Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Социализация как социально-педагогическое явление




Тема 6. Социализация как социально-педагогическое явление

 

В центре внимания философов, писателей всегда был вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества. Интенсивно он стал исследоваться социологами и социальными психологами в последней трети XIX в. Социализация трансформировалась к середине XX в. в самостоятельную междисциплинарную область исследований.

Автором термина «социализация» применительно к человеку считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который еще в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Сегодня проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи и др. До 60-х годов под социализацией ученые понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Ученые по-разному трактуют концепции социализации, придерживаясь в основном двух подходов, которые расходятся в понимании роли самого человека в процессе социализации (следует заметить, что такое разделение условно).

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект взаимодействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли ученые: француз Эмиль Дюркгейм и американец Талкот Парсонс.

Второй подход основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Социализация трактуется как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализация человека имеет свои особенности.

Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Предлагаемая А. В. Мудриком периодизация весьма условна, но удобна с социально-педагогической точки зрения: младенчество – от рождения до 1 года; раннее детство -1–3 года; дошкольное детство – 3–6 лет; младший школьный возраст – 6–10 лет; младший подростковый – 10–12 лет; старший подростковый - 12–14 лет; ранний юношеский - 15–17 лет; юношеский - 18–23 года; молодость – 23–30 лет; ранняя зрелость – 30–40 лет; поздняя зрелость – 40–55 лет; пожилой возраст – 55–65 лет; старость – 65–75 лет; долгожительство - свыше 75 лет.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами, к которым можно отнести:

мегафакторы – космос, планета, мир; макрофакторы – страна, этнос, общество, государство; мезофакторы – регион, тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура; микрофакторы – семья, группы сверстников, воспитательные организации, конфессии; микросоциум.

___________

Задачи: ♦ раскрыть сущность социализации; ♦ определить соотношение понятий «социализация» и «социальное воспитание»; ♦ раскрыть факторы социализации; ♦ проанализировать влияние социальных факторов на развитие и социализацию личности.

План занятия

1. Сущность понятия «социализация». Социализация как социально-педагогическое явление.

2. Соотношение понятий «социализация» и «социальное воспитание».

3. Факторы социализации, их влияние на развитие личности.

Практические задания

Задание первое

1. Раскройте сущность понятия «социализация».

2. Проанализируйте различие подходов к понятию социализация в концепциях, разработанных учеными.

Задание второе

Работая в микрогруппах, дайте характеристику факторов социализации (схема 3). Докажите их влияние на личность и приведите примеры.

 

Схема 3

Факторы социализации личности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...