Тест на выявление игровой зависимости
⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48 HOMO LUDENS [69, с.236-238]
Есть ли у вас проблемы с азартными играми? Отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев. 1. Ставите ли вы на кон больше, чем можете позволить себе потерять? * никогда; * иногда; * чаще всего; * почти всегда. 2. В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения? * никогда; * иногда; * чаще всего; * почти всегда. 3. Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги? * никогда; * иногда; * чаще всего; * почти всегда. 4. Одалживали ли вы когда-либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть? * никогда; * иногда; * чаще всего; * почти всегда. 5. Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми? * никогда; * иногда; * чаще всего; * почти всегда. 6. Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство? * никогда; * иногда; * чаще всего; * почти всегда. 7. Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми? * никогда; * иногда; * чаще всего; * почти всегда. 8. Являлась ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи? * никогда; * иногда; * чаще всего; * почти всегда. 9. Ощущали ли вы когда-либо вину за то, что вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры? * никогда; * иногда; * чаще всего; * почти всегда. Методика подсчета. «Никогда» - 0 очков, «иногда» - 1 очко, «чаще всего» - 2 очка, «почти всегда» - 3 очка. Баллы на все девять вопросов суммируются.
Конечный результат. 0 баллов – нет никаких негативных последствий азартной игры. Вы можете играть изредка, с целью общения или на досуге – игра не является проблемным пристрастием. 1-2 балла – вы можете играть в азартные игры на уровне, не ведущем к негативным последствиям. Если вы часто играете в азартные игры, то этот результат может означать достаточно высокую степень риска, подлежащую дальнейшему исследованию. 3-7 баллов – вы играете в азартные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. Результат указывает на уровень риска, подлежащий дальнейшему исследованию. 8-21 балл – вы играете на уровне, ведущем к негативным последствиям. Возможно, контроль над пристрастием к азартным играм уже потерян – чем выше результат, интенсивней игра, тем серьезнее могут быть ваши проблемы. Необходимо исследовать ваше пристрастие к игре и его последствия.
Приложение 2 Тест для родителей с целью определения вероятности вхождения ребёнка в группу риска в отношении употребления ПАВ
Просим ответить Вас на каждый вопрос: «да» или «нет». 1. Низкая устойчивость к физическим перегрузкам и стрессам. 2. Неуверенность в себе, низкая самооценка. 3. Трудности общения со сверстниками на улице. 4. тревожность, напряжённость в общении в школе (училище). 5. Стремление к получению новых ощущений, удовольствия, причём как можно быстрее и любым путём. 6. Избыточная зависимость от друзей, лёгкая подчиняемость мнению знакомых, некритическая готовность подражать образцу жизни приятеля. 7. Отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями либо врождёнными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией. 8. Непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия. 9. Отягощённая наследственность – заболевания отца (матери) наркоманией, алкоголизмом.
Методика подсчета. За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начислите по пять очков. За ответ «да» на любой из вопросов 6, 8 – по десять очков, а на вопросы 5, 7, 9 – по пятнадцать очков. За отрицательные ответы – 0 очков. Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в «группу риска» не входит. Сумма от 15 до 30 очков – средняя вероятность вхождения в «группу риска», требующая повышенного внимания к поведению подростка. При результате свыше 30 очков следует незамедлительно посоветоваться со специалистами – педагогом, врачом, психологом и др.
Приложение 3
Методика определения индивидуальных Копинг-стратегий Э.Хайма Инструкция Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого вы разрешаете свои трудности. Отвечайте в соответствии с тем, как вы справляетесь с трудными ситуациями в последнее время. Не раздумывайте долго – важна ваша первая реакция. Будьте внимательны!
Утверждения А 1. Говорю себе: «В данный момент есть что-то важнее, чем трудности». 2. Говорю себе: «Это судьба, нужно с этим смириться». 3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо». 4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния». 5. «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось». 6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей – это пустяк». 7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу». 8. «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей». 9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам». 10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными». Б 1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую». 2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу». 3. «Я подавляю эмоции в себе».
