Базовые теоретические концепции профилактики
Н.А.Сирота и В.М.Ялтонский указывают на существование множества теоретических разработок в области профилактики алкоголизма и наркомании и раскрывают важнейшие положения этих теорий. Теория продвижения к здоровью. В последние годы произошли значительные изменения в разработке концепции человеческого здоровья и болезни. Исследователи предпочитают подход «моделирование здоровья» подходу «моделирование болезни» как более перспективный. Модель здоровья основывается на понятии продвижения к здоровью как профилактике, а точнее – превенции болезней. Понятие превенции предполагает не только уход от болезни, но и развитие протективных факторов, способствующих здоровью. Социально-когнитивные теории и, прежде всего, работы А.Бандуры и Р.Лазаруса являются базисом для понимания того, что состоянием здоровья и благополучия человек способен управлять сам. Развитие концептуальной модели здорового поведения основывается на интеграции различных теорий, таких, как модель здоровых убеждений, социально-когнитивная теория, теория осмысленных действий и теория протекции мотивации. Таким образом, в теоретической концептуальной модели здорового поведения рассматриваются мультикомпонентные причинные факторы как здоровья, так и болезни. В мультикомпонентной модели причинности рассматривается важность таких когнитивных составляющих, как самоэффективность и целеполагание с учетом их влияния на развитие личностных структур. Взаимодействие личностных и средовых конструктов формирует человеческую мотивацию, регулирует её и определённым образом направляет: либо на увеличение благополучия, либо, наоборот, на саморазрушение. Для того чтобы мотивационная активность действовала в направлении здоровья, необходимо углублять процессы осознания своего поведения. Для того чтобы профилактические действия были эффективными, человек должен иметь:
1) адекватные знания о факторах риска и рисковых поведенческих паттернах для того, чтобы управлять своим здоровьем в направлении защиты и улучшения; 2) убеждение в возможности влиять на своё здоровье и в эффективности (самоэффективности) этого процесса. Это – центральная идея социально-когнитивной теории. Восприятие своей эффективности определяет уверенность в способности организовать свое поведение, мысли чувства в благоприятном для себя направлении, несмотря на то, что на человека воздействуют различные стрессовые события и жизнь его постоянно меняется, предъявляя ему все новые и новые требования и сюрпризы. Вера в свою эффективность – существенная основа для действий. Потеря же веры в себя может повлечь за собой эффект дезорганизации поведения в случае столкновения человека с трудностями, а также с изменениями окружающей действительности, что в принципе неизбежно. Теория мотивации. Если человек не приходит к пониманию необходимости постоянных изменений своего мышления и стиля жизни, его жизнь сложится неудачно. Иными словами, он обречен на психическую и социальную дезадаптацию. Как будет проявляться эта дезадаптация – вопрос обстоятельств, скорее внешних, чем внутренних. Ясно одно, что риск приобщения его к наркотикам и другим психоактивным веществам резко усиливается, проблема формирования зависимости от них становится более актуальной, а если зависимость уже сформирована, то лечение и реабилитация будут сопровождаться большими трудностями. В связи с этим становится очевидной необходимостью работа с мотивацией на позитивное изменение и развитие на всех этапах и стадиях жизни человека, а тем более его выздоровления.
Методы работы с мотивацией здоровых людей в процессе профилактики, а также зависимых от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ в процессе лечения стали развиваться в последние десять лет, когда обнаружилась абсолютная очевидность того, что формирование мышления и образа жизни здорового человека, а также лечение пациентов, не готовых к изменению своего жизненного стиля, не приводит к позитивным результатам. В то же время стал очевидным факт, что люди, употребляющие психоактивные вещества или еще не переступившие этого порога, имеют право на помощь в формировании мотивационной готовности на лечение, изменение своего поведения, жизненного стиля и выздоровление. Сформулируем основные положения, характеризующие мотивацию к позитивному изменению в наркологии. 1. Мотивация (побуждение) – первоначальный и ключевой элемент в изменении поведения человека. 2. Мотивация имеет сложную многокомпонентную структуру. 3. Составные компоненты мотивации могут быть определены и измерены современными психодиагностическими методами. 4. Мотивация – не статическое состояние, а динамический процесс, колеблющийся во времени и пространстве в зависимости от состояния личности и среды. 5. Мотивация находится под влиянием внешних и внутренних воздействий, причем ведущим, как правило, является внутреннее воздействие (внутреннее побуждение). Внешние воздействия выступают в виде «социальной почвы». 6. Мотивация может быть изменена. 7. Мотивация на изменение поведения и жизненного стиля в целом может изменяться под влиянием родителей, педагогов, врача, психолога, консультанта, социальной среды. 8. Стиль взаимодействия психолога всегда влияет на мотивацию к изменению. 9. Задача психолога – определить уровень мотивации человека к изменениям в его жизни и укрепить ее в позитивном направлении. 10.Мотивация на изменение зависит от того, готов ли человек к изменениям и в какой степени. Рассмотрим принципы, лежащие в основе формирования мотивации на позитивные изменения. Повышение осознания – это повышение уровня самосознания человека, увеличение количества доступной информации о нем самом, об окружающей его среде и о природе его проблем, и таким образом на увеличение вероятности того, что он примет разумное решение относительно необходимости своих изменений. Зависимость от наркотиков и алкоголя должна быть осознана.
