Теоретические основы концептуальной профилактической модели
Концептуальная теоретическая модель профилактики зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ имеет ряд важнейших направлений. Это развитие поведенческих стратегий разрешения проблем, когнитивной сферы социально-поддерживающей системы и социально-поддерживающего процесса, модификации поведенческой стратегии избегания, а также навыков эмпатии, аффилиации и социальной компетентности. Каждое из этих направлений имеет свое теоретическое обоснование. Развитие стратегии разрешения проблем. Теоретическим основанием развития стратегии разрешения проблем как одной из важнейших структур формирования функционального адаптивного поведения – основного жизненного навыка – служит модель разрешения социальных проблем Т.Дзуриллы и М.Гольфрида (D'Zurilla T., Goldfried M., 1971), впервые описавших модель. Разрешение социальных проблем рассматривается как когнитивно-поведенческий процесс, путем которого личность вырабатывает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в повседневной жизни. В результате происходит открытие широкого круга альтернативных решений, которые способствуют общей социальной компетентности. В то же время разрешение социальных проблем рассматривается как составляющая копинг-процесса. Выделяют пять специфических этапов процесса разрешения проблемы: 1) ориентация в проблеме (когнитивный и мотивационный комплекс, приводящий к ознакомлению с проблемой в целом); 2) определение и формулирование проблемы (описание проблемы в конкретных терминах и идентификация специфических целей); 3) генерация альтернатив (разработка исчерпывающего перечня возможностей разрешения) проблемы;
4) принятие решения (системное развитие цепи альтернативных решений проблемы, рассмотрение последствий и выбор оптимальных альтернатив); 5) выполнение решения; проверка, подтверждение и наблюдение за развитием его результатов. На этапе ориентации в проблеме происходят следующие шаги научения: - точное узнавание и идентификация проблемы, когда она возникает; - принятие веры в то, что проблемы – нормальное и неизбежное явление в жизни; - выработка убежденности в существовании эффективных способов решения проблемы; - разрушение и модификация негативного комплекса разрешения проблемы, заключающегося в когнитивной оценке проблемной ситуации как «угрозы», а не как «вызова» или «изменения»; в сохранении нерационального убеждения в том, что «проблема у меня никогда не может возникнуть»; в развитии ощущения глобальности и стабильности проблем; в безответственности и беспомощности при столкновении с ними; в преувеличении ценности существующей проблемы в напряженности социальной ситуации. На этапе определения и формулирования проблемы необходимо правильно оценить проблему и сформулировать реальную цель или задачу ее разрешения. Эта операция включает пять шагов: - поиск всей имеющейся информации о проблеме; - внимательное описание всех связанных с проблемой фактов в ясных и конкретных терминах; - дифференциацию относящейся к делу информации от посторонней, объективных фактов, выводов, оценок, интерпретаций от необъективных; - определение фактов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, т.е. настоящих препятствий к достижению цели; определение конфликта между целями, наличия негативных эмоций (ощущения угрозы, чувства фрустрации и т.д.); - постановку реалистической цели разрешения проблемы с описанием деталей желательного исхода. На этапе генерации альтернатив происходит создание альтернативных подходов. Интерпретируются личные альтернативные варианты разрешения проблемы и максимизируется осознание вероятности того, что наиболее эффективные среди них будут возможны. Используются два основных принципа, содействующие процессу: отсроченного решения и количественного порождения качества. Принцип отсроченного решения предполагает, что более зрелые и адекватные альтернативы могут быть получены, если личность приостанавливает, откладывает некоторые типы формирования ответов до более поздней точки в проблеморазрешающем процессе.
