Ранняя история современных кельтских королевств 9 глава
Соответственно, Брендан и его спутники, числом 90 человек, отправились через западные моря в трех лодках, встречая по пути разные [246] чудесные острова. Путешествие длилось несколько лет, пять или семь по разным версиям. Монахи каждый год праздновали Пасху на спине кита. После многочисленных приключений, неожиданных встреч с дьяволом и видений Ада они достигли прекрасного острова с церковью. Там они услышали человеческие голоса, восхваляющие Господа, и получили божественное послание, начертанное на деревянной табличке, приказывающее им вернуться домой: «Остров, который вы ищете, найдете, но это не он». По возвращении домой Брендан рассказал св. Ите о своем путешествии, и она объяснила его неудачу тем, что он плавал на лодках, покрытых шкурами убитых животных, после чего он и его монахи построили в Коннахте большие деревянные суда и, посетив сначала Аранмор, отправились на запад через океан. Они посетили на своем пути многочисленные заколдованные острова — включая остров мышей величиной с морских котов; другой остров, на котором жил чудовищный морской кот, а также старый отшельник, направивший их к острову, который они искали. Ирландская версия обрывается на их приеме святым стариком с голосом, как у ангела. На нем не было одежды, но все тело его было покрыто белыми перьями, как у голубя. От него они получили духовное наставление. На этом месте заканчивается ирландское «Житие», но латинские версии рассказывают о возвращении Брендана; о последующем путешествии в Британию и его посещении Гильдаса; о многих монастырях, основанных им в Ирландии, включая самый знаменитый из них, Клонферт, и, наконец, о его смерти — случившейся, как считается, в 577 г.,— и о его похоронах в Клонферте.
В «Житии» наибольшее внимание уделяется скорее странствиям святого, чем его плаванию. Он отправился в паломничество в ответ на небесное видение, чтобы найти убежище в океане, это — духовная цель его видения; но ему не было дозволено остаться, и он вернулся, чтобы проповедовать спасительный путь ирландцам. Примечателен рассказ о его смерти на руках его сестры Бриг: «В воскресенье, принеся на алтарь святые дары, Брендан сказал собравшимся вокруг него: — Восхвалите перед Господом в ваших молитвах мой уход из жизни. На что его сестра Бриг сказала ему: — Отче, чего тебе бояться? — Я боюсь — сказал он — что я умру в одиночестве и что путешествие будет темным; я боюсь незнакомых земель, присутствия Царя, приговора Судьи»129. [247] Но составитель Мартиролога Энгуса не разделяет опасений Брендана. Он отмечает день 16 мая словами:
«Призвание Брендана из Клуайна (то есть Клонферта) В победную вечную жизнь». С «приключениями» и «плаваниями» тесно связан жанр «видений», являющийся естественным развитием тенденций, заложенных в этих двух сюжетных категориях. В совокупности они составляют нечто вроде духовной трилогии. «Видение», как «приключения» и «плавания», было представлено еще в языческой литературе, где оно называлось baile (см. выше с. 175). В своем христианском варианте оно стало известно как visio (лат.), а в Ирландии по производному от этого слова fis, или чаще aislinge; но термины baile и aislinge не всегда строго различаются. Жанр aislinge был литературной формой, широко распространенной в интернациональной литературе Средних веков, и является одной из обычных составляющих в житиях святых. В VII веке «Видения св. Колумбы» составляют один из трех разделов, на которые Адам-нан разбил написанное им «Житие» (см. выше с. 233). Этот литературный жанр мимоходом вводится у Беды в описании видения Дрихтхельма (Ессles. Нist. V. 12). Кульминацией этого жанра стала «Божественная комедия» Данте.