Социальная поддержка предполагает наличие внешних условий, которые могут способствовать началу и продолжению попыток человека измениться. Высвобождение эмоций используется во многих профилактических и психотерапевтических техниках для того, чтобы помочь человеку осознать собственные защитные механизмы портив изменений. Высвобождение эмоций часто происходит в результате реальных жизненных переживаний. Очевидно, что предпочтительнее вызывать эмоции с помощью специальных методов. Обязательства, или внутренний контроль. Если уж человек решил измениться, то он берет на себя ответственность за эти перемены. Такая ответственность существует в виде груза обязательств, которые в некоторых случаях называют внутренним контролем. Это осознание того, что только сам человек способен говорить и действовать за себя и нести ответственность за свои действия. Первый шаг в принятии на себя обязательств – это принятие внутреннего решения измениться. Второй шаг – это информирование о принятом решении окружающих. Противодействие. Наше поведение зависит от внешней среды. Почти любая здоровая активность может стать эффективной техникой противодействия. Существует множество техник противодействия. Важно отыскать ту, которая подходит именно данному человеку. Внешний контроль. Как и противодействие, внешний контроль деятельностно ориентирован. Однако в этом случае человек не пытается овладеть своими внутренними реакциями, вместо этого он изменяет окружающую обстановку, чтобы снизить вероятность событий, приводящих к возникновению проблем. Противодействие меняет реакции индивида на внешние стимулы; внешний контроль – это регуляция самих стимулов. Внешний контроль очень прост: например, не общаться с теми, кто употребляет наркотики, не хранить дома наркотики или алкоголь.
Поощрение. Наказание и поощрение – две стороны одной медали. Можно наказывать за нежелательное поведение (хотя это редко приводит к успешным изменениям) или поощрять за желательное. Однако наказание часто ведет к временному подавлению проблемного поведения, а не к реальным переменам. Поощрение, наоборот, очень часто приводит к успешным переменам в поведении. Повышение самооценки – одна из простейших форм поощрения. Поощрение может контролироваться и другими людьми. Поддерживающие отношения. Изменение себя – это собственные попытки модифицировать свое поведение. Однако важно избежать устаревшего мнения о том, что изменять себя человек должен в одиночку. Поддержка может исходить не только от профессионала, но и от друзей или родственников, если человек информирует их о своих чувствах. В любом случае поддерживающие отношения должны обеспечивать заботу, поддержку, понимание и принятие. Путь развития и изменений должен пройти каждый человек, а не только зависимый. Особенно важно понимать, что такой путь – главнейшая, если не основная, составляющая подготовки специалистов в области профилактики и психотерапии зависимости. Теория жизненных навыков. Жизненные навыки – личные, межличностные и физические - позволяют людям контролировать и направлять свою жизнь, развивать умения жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую социальную среду. Данная теория базируется на понятии о необходимости постоянного развития человека и позитивного изменения поведения. Этот теоретический подход был сформирован на стыке двух этиологических теорий – теории социального научения А.Бандуры и теории проблемного поведения Р.Джессор. Первая связывает данный подход с направлением социальных влияний, вторая – с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, которые являются актуальными в подростковом возрасте, в том числе употребление наркотиков, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д. Впервые профилактические программы развития жизненных навыков были разработаны Д.Ботвиным и продолжают развиваться и совершенствоваться под его руководством. Цель этих программ – повысить устойчивость подростков к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, а также индивидуальную компетентность путем обучения личностным и социальным навыкам. Программы развития жизненных навыков имеют три компонента. Первый компонент – информационный. Он заключается в изложении информации о здоровье, о вреде употребления наркотиков, социальной недопустимости их употребления. Второй компонент представляет собой развитие самоуправляемого поведения, сфокусированного на выбранном жизненном стиле, разработку планов самосовершенствования, развитие самооценки, социальной чувствительности и личностного контроля, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влияниям социальной среды и давлению наркотизирующихся сверстников. Участники программ также обучаются различным техникам, редуцирующим тревогу, способствующим самоуправлению и релаксации, когда это необходимо. Третий компонент – обучение различным социальным навыкам. Это навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, а также отказа от предложений употребить психоактивное вещество и отстаивания своей позиции, персональных границ и поддержания дружеских связей.
