Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте влияние СМИ на возникновение и развитие аддиктивного поведения в форме злоупотребления веществами, вызывающими состояние изменённой психической деятельности у подростков (приведите конкретные примеры с указанием названий телепередач, печатных изданий, телеканалов). 2. Приведите примеры наркоагрессии в современном мире. 3. Разработайте программу первичной профилактики злоупотребления ПАВ у детей и подростков, реализация которой была бы возможна на базе образовательного учреждения (в качестве примера обратитесь к программе «Я – это Я!», разработанной автором или другим программам подобного рода).
Литература к четвертой главе 1. Анохина И.П. Основные психологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости // Руководство по наркологии: В 2т. / Под ред. Н.Н.Иванца. – М.2002. 2. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. – Самара,1995. 3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Голивкина Е.А. и др. Опыт построения модели системы профилактики молодежной наркомании в г.Муравленко. – Самара,1998. 4. Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под. ред. А.А.Бодалева,В.В.Столина. – М.,1989. 5. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 1974. 6. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. 7. Валентик Ю.В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. – М., 2002. 8. Гасанов Е.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. – М., 1997. 9. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб., 2001.
10. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – 2-е изд., стер. – М., 2003. 11. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности: Учебное пособие. – СПб., 2001. 12. Зыков О.В. Состояние и перспектива развития детско-подростковой наркологической службы в г. Москве // Вопросы наркологии. 1997. № 1. С. 27-32. 13. Иванов В.И. Наркотики и дети / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2004. 14. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990. 15. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков.: Учеб.-метод. пособие. – М., 1998. 16. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркологии: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. – М., 1991. 17. Левин Б.М., Левина М.Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. – М., 1991. 18. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2004. 19. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. психология и профилактика ранней наркомании. – Самара, 1996. 20. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л., 1991. 21. Наркомания как форма девиантного поведения / Под ред. М.Е.Поздняковой. – М., 1997. 22. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н.Посысоева. – М., 2004. 23. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М., 2001. 24. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. – М., 1994. 25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. 26. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. – М., 2004. 27. Симатова О.Б. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами у подростков. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. – 152 с.
28. Симатова О.Б. Здоровьесберегающий потенциал первичной профилактики аддиктивного поведения // Вестник образования Забайкалья. № 1-2 (24-25). – Чита, 2005. С.112-118. 29. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обзор психиат. и и мед. психол. – 1994. – С.63-74. 30. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. 31. Фельштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995. 32. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: проблемы, клиника, реабилитация. – СПБ., 2001. Заключение Проблема зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой в числе всех стоящих перед человечеством. Зависимость в широком смысле слова – это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умоляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжёлая наркомания либо патологическая ревность, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем [68, с.3]. Отношение человека к социальной среде и социальным нормам, мотивации поступков являются результатом осознания себя в мире людей и вещей. Это происходит не само по себе, а в процессе целенаправленной творческой работы над собой. Итогом такой работы является стойкий иммунитет к поступкам, нарушающим общепринятые нормы. И, наоборот, неспособность и нежелание человека осознать важность и ценность своего бытия приводит к социальной аномии, проявляющейся в различных видах и формах девиантного поведения. Зависимости – это психологические причины возможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену. Обществу зависимости его членов обходятся значительно дороже, чем самые смертоносные эпидемии и стихийные бедствия. Согласно данным медицинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступления вместе взятые. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, препятствуют осуществлению заветных желаний. Фактически зависимости похищают у людей саму жизнь!..
Зависимость оказывается порой хуже тюремного заключения, так как она одновременно и подневольна и добровольна. Человек страдает от невозможности избавиться от неё, а в то же время только он сам может принять окончательное решение о собственном освобождении. Более того, зависимые люди, сами того не зная, тратят немалые усилия на поддержание и укрепление собственной зависимости, выковывая себе цепи своими же усилиями. Люди зависимые страдают из-за своего неумения осознанно перенастроить собственную нервную систему и обучиться новым, более радующим и менее травматичным стереотипам эффективной адаптации. Люди внутренне свободные управляют своими настроениями и переживаниями, в любой ситуации находя опору в терпении или повод для радости. Для обретения действительной свободы от аддиктивного агента необходимо не просто принять окончательное и бесповоротное решение о радикальной трансформации всей жизни – необходимо приняться за пересмотр, ревизию, реструктуризацию всего комплекса привычек, ожиданий и отношений, за перемену всего того, что делает нас социальной личностью – ансамбля взаимодействий с другими людьми и способов реагирования на жизненные ситуации [68, с.7]. Необходимо изменить систему ожиданий, перестроить комплекс личностно значимых целей, избрать принципиально новые – здоровые, эффективные, гармоничные – стратегии реализации собственных желаний. При этом необходимо освоить искусство управления собой, преодолев инфантильную склонность к незрелым самооправданиям, представляющим различные формы психозащит. Только так можно обрести действительную психологическую свободу – осуществив системный глубокий анализ собственных убеждений, мотивов и ожиданий. Психологическая свобода заключается в способности индивидуума самостоятельно сделать то, чего он хочет на самом деле. Причина развития аддиктивного поведения заключается в неумении человека целиком опереться на самого себя. Умению же этому необходимо последовательно и методически грамотно обучаться, т.к. генетически оно не наследуется, а должно быть приобретено. Помочь молодому поколению в стратегии духовной состоятельности – значит способствовать развитию позитивного самоотношения, чувству собственного достоинства, адекватной самооценки, способности к рефлексии, толерантности, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умению строить свои отношения с другими, уважать их права, и отстаивать свои права конструктивным способом, обучению приёмам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению творчески разрешать конфликты.
