Ранняя история современных кельтских королевств 6 глава
Те, кто не возрос в Церкви, поступают противоположно обычаям Церкви,...придя от других обычаев, они принесли с собой свои традиционные способы... одетые в плащи и препоясав чресла... Такое обыкновение, может быть, и могут соблюдать... те, кто обитает в отдаленных местах и ведут свою жизнь вдали от других людей. Но почему должны они одеваться так в церквах Божиих, изменяя обыкновения стольких лет, таких великих прелатов, на другие обычаи?»21 Мы остановились на раннем христианстве Галлии, поскольку современные тексты являются относительно полными и аутентичными. У нас нет современных местных свидетельств об истории ранней церкви в Британии, за исключением нескольких надписей на камнях, найденных в западной части острова22. Местные литературные тексты в Британии появляются не ранее VI века, а в Ирландии, где письменность была введена, по всей вероятности, в V веке, во времена св. Патрика, нашими единственными подлинными документами столь раннего времени являются его собственные произведения. Поэтому в наших сведениях о начальном этапе христианства в Британии мы главным образом основываемся на современных континентальных авторах, а наши самые полные источники информации по этому вопросу происходят из Галлии. Наши первые непосредственные данные о христианстве в Британии тем не менее исходят из двух африканских источников. Тертуллиан. писавший около 200 г., говорит, что Евангелие уже достигло нероманизированных областей Британии (недоступные римлянам земли бриттов подчинились Христу — Britannorum inaccessa Romanis loca Christo vero subdita)23; а Ориген, писавший около 240 г., говорит о христианстве как о силе, объединяющей бриттов (quando enim terra Britanniae ante adventum Christi in unius dei concensit religionem?)24. Широко известное предание говорит о трех первых мучениках в Британии — св. Альбане в Веруланиуме25 и Аароне и Юлии в Карлайле или Честере, или, возможно, в Карлионе. Акростих, нацарапанный на красной штукатурке римского дома в Сирениестере, который с высокой степенью достоверности может быть интерпретирован как крест, составленный из слов Раter noster вместе с аlрhа и оmеgа, и в целом представляет собой христианскую криптограмму, что предполагает использование креста в качестве христианского символа в Британии еще до Церковного Мира при Константине в 312 г.
У нас нет сведений об обращении Британии или об источнике введения христианства; но очевидно, оно уже было достаточно распространено в ранний период римского владычества, а судя по присутствию трех британских епископов на Арльском соборе в 314 г.26 и в Римини27 [204] в 359 г., можно сделать вывод, что Британия уже имела церковную организацию28. Очевидно, в IV веке она находилась в мире и согласии с галльской церковью, так как св. Афанасий говорит, что британская церковь приняла определения, утвержденные Никейским собором в 325 г.29, а Иларий Пуатьеский30, как и Афанасий31, упоминают британских епископов, как и епископов Галлии, в числе своих последователей. В циркуляре Константина, обращенном ко всем провинциям империи и имевшим своей целью введение единого образца празднования Пасхи, в число стран, к которым было отослано это письмо, включены британцы32. Письма св. Иеронима постоянно причисляют британцев к народам, чтящим Христа. За последние годы к нашим знаниям о христианстве в Британии римского периода многое добавила археология. Небольшое здание, раскопанное в Силчестере, с 1893 г. считается христианской церковью на основании своей планировки, однако, хотя недавно оно было исследовано вновь, результаты исследования еще не были опубликованы и христианское назначение этого здания не вполне доказано. В римском городе Кервенте в развалины римских публичных бань было встроено небольшое здание, план и ориентация которого позволяют с уверенностью говорить о христианской церкви33. Это строение может служить свидетельством континуитета римско-британского христианства в постримский период; однако и в данном случае мы не располагаем неопровержимыми доказательствами. Беда, рассказывая о мученичестве св. Альбана, говорит о церкви в Веруланиуме как все еще существующей в его дни и о других церквах в Кентербери, восстановленных саксонским королем Этельбертом Кентским, из которых одна, расположенная непосредственно за чертой города, была предназначена для его королевы Берты и ее франкского капеллана Лиудхарда, а остальные использовались Августином, его монахами и новообращенными.