Оценка эффективности профилактических программ, основанных на этом подходе, показала хорошие результаты. В сравнении с другими подходами данная модель рассматривается как имеющая шансы быть наиболее успешной. Этот подход хорошо разработан и демонстрирует в различных исследованиях постоянную эффективность с точки зрения формирования позитивных изменений в поведении молодежи. Отмечается редукция первого экспериментального курения, прекращение курения в начальной фазе аддикции. Полученные результаты свидетельствуют о существенных изменениях в знаниях и отношениях: повышается субъективный контроль над своим поведением, возрастает уверенность в себе и чувство самоэффективности от адекватных решений, принятых самостоятельно, и изменения жизненного стиля в сторону укрепления здоровья. Главными достоинствами теории жизненных навыков являются концептуальная четкость и простота, эмпиризм и рациональность, высокая и наглядная эффективность методов. Теория деятельности, альтернативной наркотизации Теоретическая концепция альтернативы наркотикам базируется на следующих позициях: - психологическая зависимость от наркотика является результатом его заместительного эффекта; - многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, - результат изменения настроения или сознания личности; - люди не прекращают употреблять психоактивные вещества, улучшающие настроение, или искать удовольствия до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее; - альтернативы наркотикам являются и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведению. В данном направлении подчеркивается важная роль среды и делается попытка уменьшить риск употребления наркотиков посредством развития специфической активности. Концепция альтернатив направлена на развитие осведомленности личности, ее значимых интерперсональных связей, профессиональных навыков, эстетических установок, творческого и интеллектуального опыта, социально-политической вовлеченности. В целом выделяют четыре варианта программ альтернативной активности: 1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которая предлагает преодоление различных препятствий среды. 2. Комбинация специфических потребностей со специфической активностью (например, потребность в поиске ощущений, свойственная людям, рискующим быть вовлеченными в употребление наркотиков или алкоголизацию, удовлетворяется посредством занятий экстремальными видами спорта (прыжки с парашютом и т.д.). 3. Поощрение участия во всех видах специфической активности. 4. Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся о своей жизненной позиции. Данные программы особенно эффективны при работе с группами высокого риска употребления психоактивных веществ. Концепция социальной поддержки Интерес к феномену социальной поддержки и ее роли в сохранении психологического и физического благополучия, укреплении здоровья стремительно возрастает. Проведенные исследования показали, что люди, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них лиц, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят повседневные жизненные трудности и заболевания (Сирота Н.А., 1994; Ялтонский В.М., 1995; Moos R.H., 1994). Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, сохраняет здоровье и благополучие человека, облегчает его адаптацию и способствует развитию. Она является важной составляющей копинг-поведения, мощным средовым копинг-ресурсом, без которого не происходит ни адекватного развития, ни приспособления. Термин «социальная поддержка» широко используется в западной клинической психологии и смежных науках, связанных со здоровьем человека. Многочисленные определения социальной поддержки не лишены недостатков. В зависимости от позиции исследователя в них подчеркиваются специфические, личностные или социальные связи, а также другие компоненты. Обычно социальная поддержка рассматривается как информация, приводящая субъекта к убеждениям, что его любят, ценят, о нем заботятся, он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Социальная поддержка – это обмен ресурсами между двумя (по крайней мере) индивидами, воспринимающимися как донор и реципиент. Т.Виллс выделяет три компонента социальной поддержки: 1) структура (семья, число друзей, межличностные связи: с родственниками, с членами формальных и неформальных объединений и т.д.); 2) функция (эмоциональная, оценочная, информационная, ресурсная); 3) эффект (удовлетворение поддержкой). А.Ваукс рассматривает социальную поддержку как сложный конструкт, состоящий из нескольких компонентов: 1) ресурсов поддерживающих сетей (размер, структура и т.д.); 2) специфических поддерживающих действий (совет, практическая помощь в решении задачи, похвала и т.д.); 3) субъективной оценки поддержки (восприятие поддержки). Восприятие поддержки характеризуется уверенностью личности в том, что ее потребность в поддержке, информации, обратной связи осуществляется. Большинство современных исследователей считают, что определение восприятия поддержки как качественного метода измерения является более эффективным подходом к определению психосоциального статуса личности, чем объективные измерения социально-поддерживающей сети. Социальная система поддержки, с одной стороны, и удовлетворенность этой системой, с другой – различные, но важные для преодоления стресса переменные, требующие разных подходов к их изучению. Не вызывает сомнения, что знание субъективной оценки адекватности получаемой социальной поддержки значительно важнее для психологического состояния индивида, чем его информированность о числе поддерживающих лиц или о качестве оказываемой поддержки. Т.