4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации». 5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы мне помочь». 6. «Я впадаю в состояние безнадежности». 7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам». 8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным». В 1. «Я погружаюсь в любимое дело, старюсь забыть о трудностях». 2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях». 3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях». 4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)». 5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)». 6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой». 7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей». 8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».
Анализ результатов Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Копинг-стратегии делятся на три подгруппы: когнитивные, эмоциональные, поведенческие. В ключе копинг-стратегии приведены в соответствии с утверждениями. В скобках даны обозначения: П – продуктивная копинг-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом); О – относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая при некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе); Н – непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).
Ключ Когнитивные копинг-стратегии 1. Игнорирование – Говорю себе: «В данный момент есть что-то важнее, чем трудности» (О).
2. Смирение – «Это судьба, нужно с этим смириться» (Н). 3. Диссимиляция – «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо» (О). 4. Сохранение самообладания – «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния» (О). 5. Проблемный анализ – «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» (П). 6. Относительность – «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей – это пустяк» (О). 7. Религиозность – «Если что-то случилось, то так угодно Богу» (О). 8. Растерянность – «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей» (Н). 9. Придание смысла – «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам» (О). 10. Установка собственной ценности – «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными» (О).
Эмоциональные копинг-стратегии 1. Протест – «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую» (О). 2. Эмоциональная разрядка – «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу» (Н). 3. Подавление эмоций – «Я подавляю эмоции в себе» (Н). 4. Оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» (П). 5. Пассивная кооперация – «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы мне помочь» (О). 6. Покорность – «Я впадаю в состояние безнадежности» (Н). 7. Самообвинение – «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам» (Н). 8. Агрессивность – «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» (Н).
Поведенческие копинг-стратегии 1. Отвлечение – «Я погружаюсь в любимое дело, старюсь забыть о трудностях» (О). 2. Альтруизм – «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях» (О). 3. Активное избегание – «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях» (Н). 4. Компенсация – «Стараюсь отвлечься и расслабиться …» (О). 5. Конструктивная активность – «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты …» (О). 6. Отступление – «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» (Н). 7. Сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей» (П). 8. Обращение – «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» (О).
Литература 33. Актуальное проблемы психиатрии и наркологии Забайкалья: Материалы научно-практической конференции, посвященной 120-летию психиатрической и 25-летию наркологической служб Читинской области. – Чита: Экспресс-издательство, 2005.
34. Альбуханова К.А. О субъекте психической деятельности. – М., 1973. 35. Айдакова Л. Уроки психологии в школе. – М.,1993. 36. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Психогимнастика детей и подростков. – М.,1993. 37. Андриенко Е.В. Социальная психология:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.,2000. 38. Анохина И.П. Основные психологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости // Руководство по наркологии: В 2т. / Под ред. Н.Н.Иванца. – М.2002. 39. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.,1984. 40. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.2004. 41. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. – Самара,1995. 42. Березин С.В., Лисецкий К.С., Голивкина Е.А. и др. Опыт построения модели системы профилактики молодежной наркомании в г.Муравленко. – Самара,1998. 43. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. 44. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.,1997. 45. Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под. ред. А.А.Бодалева,В.В.Столина. – М.,1989. 46. Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб., 1996. 47. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 1974. 48. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. 49. Валентик Ю.В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. – М., 2002. 50. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.. 1999. 51. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. 52. Гасанов Е.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. – М., 1997. 53. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб., 2001. 54. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. – М., 1997. 55. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – 2-е изд., стер. – М., 2003. 56. Данилова В.Л. Как стать собой. – М., 1994. 57. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991. 58. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. – Л., 1989. 59. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности: Учебное пособие. – СПб., 2001. 60. Зыков О.В. Состояние и перспектива развития детско-подростковой наркологической службы в г. Москве // Вопросы наркологии. 1997. № 1. С. 27-32. 61. Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2004. 62. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2004. 63. Иванов В.И. Наркотики и дети / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2004. 64. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. – М., 1998. 65. Кириченко А.А. Психиатрия: Учеб. для мед. институтов. – Минск, 1996. 66. Копиг Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. – М., 1986. 67. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990. 68. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая терапия. – М., 2000. 69. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков.: Учеб.-метод. пособие. – М., 1998. 70. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СПб., 2001. 71. Лабковский Б. Опасные игры с играми / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2004. 72. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркологии: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. – М., 1991. 73. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988. 74. Левин Б.М., Левина М.Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. – М., 1991. 75. Левченко Е.А., Суханова Н.С., Мезенцева О.А. Опыт использования одной из форм профилактики наркомании среди несовершеннолетних // Социальные, правовые и медицинские последствия алкоголизма и наркомании: Сборник материалов областной научно-практической межведомственной конференции. Проблемы алкоголизации и наркотизации населения Читинской области. – Чита, 2001. – С.209-213. 76. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2004. 77. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. – Самара, 1995. 78. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. психология и профилактика ранней наркомании. – Самара, 1996. 79. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л., 1991. 80. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995. 81. Материалы Первого Всемирного конгресса антинаркотических сил // Вестник Интерпола. Международная газета. – 1999. – 26 июня. 82. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. – ВОЗ, Женева – СПб., 1998. 83. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособие. – М., 2001. 84. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. 85. Мунтян П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2004. 86. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления / Под общ. ред. А.Н.Гаранского. – М., 2003. 87. Наркомания как форма девиантного поведения / Под ред. М.Е.Поздняковой. – М., 1997. 88. Общая психопатология: Пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутсевин, М.Е. Литвак. – Ростов н/Д., 2000. 89. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. 90. Окладников В.И., Кухлова Г.Г. Дезадаптация личности. – Иркутск, 2004. 91. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000. 92. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н.Посысоева. – М., 2004. 93. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. 94. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. 95. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М., 2001. 96. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М., 2001. 97. Психологические термины и понятия. – М., 2000. 98. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб., 2003. 99. Психология подростка. Учебник. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2003. 100. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С.Даулинга. – М., 2000. 101. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2004. 102. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987. 103. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. – М., 1994. 104. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. 105. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999. 106. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. – М., 2004. 107. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. – М., 1981. 108. Сексопатология: справочник / Васильченко Г.С., Агаркова Т.Я., Агарков С.Т. и др.; Под ред. Г.С.Васильченко. – М., 1990. 109. Симатова О.Б. Виктимизация социума – препятствие на пути к гражданскому обществу / Проблемы гражданского общества и правового государства: Сборник статей и материалов. Вып. 5. – Чита: Поиск, 2004. 110. Симатова О.Б. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами у подростков. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. – 152 с. 111. Симатова О.Б. Здоровьесберегающий потенциал первичной профилактики аддиктивного поведения // Вестник образования Забайкалья. № 1-2 (24-25). – Чита, 2005. С.112-118. 112. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обзор психиат. и и мед. психол. – 1994. – С.63-74. 113. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решение. – М., 2000. 114. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. 115. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. – М., 1986. 116. Социальная адаптация учащихся / Под ред. М.И.Рожкова. - Ярославль, 1995. 117. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. – М., 1996. 118. Татаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987. 119. Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В.А.Тостенко. – Курск, 1985. 120. Федеральная программа «Комплексные меры противодействия потреблению наркотиков и их незаконному обороту на 1999- 2001 годы» / СЗ РФ. 1999. №20. 121. Фельштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995. 122. Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С.С.Аверницев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – М., 1989. 123. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. 124. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: проблемы, клиника, реабилитация. – СПБ., 2001. 125. Шашков В.Н. В сетях нарколоббии. – М., 1999. 126. Шульга Т.И., Олифиренко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М., 1997. 127. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. 128. Ясперс К. Общая психопатология. – М., 1997.
СОДЕРЖАНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|