Самыми важными раскопками материальных свидетельств римского христианства в Британии являются раскопки виллы Лаллинстоун в Кенте в 1949 г.34 Между 364 и 370 гг. владелец этой виллы и его семья стали христианами. По меньшей мере две из ее верхних комнат, по всей видимости, были переоборудованы для использования в качестве христианской часовни, а на одной из стен были восстановлены фрагменты крашеной штукатурки, представляющие шесть человеческих фигур, простерших руки в стороны, в соответствии с обрядом ранней христианской молитвы; и вдобавок к этому на стене передней комнаты была нарисована большая монограмма Сhi-Pho, заключенная в венок. Очевидно, на этой вилле в течение второй половины IV века жили христиане, и вполне вероятно, хотя опять же не доказано, что они обустроили [205] эту часть дома как домашнюю часовню или домашнюю церковь, наподобие тех, что предшествовали независимым базиликам, и христианские богослужения здесь продолжались, очевидно, и в V веке. Уже перед самым окончанием римского владычества и, несомненно, в результате Церковного Мира при Константине христианство стало официальной религией в Британии. Сообщение между британской и континентальными церквами не прерывалось даже после ухода римлян. Варвары-пираты, уже сделавшие опасными и труднопроходимыми Северное море и Ла-Манш, не устрашали церковных и даже частных путешественников в их поездках на континент и обратно. Довольно странно, что это происходило именно в тот период, когда Рим впервые начал выказывать активный интерес к британским делам. В это время некий Пелагий, монах кельтского происхождения, вероятно, бритт, сыграл важную роль в распространении на континенте определенных взглядов, сочтенных еретическими, и мы узнаем от Проспера Аквитанского, авторитет которого по этому вопросу несомненен, что Британия рассматривалась как цитадель этой ереси35.
Взгляды Пелагия36 нигде не выражены им самим развернуто, и мы вынуждены по большей части опираться на сообщения его противников. Ересь, приписываемая ему, отрицала первородный грех и считала, что человек способен избежать греха своими собственными усилиями, не прибегая к помощи божьей милости. Придерживался ли Пелагий таких взглядов еще до того, как он покинул Британию и уехал в Галлию, неизвестно, но последовавшие за этим длительные и жаркие споры, известные под названием «Милость и Свободная Воля», в результате привели Британию, вероятно, в более тесное соприкосновение с континентальной церковью, чем когда-либо. Соответственно, в 429 г. папа Целестин послал Германа, епископа Оксерского, в качестве своего представителя (vice sua) в Британию для искоренения зла37. Мы располагаем подробным рассказом об этой поездке в изложении Констанция38, очевидно, лионского священника, писавшего в конце V века, вероятно, по заданию епископа Лиона. Констанций также фиксирует второй визит св. Германа, который скорее всего происходил около 445 г., однако у нас нет данных, подтверждающих этот факт. Из характера повествования Констанция явствует, что оно было составлено прежде всего для назидания и не замышлялось как исторический документ, и сам автор старается снять с себя ответственность за достоверность приводимых им фактов. Он все еще придерживается литературных стандартов, привитых в римских школах Галлии39. [205] Даже Британия все еще извлекала выгоду из школьного образования, введенного в этой стране римлянами, принимая активное участие в интеллектуальной жизни континента, а британцы до сих пор могли свободно переезжать на континент и обратно. Это мы узнаем из собрания датируемых этим периодом анонимных писем40, возможно, пелаги-анских по тону, определенно либеральных по духу и даже демократичных по своим взглядам. Одно из этих писем, по-видимому, было написано британцем, путешествующим за границей, своему отцу, вероятно епископу, так как сын обращается к нему «honorificentia tua» и «parens delectissime». Автор этого письма берет с собой свою маленькую дочку для религиозного обучения на Сицилии и просит своего отца не печалиться по поводу нее, но думать о ней, как если бы она была сыном, «который для своего образования должен быть на время отделен от любящих его»41.