Виллс выделяет четыре типа социальной поддержки: 1) эмоциональная (интимная) – забота о другом, доверие и сопереживание ему; 2) инструментальная (материальная) – финансовая помощь, помощь коллег по работе, друзей и т.д.; 3) информационная – содействие в разрешении проблем путем предложения важной информации, совета; 4) обратная связь (поддержка в форме оценки) – оценка поведения, эффективности разрешения проблемы и т.д. Существует несколько моделей, объясняющих связь социальной поддержки с исходами психологического и физического здоровья. Модель основного (главного), или направленного, эффекта. Согласно этой модели наличие социальной поддержки само по себе непосредственно влияет на сохранение здоровья. Отсутствие поддержки или ее слабость приводят к ухудшению здоровья. Поддержка может вызывать поведенческие паттерны, которые увеличивают или снижают риск возникновения болезни, и может продуцировать биологические ответы, которые оказывают влияние на заболевание или поведение и воздействуют на риск болезни. Генерализованный полезный эффект социальной поддержки возникает в результате того, что социальные сети обеспечивают отдельных своих членов регулярными позитивными переживаниями и комплексом стабильных, социально одобряемых обществом ролей. Данный вид социальной сетевой поддержки может быть связан с исходами физического здоровья посредством эмоционально вызванных эффектов функционирования эндокринной или нейрогуморальной систем, а также поведенческих паттернов, таких, как курение, употребление алкоголя или наркотиков. Модель главного эффекта постулирует, что рост социальной поддержки в результате будет увеличивать благополучие. Буферная модель. Механизм, связывающий стресс с болезнью, включает серьезные нарушения нейроэндокринной или иммунной систем и предполагает внесение изменений в поведение, наносящее вред здоровью (неправильное питание, употребление алкоголя, табака, наркотиков и т.д.). В ситуации стресса высокой интенсивности выраженная социальная поддержка выступает как буфер между стрессором и человеком, амортизирует негативное воздействие стресса, что позволяет сохранить хорошее здоровье. Низкий уровень социальной поддержки при стрессе высокой интенсивности не оказывает смягчающего действия на организм и поведение, в результате чего здоровье ухудшается, а поведение индивида становится проблемным, резко повышается риск формирования аддиктивного компонента. Следовательно, буферный эффект проявляется не постоянно, а только при высоких степенях стресса и выраженной эффективности социальной поддержки. Воздействие стресса низкой интенсивности при наличии слабой социальной поддержки не включает действие ее смягчающих механизмов. В этом случае используются другие механизмы совладания со стрессом. Согласно данной модели дистресс вызывает болезнь путем негативных нейроэндокринных ответов или путем выработки патогенных форм поведения, либо посредством комбинации того и другого. Социальная поддержка может играть роль буфера в двух различных местах причинной цепи, связывающей стресс и болезнь. Во-первых, между стрессогенным событием (или ожиданием этого события) и реакцией на стресс путем ослабления или смягчения оценки дистресса. Таким образом, восприятие стресса другими (поддерживающими) лицами будет обеспечивать необходимыми ресурсами, проявляющимися в форме переосмысления потенциала стрессовой ситуации или поддержания убежденности в собственной способности совладания с проблемой или навязываемой требованиями, а, следовательно, препятствовать оценке ситуации как высоко стрессогенной. Во-вторых, между переживаниями стресса и началом патологического исхода путем редуцирования или устранения стрессовой реакции. Поддержка в данном случае может изменять оценку стрессовой ситуации, обеспечивать разрешение проблемы, редуцировать восприятие важности проблемы, оказывать содействие здоровому поведению и нормализовать функционирование нейроэндокринной системы. В буферной теории наиболее важным компонентом социально-поддерживающего процесса является восприятие социальной поддержки, так как именно она обладает наиболее выраженным влиянием на здоровье. Модель ненаправленного эффекта. Согласно этой модели позитивное воздействие социальной поддержки на здоровье оказывается не направленным, а опосредованным, например, через самооценку. Высокая социальная поддержка повышает самооценку, которая определяет сохранение здоровья. Низкая социальная поддержка формирует негативную самооценку, которая негативно влияет на здоровье. Люди со слабой социальной поддержкой более уязвимы и подвержены риску употребления наркотиков. Социально поддерживающее поведение может влиять на увеличение или уменьшение потребления психоактивных веществ и оказывать терапевтическое воздействие на больных алкоголизмом и наркоманией. Исследования Н.А.Сироты и В.М.Ялтонского показали неэффективность социально-поддерживающего процесса у больных наркоманией и алкоголизмом, количественное уменьшение и качественное негативное изменение структуры социальных сетей, изменение их ориентации на асоциальную и антисоциальную. Программы первичной и вторичной профилактики также должны быть направлены на создание, укрепление, санацию социально-поддерживающей среды детей и подростков. Без этого важнейшего компонента они не могут быть эффективными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|