Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогическая деятельность социального педагога в работе с семьей




Задание двенадцатое

Составьте «Социальный паспорт семьи» (см. материалы к теме).

 

Материалы к теме

Социально-педагогическая деятельность социального педагога в работе с семьей

 

Социальный педагог проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает воспитание детей, организацию ухода за ними, оформление опекунства, усыновления, защиту детей, заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии, организацию досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, возрождение народных традиций, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни.

Социальные педагоги предпринимают необходимые меры в случаях жестокого обращения с детьми в семьях, работают с семьями группы «социального риска», приходят им на помощь в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей и т. д. ).

Формы работы социального педагога с семьей разнообразны. Выбор их зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении. Поэтому необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к изменяющимся условиям.

При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие или отсутствие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.

Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями:

со службой социальной помощи населению ведет работу по выявлению семей группы риска и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, службы знакомств, семейного просвещения и самообразования и т. д;

со службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги престарелым, одиноким, инвалидам;

со службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей;

со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Алгоритм изучения семьи

 

Важно изучить:

- состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т. д. );

- жилищно-бытовые условия;

- материальную обеспеченность;

- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);

- характер взаимоотношений в семье:

а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др. );

б) между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

в) позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»);

г) отношение ребенка к родителям.

Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:

«Я нужен и любим и люблю вас тоже»;

«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;

«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»;

«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».

Первые две позиции являются оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, т. е. признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого. К сожалению, чаще встречается менее благоприятная установка, что создает проблемы в развитии личности.

Можно выделить следующие типы отношений ребенка к родителям:

дорожит семейными отношениями;

родители авторитетны;

относится безразлично;

относится пренебрежительно;

остро переживает семейную драму;

тяготеет к одному из членов семьи.

Рекомендуется выделить те проблемы в семье, которые оказывают негативное воздействие на ребенка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал, конфликтные взаимоотношения и т. д. ).

Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков ребенка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...