Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какова ответственность управляющей организации (управляющего) перед управляемой организацией и третьими лицами (контрагентами управляемой организации)?




Надо отдать должное Закону об ООО в том, что ответ на этот вопрос дается достаточно полно в ст. 44. Его условно можно разделить на две части. Первая часть посвящена определению тех требований, которые Закон предъявляет к управляющей организации (управляющему) в процессе осуществления ею своих прав и исполнению обязанностей. Они заключаются в том, что управляющая организация (управляющий) должна действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно < 1>.

--------------------------------

< 1> Эти требования были достаточно подробно охарактеризованы в гл. 7 настоящей книги.

 

Нарушение названных требований неразрывно связано с нормами об их ответственности перед обществом, что и представляет собой вторую часть ответа об ответственности управляющей организации (управляющего). Согласно п. 2 ст. 44 управляющая организация несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу ее виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. При определении оснований и размера ответственности управляющей организации должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 3 ст. 44). При этом общество или участник вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных обществу управляющей организацией.

Анализируя основания и виды ответственности управляющей организации, некоторые авторы, на наш взгляд, применяют к управляющей организации (управляющему) нормы, которые на ее деятельность не имеют распространения. Так, в литературе была высказана точка зрения, в соответствии с которой договор с управляющей организацией относится к числу договоров, создающих отношения подчинения и переводящих взаимоотношения управляющего и управляемого обществ в разряд взаимоотношений основного и дочернего обществ < 1>. Но в таком случае согласно п. 3 ст. 6 Закона об ООО, если основное общество имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания, то основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Следовательно, в контексте приведенной точки зрения управляющая организация должна нести солидарно с управляемой организацией ответственность по сделкам, заключенным управляемой организацией. Так ли это?

--------------------------------

< 1> Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 1988. С. 241.

 

Согласно п. 2 ст. 6 Закона общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. 31 совместного Постановления N 6/8 указали, что взаимоотношения двух хозяйственных обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего общества. В том числе и применительно к конкретной сделке, в случае, когда основное общество имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним, либо давать обязательные для него указания.

Как следует из данных положений, во всех случаях признания общества дочерним определяющим критерием такого признания выступает возможность основного общества определять решения, принимаемые дочерним обществом. Следовательно, речь идет о двух самостоятельных субъектах гражданского права, одно из которых (основное общество) своей волей воздействует на волю другого лица (дочернего общества). Однако при заключении договора с управляющей организацией воля управляющей организации является волей самого управляемого общества. Управляющая организация в рамках переданных ей полномочий, выполняя функции исполнительного органа, самостоятельно приобретает права и принимает обязанности для управляемого общества, при этом не определяя решения, принимаемые управляемым обществом, непосредственно принимает решения от его имени. Кроме этого управляемая организация, реализуя полномочия единоличного исполнительного органа управляемой организации и действуя от ее имени, не является в этом случае самостоятельным субъектом гражданских отношений.

Таким образом, отношения управляющей и управляемой организации нельзя рассматривать как отношения между основным и дочерним обществами. Следовательно, управляющая организация не несет солидарной ответственности по сделкам, совершенным от имени управляемой организации.

 

Глава 12. КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ОБЩЕСТВА

С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

 

12. 1. Ревизионная комиссия (ревизор)

 

Согласно п. 6 ст. 32 Закона об ООО уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества.

Однако в обществах, имеющих более 15 участников, образование ревизионной комиссии является обязательным.

Ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности общества.

Ревизионная комиссия является выборным контрольным органом общества, причем принятие решения по избранию членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом общества.

Ревизионная комиссия должна строить свою деятельность на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности и ответственности.

Как правило, члены ревизионной комиссии (ревизор) избираются общим собранием участников в количестве не менее трех человек сроком от одного до пяти лет из числа участников общества. Члены ревизионной комиссии могут переизбираться на новый срок неограниченное число раз.

В абз. 3 п. 6 ст. 32 Закон устанавливает жесткое ограничение по некоторому кругу лиц, которые не могут быть членами ревизионной комиссии. К таким лицам относятся:

- члены совета директоров (наблюдательного совета) общества;

- лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества;

- члены коллегиального исполнительного органа.

Закон не предусмотрел никакого запрета по участию голосов членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа в избрании ревизионной комиссии (ревизора), аналогичного тому, который содержится в п. 6 ст. 85 Закона об АО, и предусматривает, что акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Но это никоим образом не означает, что если участники общества определятся именно с таким порядком избрания ревизионной комиссии (ревизора), то достаточно его включения в устав или утверждения через самостоятельный документ, чтобы он стал действовать.

Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется уставом и внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием участников общества. Как правило, это положение о ревизионной комиссии (ревизоре) общества.

Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. Согласно п. 2 ст. 47 Закона об ООО по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Необходимо отметить важное положение, которое нередко нарушается в деятельности обществ с ограниченной ответственностью. Оно заключается в том, что ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. При этом общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию участников. В случае обнаружения фактов недобросовестной работы ревизионной комиссии собрание участников вправе переизбрать отдельных членов или весь состав ревизионной комиссии до истечения срока полномочий.

Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется как действующим законодательством, так и уставом общества, причем закон исходит из того, что по вопросам, которые им не предусмотрены для включения в компетенцию ревизионной комиссии, компетенция может быть расширена за счет дополнительных вопросов, определенных уставом общества.

Типичный набор вопросов, решение которых может быть отнесено к компетенции ревизионной комиссии (ревизора) общества, можно представить в следующем виде:

- производит плановые проверки деятельности совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа (генерального директора, директора), коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) не реже одного (двух) раза в год;

- представляет в исполнительный орган общества или в совет директоров не позднее чем за 10 дней до годового собрания отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

- осуществляет плановые и внеплановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества за год, а также во всякое время по собственной инициативе, по решению общего собрания участников, решению совета директоров (наблюдательного совета), по письменному запросу любого участника общества;

- требует созыва внеочередного собрания участников, если возникла угроза существенным интересам общества или выявлены злоупотребления должностных лиц;

- составляет заключение по годовым отчетам и балансам;

- требует у лиц, занимающих должности в органах управления общества, документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

Руководство работой ревизионной комиссии осуществляет ее председатель, избираемый простым большинством голосов из числа членов ревизионной комиссии. Председатель ревизионной комиссии может передавать свои полномочия другому члену ревизионной комиссии на определенный срок с обязательным уведомлением об этом общества.

Для осуществления своей деятельности ревизионная комиссия вправе привлекать независимые аудиторские фирмы и отдельных специалистов. Спорные вопросы в связи с привлечением аудиторских фирм или специалистов разрешаются собранием акционеров.

На заседаниях ревизионной комиссии решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.

Результаты всех проверок и все решения, а также ход заседаний отражаются в протоколах ревизионной комиссии. Протокол должен быть окончательно составлен и подписан после окончания заседания не позднее того срока, который оговорен в уставе или положении о ревизионной комиссии (ревизоре). Протокол подписывается председателем и членами ревизионной комиссии. В случае несогласия с принятым на заседании решением любой член ревизионной комиссии вправе записать в протокол свое особое мнение.

Ведение протокола заседания производится одним из членов ревизионной комиссии по поручению ее председателя. Председатель ревизионной комиссии несет персональную ответственность за фактическую достоверность протокола заседания.

Протоколы заседаний ревизионной комиссии хранятся в порядке, предусмотренном обществом для хранения всей документации.

Ревизионная комиссия на основании письменного запроса участника (участников) общества своим решением может предоставить возможность ознакомиться с протоколом (протоколами) своего заседания (заседаний).

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества составляет заключение, в котором должны содержаться:

- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;

- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

 

12. 2. Аудитор общества

 

Согласно ст. 48 Закона об ООО общество вправе по решению общего собрания участников общества привлекать профессионального аудитора.

В связи с реализацией обществом этого права необходимо обратить внимание на ряд важных положений.

Во-первых, привлечение профессионального аудитора возможно для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, для проверки состояния текущих дел общества.

Во-вторых, определяя требования, предъявляемые к аудитору, Закон устанавливает, что он должен быть не связан имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

В-третьих, привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме привлечения аудитора в порядке реализации обществом своего права или обязанности, аудиторская проверка может быть проведена по требованию любого участника общества.

Эта проверка осуществляется выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям, о которых было сказано выше.

В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится.

Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитор общества составляет заключение, в котором должны содержаться:

- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

- информация о фактах нарушения установленного правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Рекомендации по разработке устава

общества с ограниченной ответственностью

 

Многолетний опыт работы автора с многочисленными обществами с ограниченной ответственностью позволяет сделать неутешительный вывод о крайне низком качестве их учредительных документов. В основном это связано с тем, что в большинстве случаев учредители общества с ограниченной ответственностью не воспринимают устав как документ, который разрабатывается индивидуально для совершенно конкретного общества. Именно поэтому считается вполне допустимым существование неких типовых форм уставов, которые и берутся за основу разрабатываемого устава для создаваемого общества. Однако особенность Закона заключается в том, что абсолютное большинство его норм носит диспозитивный характер. Следовательно, регулирование одних и тех же отношений может иметь и три, и четыре, а может иметь и больше вариантов. В ряде случаев законодатель вообще не предлагает никаких правовых регуляторов, оставляя это право за учредителями. Яркой иллюстрацией такого подхода является абз. 2 п. 2 ст. 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ " Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества. Поэтому, если берется за основу некий уже разработанный для кого-то устав, это опасность не только того, что он не учитывает особенностей настоящей ситуации (т. е. число участников, отношение их друг к другу, возможность участвовать всем участникам или части их в непосредственной деятельности ООО, наделение одного из участников полномочиями единоличного исполнительного органа и т. д. ), но и реальной возможности переноса из этого документа в устав всех ошибок, которые были допущены при его разработке. В качестве рекомендаций, позволяющих минимизировать риски, связанные с некачественной разработкой устава ООО, можно предложить два вида рекомендаций: рекомендации по структуре устава общества и рекомендации по разработке положений устава общества.

 

1. Рекомендации по структуре устава

 

Правильно выстроенная структура устава позволяет сгруппировать все его положения в последовательном порядке. При этом необходимо учитывать требования Закона об ООО относительно тех сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в тексте устава. Структура устава может быть следующая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...