По всей вероятности, христианство в Британии имело непрерывную историю. В Восточной Британии нашествия язычников-саксов все сильнее затрудняли сообщение с континентальной церковью, и начиная с V века наши континентальные источники прерываются. После этого мы оказываемся в зависимости от британских материалов, археологических, эпиграфических и литературных, дополненных ирландскими (латинскими) источниками по всем этим дисциплинам. Картина, вырисовывающаяся из них, показывает постоянное распространение христианства на запад наших островов за пределы Римской империи. В бриттском (кельтском) королевстве Стратклайд обнаружены останки двух христианских кладбищ. Эти открытия были сделаны благодаря надписям на знаменитом Кэтстоуне в Керклистоне в 6 милях к западу от Эдинбурга42, стоящем посреди могил; и по еще более знаменитому могильному камню из Йерроукерка близ Селкерка, который также когда-то стоял на большом христианском кладбище43. На юго-западе полуострова Голуэй располагается большое количество ранних камней с надписями44. Древнейшим из них считается камень Latinus на острове Уитхорне, датируемый V или VI веком. Самый любопытный из Керкмадрайнских камней, поставленных в память о трех священниках, вероятно, также датируется V веком45. Три Керкмадрайнских камня и два камня в Уитхорне поставлены в память христиан и, должно быть, находятся на месте древних церквей. В ходе раскопок поблизости были обнаружены ранние церкви, в частности церкви на традиционном месте часовни св. Ниниана на острове Уитхорне, в одноименном поселке46 и на острове Ардуэлл47. Предание VIII века, записанное Бедой (Н. Е. III. 4), утверждает, что св. Ниниан48 обратил южных пиктов «задолго до того», как св. Колумба обратил северных. Св. Колумба [207] умер в 597 г. Беда добавляет, что locus (место монастыря) Ниниана был известен как Candida Casa («белый дом»), «ибо там он построил церковь из камня, необычного среди бриттов»49.
У нас нет данных о христианизации острова Мэн, Уэльса или Корнуолла. Тем не менее предполагается, что в Уэльсе христианство без перерывов существовало с римских времен, хотя это и не подтверждено. Один камень из Пентревойласа в Денбигшире, V или начала VI века, весьма вероятно был частью раннехристианского кладбища, располагавшегося на том же месте, где был найден камень50. Возможно, самым убедительным свидетельством ранней датировки христианской церкви в Уэльсе является существование в Ирландии ряда христианских латинских заимствований, по-видимому, занесенных в Ирландию британскими миссионерами еще до прибытия в 431 г. Палладия (см. ниже с. 211). Этого запаса религиозных понятий, с некоторыми ирландскими дополнениями, было вполне достаточно, чтобы создать каркас христианской терминологии для общины с еще очень простой организацией51. Первым валлийским святым в местной традиции является св. Дубриций (валл. Диврик), однако первое житие валлийского святого — вероятно, «Житие св. Самсона» из Дола в Бретани — датируется периодом не ранее VII века. Представляется вероятным, что во времена ранней церкви между землями по берегам залива Солуэй-Ферт, залива Моркам и Ирландского моря поддерживались тесные контакты, благодаря которым они представляли собой общее культурное пространство. Считается, что мэнский язык ближе всего к гэльскому, на котором говорили в то время в Голуэе52, и вполне возможно, что источником мэнского христианства53 в ранний период стала процветающая христианская церковь этого региона. Как бы то ни было, и традиция, и археология предполагают, что обращение в христианство жителей острова Мэн восходит к V веку, к деятельности святого, которому посвящена кафедральная церковь св. Германа на острове Пил. Посвящения св. Патрику, по всей видимости, появляются позднее, а ранние доскандинавские кресты не демонстрируют особых ирландских черт. Из шести раннехристианских памятных камней один из Кнок-и-Дуна в Андреасе с надписями как огамом, так и латинским алфавитом относят к V веку. Из трех наиболее интересных памятников с надписями древнейшим является так называемый «ноготковый» столб с надписью, упоминающей епископа Инрейта, датируемый VII веком. Мы не располагаем никакими письменными свидетельствами в отношении ранней мэнской церкви, но, судя по археологическим материалам, мы можем предположить, что ее структура в целом совпадает [208] с ранними учреждениями кельтской церкви на Британских островах. Эта церковь была монастырской по своей организации и состояла из крупных монастырских