Принцип количественного порождения качества предполагает, что, чем больше альтернатив генерализуется, тем выше вероятность выбора из них наиболее эффективных. На этапе принятия решения происходит развитие имеющихся возможностей разрешения проблемы и выбор альтернатив, которые: а) эффективно разрешают ситуацию; б) в дополнение к разрешению проблем максимизируют позитивные последствия в целом и минимизируют негативные. Большое внимание отводится оценке выбранной альтернативы и ее последствий. Ошибки в принятии решения могут включать чрезмерную стимуляцию или недооценку вероятности негативного эффекта, неточную оценку особенностей данного варианта решения. Другой тип ошибок в принятии решения – невнимание к широкому кругу последствий, связанных с каждой альтернативой. Могут быть рассмотрены четыре категории последствий: прямые, долговременные, личностные (направленные на себя) и социальные (направленные на других). Личностные последствия проявляются в эмоциональных издержках, нарушении этических, моральных стандартов, риске потери физического благополучия. Социальные последствия – это воздействие на семью, друзей, коллег по работе и общество в целом. Как личностные, так и социальные последствия бывают прямыми и долговременными. Оценка вероятности и ценности этих последствий помогает вести человека к пониманию того, что выбор определенных альтернатив будет наиболее эффективным. Однако наряду с тщательным взвешиванием последствий принятия решений следует учитывать и здоровое стремление к осознанному риску. Этап выполнения решения и его проверки включает четыре специфические операции:
1) эффективное выполнение разрешающего ответа; 2) изучение актуальных последствий; 3) оценка эффективности решения; 4) самоподкрепление (поощрение за то, что проблема эффективно разрешена) [82, с.73-75]. Развитие когнитивной сферы. Развитие когнитивной сферы предполагает формирование интернального контроля, умение управлять ситуацией и выбором своего поведения в ней, противодействовать давлению среды, развитие самоконтроля, самоэффективности, социальной компетентности и самоуважения. В целом когнитивное развитие фокусируется на изменениях Я-концепции и на формировании зрелого стиля мышления. При этом следует учитывать, что у детей и подростков когнитивные процессы не статичны, это динамическое движение, ведущее от незрелости к зрелости. На когнитивные процессы влияют биологические и индивидуальные факторы, а также опыт взаимодействия со средой. Процесс когнитивного роста происходит на различных уровнях и начинается со способности критически и концептуально мыслить. Ж.Пиаже (Piaget J., 1932) описал эволюцию формального операционального мышления, в процессе которого у детей и подростков формируется концептуализация понятий о себе и о мире. В процессе развития конкретного мышления и получения эмпирического опыта ребенок приобретает способность мыслить абстрактными категориями, символами и гипотетическими понятиями. В то же время, как правило, формируются и более реалистические планы на будущее. Когнитивные процессы имеют место в становлении личностной идентичности. Способность формировать альтернативные объяснения и рассматривать различные перспективы приводит к социальной адаптации и помогает разрешать проблемы взросления. Когнитивные процессы способствуют повышению социальной самокомпетентности и развитию способности противостоять среде. Персоноцентрические особенности подросткового взгляда на мир и проблемы сменяются социоцентрическими. Подростки, считающие, что весь мир разделяет их идеи и заблуждения, интенсивно осознают результаты своего поведения, являющегося следствием этих заблуждений. Это формирует у них более объективную точку зрения на мир.
Г.Шродт и В.Фитцжеральд (Schrodt G., Fitzgerald B., 1987) рассматривают процесс когнитивного развития как продвижение в области когнитивных способностей от конкретного к абстрактному, от реального к возможному, от состояния «здесь и сейчас» к будущему, от буквального понимания к использованию символики, от восприятия общего к дискриминантному. Согласно данному принципу в области социального познания когнитивное развитие происходит от экстернального локуса контроля к автономии; от эго- и персоноцентричности к развитию мировоззрения, взгляду на мир как целостную систему; в области эмоций – от интенсивного проявления аффекта к его смягчению. В области разрешения проблем и межличностной эффективности развитие происходит от негибкости к адаптивности, творческому подходу; от восприятия собственных ошибок как причины для обратной связи со стороны социальной среды, от центрированности на себе к эмпатии. В области жизненной философии – от отчуждения к осознанию обязательств и привязанностей; от наказания к совестливости; от стремления немедленно редуцировать напряжение и реализовать его в непосредственном поведении к регулированию самооценки, самоконтролю, самоэффективности, самокомпетентности и самоуважению; от некритического принятия системы отношений и ценностей, убеждений и целей к устойчивой и постоянной собственной позиции [82, с.76]. Развитие социально-поддерживающей системы и социально-поддерживающего процесса. Теоретические подходы к развитию данного направления в практике превенции злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами определяют понятие социально-поддерживающего процесса как важнейшего психосоциального звена в формировании физического и психического здоровья человека или, напротив, ведущего к болезни. Социально-поддерживающий процесс, или социальная поддержка, в целом состоит из трёх компонентов: социальных сетей, восприятия социальной поддержки и копинг-стратегии поиска социальной поддержки. Социальные сети развиваются из социальных интеракций, которые одни индивиды, согласно их взглядам и интересам, имеют с другими. Социальные сети являются источником социальной поддержки и определяют её эффект. Этот эффект зависит также от личностного ресурса восприятия социальной поддержки. Чем лучше развит этот ресурс, тем выше эффект. В целом социальная поддержка оказывает буферный эффект при воздействии стрессовой ситуации на личность, прямой и непрямой эффекты, связанные с воздействием на самооценку.