Ирландские видения многое говорят нам о том, что читали и изучали в первые века христианства в ирландском мире. Первый наш рассказ — рассказ о Фурсe130. Ирландская версия сохранилась в рукописи XVII века, хотя ее текст может датироваться XIII или XIV веками, и довольно близка к версии Беды (Н. Е., III, 19). Сохранились две латинские версии «Жития Фурсы», из которых первая, Vita Prima, датируемая, вероятно, VII веком, очень близка повествованию Беды и, возможно, происходит из «книжки», которую Беда три раза называет своим источником131. Согласно рассказу Беды (Н. Е., III, 19), Фурса был ирландским монахом, желавшим провести свою жизнь в странствиях из любви к Господу. Поэтому он переправился в Британию и поселился на земле короля Восточной Англии Сигеберта, где основал монастырь Кнобхересбург. идентифицируемый с Бург Каслом132. Очевидно, еще до того, как он покинул Ирландию, его поразила болезнь, одним из проявлений которой было состояние близкое к трансу, когда ему являлись небесные видения и призывы следовать святой жизни133. Когда он находился в своем английском монастыре, с ним случился один из приступов его заболевания, и однажды ночью, когда он впал в транс, его душа покинула тело, и ему было открыто чудесное видение хора ангелов, [248] поющих на небесах. На рассвете его душа вернулась, но три дня спустя вновь оставила тело и созерцала блаженство. Хотя злые духи своими нападками усердно старались помешать его вознесениям, они были изгнаны его ангелами-хранителями. В данном случае, в отличие от фантастического характера ужасных испытаний, описанных в «Видении Тундала», о чем речь пойдет позже, все испытания носят исключительно духовный характер. Более того, когда Фурса оказался на большой высоте, он увидел мир внизу в виде темной долины меж огромных костров; впрочем, и на сей раз его испытания имели аналогичную природу. Он был спасен от огня и нападений демонов сонмом ангелов и святыми людьми его народа, которые оказали ему духовную помощь. В конце концов его душа вернулась в тело. Беда сообщает далее, что впоследствии Фурса доверил заботу о монастыре другим людям и решил вступить на стезю отшельника; но в конце концов под угрозой языческих (то есть саксонских) набегов он переправился во Францию, где был хорошо принят при дворе франкского короля Хлодвига «или же патрицием Эрконвальдом», и, основав вблизи Парижа монастырь, умер и был похоронен в Перонне. Повести о жизни Фурсы представляют особый интерес ввиду реальности многих исторических деталей.
На ирландском языке составлено одно из первых и лучших видений, известное как «Видение Адамнана» (Fis Adamnan) 134. Это произведение будет подробнее обсуждаться ниже (см. ниже с. 312 и ел.). Здесь достаточно упомянуть, что оно относится к рассматриваемому литературному жанру и является якобы видением аббата Ионы, но, вероятно, написано в X веке. Тема повести, как и большей части латинской визионерской литературы,— видение, явившееся святому, когда его душа отделилась от тела и под водительством ангела-хранителя совершила путешествие на Небеса и в Чистилище, а также в Ад135. «Видение Тундала»'36 — латинское сочинение, по тематике близкое ирландскому «Видению Адамнана» и латинскому «Видению Фурсы». Но герой его — не церковник, а грешник и мирянин, рыцарь из Кашеля, который был ярым врагом церкви до того, как впал в транс, и его душа покинула тело и не могла вернуться, приветствуемая сонмом демонов-мучителей. После того как Тундал впервые в своей жизни воззвал к Богу, его ангел-хранитель отогнал демонов и обещал ему милость, но прежде рыцарь должен был пройти суровое испытание. Сцены, через которые затем проходит Тундал, особенно картины Чистилища и Ада, составлены в ярких красках и изображают ужасы, характерные для космополитического учения того времени и смягченные лишь подлинной симпатией к бедным и уважением к церкви, особенно [249] к отшельникам и святым, чей «облик был как полуденное солнце». Милосердные и благочестивые обитают во внешних Небесах, окруженных серебряной стеной, а святые, ангелы и сам Господь — за золотой стеной, а вся обстановка напоминает «Землю Обетованную». Автор был монахом по имени Марк, вероятно, из ирландского монастыря в Ратисбоне в Южной Германии. Аллюзии в повествовании указывают на то, что «Видение» было сочинено в 1148 г. и записано в 1149. Автор был, очевидно, родом из Мунстера и сторонником реформы св. Малахии, аббата Бангора (ум. 1148 г.) в графстве Даун, который ввел в Ирландии цистерианские правила и которого Тундал в своем откровении видел рядом со св. Патриком. С ним было еще несколько епископов, четверых из них Тундал знал лично. На самом деле, на протяжении всего фантастического повествования автор, как Данте, откликается на злободневные события, сообщая о встречах Тундала во время его видений с многими хорошо известными историческими лицами.
Обстановка и окружение, описанные в произведении, носят исключительно местный ирландский колорит, а эсхатология напоминает эсхатологию более ранней ирландской визионерской литературы; однако обнаруживаются и многочисленные следы влияния апокрифической литературы, все еще обращавшейся в Ирландии в XII веке. Добросердечность и духовность ирландской визионерской литературы в местной традиции, будь то ирландский или латинский языки, исчезла, и на смену ей пришел грубый символизм средневековых ужасов Ада и Чистилища, смягчаемые лишь музыкой и сиянием света в видении Небес. Образы детализованы и весьма конкретны, испытания носят физический характер, а сам текст «Видения», судя по всему, подвержен влиянию эстетики искусства восточной церкви, но лишен присущей ему величественности и экзальтированности. Духовный климат, характерный для эпохи «Века Святых», уступал постепенно место новой атмосфере средневековой церкви. Этот процесс нашел свое выражение, по всей видимости, и в том, что за исключением, пожалуй, «Плавания Брендана» (Navigatio Brendani) «Видение Тундала» стало самым популярным из всех повестей средневековой Ирландии и было переведено на все европейские языки. [250]
ГЛАВА 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|