образований, соответствующих валлийским церквам (сlas), с определенным количеством подчиненных церквей, известных в Уэльсе как Пап. Единственное довикингское монастырское образование на острове Мэн, соответствующее валлийскому сlas, располагалось в Моголде, где сохранилось богатое собрание крестов, а каменная стела Инрейта предполагает, что Моголд был резиденцией первых епископов. Здесь, как и кое-где в Ирландии и Шотландии, мы обнаруживаем в уединенных местах небольшие жилища отшельников, либо единичные, либо о нескольких хижин, окруженных оградой и содержащих небольшую молельню, такие как Сrоnk nа Irree Lаа в нескольких милях к югу от Пила. Особой чертой Мэна является большое число маленьких часовен, окруженных земляной насыпью, часто воздвигнутых над ранними могилами. Они широко распространены по всему острову, четыре из них располагались на церковном погосте в одном лишь Моголде. В ограде обычно находятся также маленькие каменные святилища, более ли менее прямоугольные, известные как кеШз. Точная датировка на данный момент невозможна, однако это скопление часовен вокруг церкви в Моголде сравнимо с многочисленными часовнями, связанными с важнейшими ирландскими монастырями, такими как Клонмакнойс, где их можно видеть до сих пор. В Корнуолле, как и в Уэльсе, христианство, вероятно, вело непрерывную историю с римских времен, ибо, хотя у нас и нет свидетельств раннего периода, мы видели (см. выше с. 79 и ел.), что Бристольский залив объединял Южный Уэльс и Корнуолл в единую культуру. У нас есть девять памятных камней, которые по своей римской эпиграфике могут датироваться V или VI веками, и два из них демонстрируют раннюю форму монограммы Сhi-Rho54.
Именно римляне первыми научили бриттов резьбе по камню, и несомненно, в конечном итоге именно этой римской технике бритты обязаны многочисленностью своих ранних каменных надписей. Кроме того, перед глазами бриттов постоянно находились римские каменные надписи, разбросанные по всей стране. С другой стороны, все бритт-ские (латинские) надписи были сделаны на надгробных памятниках, в то время как римские надгробия носили сугубо официальный и военный характер. Более того, почти все бриттские надписи V века являются личными и христианскими. Подобные прецеденты не были характерны для среды ранних христиан римской Британии, которые, по-видимому, не воздвигали надгробий. Бриттские надписи с V по VII век [209] очень напоминают надписи христианской Галлии не только по обычаю именно таким образом чтить память умерших, но и по используемым формулам и типу написания. Хотя в целом фразеология и эпиграфика Британии сформировались в небольшой временной промежуток, стилистика надписей первых британских надгробных камней была заимствована из Галлии в первой половине V века. Эти характерные черты галльского христианства, очевидно, появились на западных берегах Британии благодаря постоянному морскому сообщению55. Особый интерес в этом отношении представляет одна важная надпись с острова Англси. Мы уже упоминали мемориальную табличку в церкви Ллангадваладра в память «славного короля Катамана», то есть короля Кадвана из Северного Уэльса, умершего в 625 г. Эта надпись выполнена почти чистым рукописным полуунциалом и представляет позднейшее континентальное рукописное написание того времени. Две другие надписи с Англси (СIIС nos. 968, 971) выполнены тем же стилем. Сыном Кадвана был великий Кадваллон, убивший короля Эдвина Нортумбрийского, а церковь была, очевидно, основана его внуком Кадваладром, умершим в 664 г. У этой династии были все причины чтить память своего основателя в хвалебных тонах, напоминающих панегирики бардов, и под их же покровительством двор Англси и Северного Уэльса вполне мог начать культурное общение с некоторыми галльскими дворами, отголоски которого мы обнаруживаем в начале IX века. Мы видели, что саксонские набеги на Восточную и Юго-Восточную Британию не смогли прервать сообщение Британских островов с континентом, и хотя они должны были служить серьезной помехой церковным контактам, они, несомненно, не могли полностью их исключить. В документах зафиксировано, что св. Витриций56, епископ Руана приблизительно с 380 по 408 г., с которым были знакомы св. Мартин и св. Паулин Ноланский, посетил Британию около 395 г.; история пелагианства, анонимные письма, упоминавшиеся выше, и поездка св. Германа в Британию в 429 г. также предполагают непрерывные связи с Британией в течение всего V века. Это подтверждает и история колонизации Бретани, а в VI веке мы