Таким образом, целью профилактики является развитие каждого из компонентов социально-поддерживающего процесса, т.е. обучение восприятию, поиску и оказанию социальной поддержки, модификации, формированию и созданию социально-поддерживающих сетей. Предполагается, что обученные в группах социальной поддержки лица будут передавать свои знания и фасилитировать поведенческие навыки другим; с одной стороны, служить нормативной социальной моделью, а с другой – противодействовать вхождению подростка в асоциальные наркотизирующиеся группировки, оказывающие вместо социальной поддержки социальное давление. Развитие социально-поддерживающих сетей с целью первичной, вторичной и третичной профилактики предполагает подготовку «доноров» социальной поддержки – субспециалистов, основанную на получении определенной информации и обучении поведенческим навыкам. В процессе обучения происходит осознание собственного опыта преодоления психосоциальных проблем. В целом субспециалисты (взрослые и молодые люди), пройдя отбор и тщательную подготовку, выполняют поддерживающие функции, включаясь в групповые процессы в среде детей и подростков, проявляющих поведение риска или аддиктивные формы поведения, а также имеющих непреодолимые серьезные проблемы. Такого рода вмешательство аналогично психотерапевтическому воздействию и должно проводиться под руководством специалиста [82, с.78]. Модификация стратегии избегания. При формировании аддиктивного поведения стратегия избегания становится одной из ведущих поведенческих стратегий. При этом формируется тенденция к немедленному снятию, избеганию возникающего в стрессовых ситуациях эмоционального напряжения путем использования психоактивных веществ. Однако избегание – это вынужденный механизм поведения, основанный на недостаточно развитой системе личностно-средовых копинг-ресурсов и активных стратегий. Это стратегия, направленная на совладание со стрессом, способствующая его редукции, но обеспечивающая развитие и функционирование индивида на более низком уровне. В процессе формирования аддикции избегание может обеспечить и необходимые для совладания с зависимостью формы поведения, например: избегание ситуаций, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков, построение системы ограничений и т.д. В связи с этим основным принципом модификации стратегии избегания в программах первичной профилактики является принцип развития личностно-средовых ресурсов и активных стратегий совладания со стрессом (разрешение проблем, поиск социальной поддержки). В программах вторичной и третичной профилактики предусматривается тренинг специальных форм стратегии избегания ситуаций, связанных с наркотизацией, антиципационный тренинг – обучение навыкам предвосхищения возможных нежелательных стрессовых ситуаций и их последствий, а также ситуаций, связанных с давлением наркотической среды, искушением употребления алкоголя и наркотиков [82, с.78]. Развитие навыков эмпатии, аффилиации и социальной компетентности. Эмпатия и аффилиация тесно связаны с формированием различных форм поведения. Аффилиация, т.е. стремление человека быть в обществе других людей, усиливается в ситуациях, оцениваемых индивидуумом как угрожающие их благополучию, в стрессовых ситуациях. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает и углубляет стресс, а также способствует развитию неадекватных поведенческих форм реагирования на него. Аффилиация неразрывно связана с эмпатией, которая является многокомпонентным, но целостным процессом, включающим физиологический, кинестетический, аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты, существенно и положительно влияющим на качество общения и способствующим позитивным личностным изменениям. Низкий уровень развития эмпатии способствует формированию пассивного поведения, направленного на самоизоляцию, закрепляет негативную самооценку и в связи с этим способствует формированию зависимости от алкоголя и наркотиков. С эмпатией и аффилиацией тесно связана коммуникативная компетентность, представляющая собой сумму знаний и навыков о партнерах по общению и о коммуникативном процессе в целом и определяемая предшествующим опытом. Все эти составляющие представляют понимание аффилиативно-эмпатийных ресурсов в более широком и комплексном смысле как социально-психологического конструкта, регулируемого когнитивным, аффективным и поведенческим компонентами и организованного в систему эмоционального и межличностного понимания [82, с.79].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|