Системные и глубокие знания сущности, детерминантных механизмов, факторов, влияющих на возникновение, развитие и исходы аддиктивного поведения, специфики разных вариантов аддиктивной реализации, путей и этапов их развития – должны стать фундаментом для разработки адекватной и действенной профилактики и коррекции аддиктивного поведения.
Глоссарий Абстинентное состояние (синдром отмены) – группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема ПАВ или снижении их дозы после неоднократного, обычно длительного в высоких дозах употребления данного вещества. (МКБ – 10). Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей, животному. Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Адаптация – процесс приспособления к требованиям окружающей среды. Аддиктивное поведение – один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Адекватная самооценка – реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которое представляет собой крайние варианты нормы, граничащая с аномалиями личности. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера делает личность уязвимой в отношении ситуаций определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчивость к другим типам жизненных ситуаций.
Анозогнозия – отрицание болезни или её тяжести. Аномия – отсутствие норм, безнормность. Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию людей. Арт-терапия (терапия творчеством) – направление психотерапии, использующее ресурсные способности человека к самореализации через творчество и занятие различными видами искусства: театр, живопись, танец, музыка, пение и пр. Арт-терапия направлена на восстановление и поддержку психического здоровья, личностного и духовного развития больного человека, предотвращение срывов и рецидивов болезненной зависимости от ПАВ. Асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм. Аутистическое поведение – поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погружённость в мир собственных фантазий. Аутодеструктивное поведение – поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности. Аффилиация (от англ. to affiliate – присоединять, присоединяться) – стремление человека быть в обществе других людей. Бьюти-терапия (терапия красотой) – направление психотерапии, использующее ресурсные возможности улучшения внешности человека (прическа, макияж, стиль одежды и пр.). Бьюти-терапия создает новый положительный внешний образ, не имеющий отношения к субкультуре и требующий от пациента иного, чем прежде поведения, в частности отказа от ПАВ, изменение сферы общения, установление нормативных коммуникативных отношений. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств в словесной форме (проклятие, угроза, крик). Виктимность – социально-психологическое свойство личности, характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой обстоятельств или воздействий другого человека (группы людей). Вуайеризм (визионизм) – сексуальная девиация, связанная со стремлением к подглядыванию за обнажёнными людьми или интимными отношениями. Гендер – пол. Геронтофилия – сексуальная девиация, связанная с половым влечением к пожилым людям и старикам. Гомеостаз – совокупность сложных адаптивных реакций человека, направленных на устранение или максимальное ограничение действий различных факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма. Группа риска – совокупность детей и подростков, объединенных общими признаками, способствующими развитию ненормативного поведения, в частности, ведущего к злоупотреблению ПАВ. К ним относятся: дети из неблагополучных семей; нравственно незрелые и акцентуированные личности; наследственно отягощенные психическими заболеваниями, в том числе алкоголизмом или наркоманией; с заметным девиантным поведением (делинквентное, аддиктивное, психопатическое, патохарактерологическое, а также на базе гипо- и гиперспособностей). Девиантология – раздел науки, изучающий девиации. Девиация – отклонение от нормы. Девиантная виктимизация личности – процесс и результат становления личности жертвой отклоняющегося поведения. Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелание, неумение) принимать и выполнять требования среды как личностно-значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. Деликт – действие, нарушающее правовые нормы. Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе в данное время законов (правовых норм). Депривация – невозможность удовлетворения определённых потребностей или недостаточная степень их удовлетворения. Деструктивное поведение – поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению. Детерминация поведения – совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определённое поведение. Детоксикация – комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение или нивелирование тяжелых физических и психических расстройств и выведение токсинов из организма. Диагностические тесты на ПАВ – медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в моче испытуемого ПАВ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамин и др.). Используются монотесты и мультитесты; последние применяются для диагностики нескольких ПАВ. В России регистрационное удостоверение имеет лишь одна организация – ООО «Прогрессивные Био-Медицинские технологии». Зависимость – стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации. Защитное поведение – действия, посредством которых люди избегают боли и фрустрации в социальных отношениях. Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) – неодонократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские, психологические и социальные последствия. Зоофилия (содомия) – сексуальная девиация, связанная с половым влечением к животным. Интервенция – воздействие с целью позитивных изменений, например преодоление нежелательного поведения. Интранозальный – способ употребления ПАВ через верхние дыхательные пути (носоглотку). КАПР – Комплексная активная профилактика и реабилитация – представляет собой концепцию, которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели – снижение спроса на ПАВ, распространенности наркологических заболеваний и последствий наркотизации. Классическое обусловливание (условный или респондентный рефлекс) – научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенный во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающим врождённые реакции организма). Клептомания – патологическое воровство. Конформистское поведение – поведение, лишённое индивидуальности, ориентированное исключительно лишь на внешние