видели, что страны по берегам Ирландского моря объединяли с Галлией постоянные морские пути. И на самом деле именно в этот период в Ирландии появилось христианство. Как христианство впервые попало в Ирландию? Обычно считается, что обращение произошло в V веке, вероятно в самом его начале, и, возможно, шло по двум направлениям. Наши первые достоверные заметки содержатся в «Хронике» Проспера s. а. 431, согласно которым [210] папа Целестин рукоположил некоего Палладия и послал его в качестве первого епископа к ирландцам, «верующим в Христа» (in Christum credentes). Надежность свидетельства Проспера несомненна и предполагает, что еще до 431 г. в Ирландии существовали христианские общины, уже обладавшие достаточно серьезной организацией для того, чтобы Рим послал епископа для обслуживания их потребностей и для включения их в сферу римской церкви. Прямые континентальные свидетельства, доступные нам, не дают указания на первоначальный источник обращения, однако поясняют, что древнейшая христианская организация на острове имела римское происхождение. С этих пор мы должны опираться на латинские тексты, записанные в Ирландии. Ранняя и непрерывная ирландская традиция (в латинских произведениях) говорит, что христианство было принесено в Ирландию св. Патриком57 примерно в то же время, когда проходила миссия Палладия, или же вскоре после этого. Анналы Ульстера (s. а. 431), несомненно, опираясь на Проспера, сообщают, что Палладий был послан римским епископом Целестином в качестве первого епископа скоттов (ирландцев). В следующем году те же хроники фиксируют (s. а. 432) прибытие в Ирландию Патрика. На самом деле о миссии Палладия нам больше ничего не известно. Анналы Ульстера содержат некоторое количество упоминаний о смерти Патрика под разными датами, например, 457 г., где он называется senex Patricius (Quies senis Patricii ut alii libri dicunt); 461 г. (Hic alii quietem Patrici dicunt), и вновь в 492 г. Эти расхождения находили самые разные объяснения58 и, возможно, частично обязаны своим возникновением компилятивному характеру хроник; однако для наших целей важен тот факт, что в соответствии с древнейшей ирландской исторической традицией христианство было принесено в Ирландию в V веке. Нашими первыми и в действительности единственными надежными историческими документами о миссии Патрика и основании его церкви являются два латинских письма, на основании внутренних данных датируемые этим периодом и, по-видимому, написанные самим святым. Это «Исповедь» и Письмо солдатам Коротика. Оба лаконичны, но оба чрезвычайно важны. В первом говорится, что Патрик происходил из романизированной бриттской семьи и что в возрасте 16 лет он был увезен в рабство в Ирландию, что там он провел 6 лет, а затем бежал и что, получив чудесное видение, он вернулся в Ирландию и основал церковь «на краю земли», «ad exteras partes ubi nemo ultra erat (Confessio, 51), «in ultimis terrae» (ibid, 58). Эти выражения не имеют географического значения, но являются традиционной античной формой обозначения Британских островов, все еще использовавшейся, но уже [211] не воспринимавшейся буквально. Именно таким образом св. Колумбан уже в начале VII века называет Ирландию в письме папе Бонифацию IV (АD 612-613): «Мы, все ирландцы, обитатели края земли»59. Не сохранилось никаких «Деяний» этого святого; не дошло до нас и раннее «Житие». Мы располагаем лишь очень немногими преданиями о его учениках. Было доказано, что почти все документы, якобы написанные им самим или его учениками, являются подделкой60. Биографические сочинения Муирху и Тирехана, составленные в конце VII века, утверждают, по всей видимости справедливо, что авторы включили в них предания по крайней мере предшествующего поколения, и соответствуют другим легендам, сохранившимся в более поздних трудах. Эти ранние памятники рисуют нам цельную картину церкви, основанной Патриком в V веке, совершенно римской по происхождению, традиции, характеру и епископской организации. В этом отношении они согласуются с «Исповедью», в которой святой рассматривал себя и своих соотечественников в Британии как римских граждан. Мы можем отбросить сложный и спорный вопрос об аутентичности и тенденциозности свидетельств о Патрике в целом, ибо его собственные произведения дают нам ясное представление о его миссии и об основанной им церкви, и эти писания V века, конечно, представляют собой первые подлинные свидетельства о христианстве на наших островах с тех пор, как этот вопрос перестают освещать