священных предметов.

— Значит, Советская власть приказывала им совершать воровство?

— Они могли этого не делать.

— Значит, в порядке духовной дисциплины не все ваши распоряжения должны исполняться?

— Это — дело их, дело их религиозной совести.

— Но ведь за это одни из них подлежат извержению из сана, а другие — отлучению от церкви?

— Это меня не касается... Они там, в низах, все люди житейской практики. Им виднее, а мое дело указывать пути господни.

На одном из заседаний подсудимый иерей Фрязинов, тяжело вздохнув, промолвил:

— Виноваты архиепископ Никандр и патриарх Тихон, но ведь их некому судить.

Нет, был суд и для патриарха Тихона с присными. Тот же советский суд. Тихона вместе с группой особо приближенных привлекли к уголовной ответственности.

Тихон раскаялся, и Советская власть прекратила возбужденное против него уголовное дело.

«В этом преступлении, в котором я признаю себя виновным, — писал Тихон в своем покаянном заявлении, адресованном Советской власти, — по существу, виновато то общество, которое меня, как главу православной церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путем против Советской власти».

Кстати, на процессе присутствовали иностранные журналисты, и тогда ни у кого перо не повернулось осудить изъятие ценностей для спасения населения…Осуждать будут десятилетия спустя.

(Всё из вышеперечисленного автор выписал из статей и заметок того периода)

А ведь сдавали то, что нельзя было спрятать

Чтоб представить себе не объем изъятого, а возможный объем спряанного, то характерен эпизод осени 1923 года. При ремонте в Ново-Афонском монастыре был обнаружен тайник, где в виде денег было найдено 5 пудов золота, 25 пудов серебра, мешочки с драгоценными камнями, - бриллиантами, рубинами, сапфирами. Бочки, до краев заполненные бумажными николаевскими деньгами.

Вы, наверное, обратили внимание, что изымались ценности, не связанные непосредственно с культовым применением. Во всем остальном храмовое хозяйство управлялось по соответствующим законам, циркулярам и инструкциям.

Напомню для тех кто плохо представляет себе Богодухновенную Храмовую практику, мистико-обрядовую суть церковной утвари.

С помощью животворящего Креста, (хоть из заборных кольев) Вы совершаете Молебен Водосвятия. Благодать (ЭМАНУ) Творца ЙЕХОАХ БАРУХ КАДОШ, если она есть, и есть на Благодатном попе, которого благословил Благодатный Епископ, нисходит в воду, которой можно освятить дискос, дароносицу, купель итп..и для которых можно использовать хоть банный таз, и кабацкую тарелку так как дело в БЛАГОДАТИ Святых Таинств (если она есть..)

А потому весь этот якобы церковный антураж, как вделанный в рукоятку лопаты Колумбийский изумруд. Главное-то сам железный лемех лопаты, а выбросят ли этот изумруд или нет, суть лопаты не меняется. Но ежели всё дело в изумруде, то… а тогда мы уже будем говорить о т.наз. Церкви как о части культурки, с театрами, борделями, стадионами… Но это уж другая тема.

Церкви, церковное имущество и предметы культа передавались в бесплатное пользование группам верующих согласно четко обозначенным процедурам оформления соответствующих договоров.

Например, отрывок из Циркуляра НКЮ (по-современному "Минюст") (Р. и Ц 1923 г. № 1)

10) Согласно ст. 13 Декрета об отделении церкви от государства, все здания культа объявлены народным достоянием или государственною собственностью и в качестве таковой отдаются по особым постановлением местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование. Так, Декретом СНК от 25 июля 1922 г. (С.Ц. 1922 г. № 46 ст. 581) обязательное страхование распространено только на имущества коммунальных хозяйств, то отсюда явствует, что здания культа как имущества государственные опять-таки не подходят под понятие обязательного страхования.

11) По составлении описи богослужебных предметов, предметы эти вне зависимости от материала, из которого они изготовлены, надлежит передавать группам граждан, уже заключившим соглашения с местным Совдепом о пользовании ими. При основании инструкции богослужебного имущества группам граждан совершенно недопустимо отобрание церковных облачений, мантий, платков с престолов, орлецов, других ковров и прочих богослужебных предметов и употребление их для революционных целей (перешивание на флаги и т.п.).

Кстати сказать, любые изымаемые ценности прихожане могли выкупить и оставить в храме. См. тот же Циркуляр, п. 15 в Р.Ц. 1923. Этот циркуляр, собственно говоря, только узаконил практику выкупа, применяемую на местах, о которой сообщали Отделы Управления городских губисполкомов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...