авторитеты. Копинг-поведение – поведение, направленное на совладание со стрессом. Копинг-ресурсы – совокупность внутренних и внешних ресурсов, способствующих успешному преодолению стресса конкретной личностью. Копинг-стратегии – индивидуальные стратегии преодоления стресса. Маргинальность – принадлежность к крайней границе нормы, а также к пограничной субкультуре. Мотивированность поведения – внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности. Наркомания – хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками; характеризуется наличием у больного определенной совокупности симптомов и синдромов, проявляющаяся психической и физической зависимостью от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений. Нарциссическое поведение – поведение, управляемое чувством собственной грандиозности. Научение – процесс и результат приобретения и сохранения определённых видов поведения на основе реакции на возникающую ситуацию. Некрофилия – сексуальная девиация, связанная с половым влечением к трупам. Оперант – поведение, определённое своим последствием. Оперантное обусловливание – выработка условной реакции (научения) благодаря последствиям поведения и самоподкреплению. Оперантное поведение – поведение, которое оперирует к окружающей среде, производя последствия. Отклоняющееся (девиантное) поведение – относительно устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией. Пагубное (с вредными последствиями) употребление ПАВ – модель употребления ПАВ, вызывающая вред для здоровья. Вред может быть физическим (например, в случае возникновения гепатита, ВИЧ-инфекции в результате самовведения инъекционных наркотиков) или психическим (например, в случае возникновения вторичных депрессивных расстройств после тяжелой алкоголизации). (МКБ – 10). Парциальные самооценки – самооценки человека относительно конкретных форм поведения и деятельности. Педофилия – сексуальная девиация, связанная с сексуальным влечение к детям. Пенитенциарная система – система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания. Перверзия – фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с отклонениями в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовлетворения. Пероральный – способ употребления ПАВ через полость рта (таблеток, жидкостей и пр.). Пиромания – патологическое влечение к поджогам. Поведение личности – процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. Превенция болезней – более широкое понятие, чем профилактика, предполагающее не только уход от болезней, но и развитие протективных факторов, способствующих здоровью. Преморбид – особенности физического, психического и социального развития личности, предшествующие заболеванию (например, наркомании). Продуктивность поведения – степень реализации в поведении сознательных целей личности. Протективные факторы (факторы защиты) – обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем ПАВ. Профилактика – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, на охрану и укрепление здоровья и нормативного психического и физического развития населения. Профилактика первичная злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Профилактика вторичная злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни. Профилактика третичная злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий лечебного и реабилитационного характера, направленных на восстановление личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в учебные заведения, в трудовой коллектив и к общественно полезной деятельности. Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства. Психологическая защита – бессознательные механизмы уменьшения или устранения любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида. Реабилитация в медицине - это комплексное, направленное использование медицинских, психологических, образовательных, социальных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне. Эксперты ВОЗ выделяют медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. Реабилитация в наркологии – это медико-психо-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса. Реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами – это система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мероприятий, направленных на формирование стабильной антинаркотической установки, ресоциализацию и реинтеграцию личности в обществе. Реабилитационный потенциал – это совокупность физических, психических, социальных, духовных возможностей наркологического больного в преодолении зависимости от ПАВ и ее последствий, в восстановлении или формировании социально приемлемых личностных качеств, способствующих возвращению в семью и к общественно полезной деятельности без употребления ПАВ. В практическом отношении – это терапевтическая и социально-реабилитационная перспектива. Реабилитационная среда – это совокупность объективных факторов - организационных (реабилитационный центр, стационар, община и т.д.) и функциональных (образовательных, воспитательных, медицинских, микросредовых, семейных и пр.), объединенных программой реабилитации. Синдром зависимости – сочетание соматических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивидуума. Основной характеристикой синдрома зависимостей является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество (МКБ – 10). Социализация личности – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения личностью социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении. Социально-психологическая виктимология – научная и учебная дисциплина, исследующая закономерности и феноменологию личности как жертвы неблагоприятных условий социализации. Токсикомания – хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств. Толерантность – терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость к воздействию. Уровень реабилитационного потенциала – это дефиниция, включающая оценку всех этапов формирования зависимости от ПАВ и развития личности от преморбидных особенностей и индивидуальной предиспозиции до четко очерченного клинического диагноза, личностного и социального статуса реабилитируемого. Факторы риска употребления ПАВ – обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем ПАВ. Фрустрация (от англ. frustration – расстройство, срыв планов, крушение) – специфическое эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях субъективной или объективной невозможности достижения целей в силу определённых препятствий.
Приложение Приложение 1
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|