континентальные источники. В действительности общепринятым является мнение, что все эти ранние тексты свидетельствуют о существовании церкви в Ирландии с V века, по всем существенным параметрам организованной подобно современной епископской церкви в Галлии. Мы уже видели, что галльская церковь была по преимуществу городской церковью, отражающей официальную юридическую и административную систему римского гражданского устройства. Вероятно, такова же была организация ранней церкви в Британии, с которой был знаком Патрик. Поздняя легенда о его пребывании в Лерине и о его контактах со св. Мартином Турским, и вообще с любой континентальной церковью, лишена какого бы то ни было основания. Однако, признавая Патрика родоначальником ирландской епископской церкви, мы сталкиваемся с серьезным затруднением. В наших традиционных представлениях об ирландской церкви VI века церковь Патрика играет сравнительно маленькую роль. Организация частично епископальная, но большей частью монашеская. У нас нет никаких аутентичных сведений о непосредственных преемниках Патрика, а крупные епархии, которые, согласно традиции, возникли по всей Ирландии в этот период, никогда не считались установленными ни им, ни [212] Палладием, ни кем-либо из их учеников. Эта ирландская церковь в VI веке предстает перед нами организованной и управляемой по монашескому образцу. Как бы то ни было, не существовало центральной организации, располагавшей властью над всеми монастырями. Каждый большой монастырь был независим и управлялся аббатом, обладавшим полными правами и обязанностями по отношению к его землям и финансам, хотя часто и находившимся в более или менее тесном родстве с крупными светскими владельцами, от покровительства которых, по-видимому, в определенной степени зависело само возникновение и благосостояние монастырей. Каждый из этих больших независимых монастырей обладал полным самоуправлением. В каждом из них были свои правила и свои аскетические установления. По организационной структуре и по тому влиянию, которое они имели, монастыри соответствуют валлийским церквам (сlas), «материнским» церквам Уэльса, которые иногда формировали центры подчиненных им церковных общин, а время от времени даже основывали или предоставляли свое покровительство и благословение и распространяли свои преимущества и свои правила на отшельнические убежища (см. ниже с. 215). Среди крупных ирландских монастырей, притязающих на основание святыми и традиционно относимых к VI веку, были Клонмакнойс на западе, основанный св. Киераном, ставший важным религиозным и образовательным центром; Бангор в графстве Даун на северо-востоке, основанный св. Комгаллом и превратившийся в крупнейший центр исторических изысканий; Клонард на востоке, обязанный своим возникновением св. Финниану и вошедший в пословицы из-за количества святых, согласно традиции, вышедших из этого монастыря; Лисмор на юге, основанный Мо-Хутой, развивший интересные интеллектуальные контакты с континентом. Другими важными монастырями были Ардмор в графстве Уотерфорд, основание которого традиция приписывает св. Деклану, главному святому деси, и который до сих пор остается тихой обителью, вряд ли испытавшей какие-либо перемены со времен возведения ее круглой башни; и Имблех Ибайр (Эмли), главная церковь Эоганахтов древнего Мунстера, находящаяся на расстоянии около 50 миль от Ардмора и основанная св. Айлбе. Согласно традиции, эти мунстерские церкви были основаны до прибытия св. Патрика, и это вполне может соответствовать действительности. Мы не знаем точно, как или когда в Ирландии появилась монастырская система. В некоторых отношениях она сопоставима с системой, введенной св. Мартином в Галлии, и она стремительно распространилась по всему острову, а с ней пришли новый дух мистицизма, [213] новый и более строгий образ жизни, большая религиозная ревность и аскетическая дисциплина. Как мы уже видели, это движение происходит от аскетов восточных пустынь, Египта, Сирии и Месопотамии. В своем бегстве от суетного мира эти отшельники отвергали мирскую жизнь и отказывались от родственников и даже от собственных имен. Евгиппий в своем «Житии св. Северина», апостола дунайских племен в Норике (современная Австрия), сообщает, что до конца своих дней святой ни разу не раскрыл своего имени. Эта демократическая открытость, всегда бывшая и все еще остающаяся главным принципом монашества, несомненно, составляла один из решающих факторов его быстрого успеха на западе. Мы также видели, что именно эта черта в новом монашеском движении в Галлии оскорбила папу Целестина (см. выше с. 204). В действительности это новое движение в Галлии было вынуждено вести суровую борьбу там, где епископальная система церковного управления была глубоко укоренена в системе римского местного управления. В Ирландии не существовало изначальных трудностей организации. Это была пастушеская страна, без городов, никогда не знавшая римской администрации. Монастыри служили превосходными центрами для обслуживания религиозных потребностей и цивилизующего влияния на окружающие племена. Поэтому не возникало конфликта епископских и монастырских прав, который разразился в Галлии. Основные споры время от времени происходили между самими крупными независимыми монастырями. Хроники сообщают несколько случаев, когда такая враждебность даже приводила в поздние времена к вооруженным столкновениям. В целом, однако, Ирландия VII века представляет собой карту крупных монастырских формирований, независимых, глубоко религиозных, охотно культивирующих ученость, образование и цивилизацию. Важно подчеркнуть, что здесь, как и в Галлии, различие между ди-оцезными и монастырскими церквами является просто различием между церковным управлением и церковной практикой, а не различием в доктринах. Монашеская церковь никогда не была еретической или схизматической. Она во всех отношениях была привержена установленной иерархии католической церкви с епископом во главе и пресвитером, дьяконом и низшим клиром в его подчинении. Епископ освящал церкви и рукополагал других епископов. Он часто жил в монастыре и иногда совмещал обязанности епископа и аббата. Это не противоречило никаким правилам, и хотя это явление монастырского уклада обычно называется «кельтской церковью», этот термин не вполне точен, ибо эта церковь во всех своих существенных проявлениях оставалась [214] ортодоксальной. Тем не менее в период, когда варварские нашествия сделали затруднительными заморские путешествия, а церковь в кельтских странах была лишена возможности принимать постоянное участие в деятельности континентальной церкви, церковь в Ирландии стала чрезвычайно консервативной и до некоторой степени устаревшей даже в своих обрядах, и термин «кельтская церковь» стал обозначать именно эту консервативную форму церковной практики. В самой Ирландии монастыри были столь могущественны и многочисленны, что «кельтская» и «ирландская церковь» стали практически взаимозаменяемыми терминами. Мы не знаем, какими путями монашеское движение проникло на Британские острова. Некоторые данные указывают на то, что проникновение монашества шло через юг Ирландии, возможно через Ардмор; однако напрямую из Галлии, через Аквитанию, или из Северной Испании, или из Восточного Средиземноморья, неизвестно. Может быть, были задействованы все эти пути. Более того, в тесной связи с развитием монашества во всех западных кельтских церквах возникло движение, исповедующее истовый аскетизм и получившее название «отшельнической реформы», однако следует учитывать, что этот термин не вполне адекватен и может создать неверное представление, так как «отшельники» нередко составляли определенную общность внутри монастыря или же находились в пределах сто юрисдикции, а приверженцы более жесткого аскетизма жили в одиночестве или небольшими группами на удаленных морских островах или в уединенных местах. Шотландский топоним Dysert, ирл. disert (лат. desertum) до сих пор напоминает об этих ранних убежищах, а развалины этих ульевидных строений (clochan) [илл. 39] всe еще сохраняются на острове Инишмеррей недалеко от побережья Слайго (см. илл. 40). Небольшое поселение, похожее на орлиное гнездо, было найдено на вершине скалы Скеллиг Михаел в 8 милях от побережья Керри (см. илл. 41); подобные общины располагались на островах группы Внутренних Гебрид и на острове Рона61, с молельней и кладбищем в 60 милях к северу от мыса Батт-оф-Льюис, а также на острове Сула-Скeр62, в десяти милях от Роны, с часовней и ульевидиыми хижинами. Именно в поиске подобной уединенной земли в океане Кормак уа Лиатан, аббат Дарроу, одновременно епископ и отшельник, оказался в арктических районах и в конце концов прибыл на остров Иона63. Самым интересным из этих путешествий представляется историческое путешествие св. Колмана, который, по сообщению Беды (Н. Е. IV, 4), удалился со своими последователями после синода в Уитби в 662 г. на остров Инишбофин неподалеку от западного побережья Мэйо. [215] [216]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|