Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бог хочет, чтобы ни одни человек 7 глава




Сфера «общеобразовательных», служащих поддер­жанию реноме, притязаний подзаказного встречает нейтральное, окрашенное некоторым «попустительс­твом» отношение со стороны заказчика, при этом последний представляется в данном круге вопросов в целом более сильным.

Очевидно, что, в отличие от ревизных отношений, безнадежных для подчиненного участника, в отноше­ниях заказа имеются возможности эффективного про­тиводействия господствующему партнеру, так что пос­ледний оказывается в определенном смысле более слабым и, в случаях открытой конфронтации, стано­вится пострадавшей стороной.

Второе важное отличие этого вида разноуровне­вых отношений заключено в их большей, по сравне­нию с ревизией, гуманности и осмысленности. По этой причине отношения заказа часто обладают дос­таточной теплотой, чтобы соединить людей в дружбе, а также и в брачном союзе на долгие годы.

Менее благоприятно заказ реализуется в случаях, когда заказчик — личность заведомо более слабая по сравнению с подзаказным, т.е., например, заказчик— ребенок, подзаказный — взрослый, или же: заказчик — женщина, подзаказный — мужчина. В последнем случае достичь взаимопонимания особенно сложно. Поэтому чаще наблюдаются браки, а которых супру­га — подзаказный.

В отношениях делового сотрудничества заказ не может считаться предпочтительным. Однако, он и не столь тягостен, как ревизия.

Сравнительно хорошее развитие заказные отноше­ния могут получить в ситуации, когда заказчик — босс, но лишь при условии, что он научится «слы­шать» сотрудника-подзаказного. А вот если босс — подзаказный, ему следует стараться задействовать про­фессиональную мощь заказчика, вместо того чтобы направлять усилия на борьбу с ним.

Развитие отношений по конструктивному варианту тем более возможно, что сферы профессиональной уве­ренности у партнеров практически не пересекаются.

 

Таким образом, мы завершили представление всех возможных видов интертипных отношений в соционе.

Мы видели, что практически каждому из отноше­ний присущи как определенные положительные чер­ты, так и специфические для него трудности. Это касается и дуальных отношений, хотя диада — един­ственное парное сочетание, в котором достижение психологической гармонии является принципиально возможным.

Если задаться целью ранжировать отношения — по шкале от лучших к худшим, то не удастся обой­тись без уточнений. С точки зрения какого взаимо­действия строится шкала? Результативности делового сотрудничества или же пригодности для брачного со­юза? А возможно, чего-то еще?

И даже после уточнения этих вопросов задача мо­жет быть решена лишь приблизительно.

Вот как выглядит шкала интертипных отношений по степени их предпочтительности в супружестве:

 

ДУАЛЬНЫЕ
Тождественные  
Активаиионные  
Зеркальные  
Полудуальные  
Родственные  
Параллельные  
Деловые  
Ид  
Миражные
Заказные  
Суперэго  
Противоположные  
  РЕВИЗНЫЕ

 

Находящиеся на полюсах дуальные и ревизные отношения вынесены «в бесконечность»: это отража­ет идею, что, во-первых, никакие отношения, кроме дуальных, не допускают совершенной гармонии, и, с другой стороны, брак, основанный на отношениях ревизии, абсолютно дисгармоничен.

Понятно, почему мы оговаривались об условнос­ти, приблизительности таких диаграмм. Реальные меж­личностные отношения допускают те или иные «пе­рестановки» позиций: так, например, возможен активационный брак, более полный и счастливый, неже­ли тождественный, если тому способствуют личнос­тные особенности супругов.

В еще большей степени условно ранжирование отношений по их приспособленности к деловому сот­рудничеству. Тем не менее, мы представляем здесь и такую шкалу, ибо она вполне, может служить ка­чественным ориентиром:

 

Дуальные  
Активаиионные  
Тождественные  
Полудуальные  
Деловые  
Параллельные  
Зеркальные  
Ид  
Миражные  
Заказные  
Суперэго  
Противоположные  
Ревмзные  
Родственные  

 

Безусловно, для однозначной объективной оценки трудных конкретных ситуаций требуется участие ква­лифицированного эксперта. Тем более что задача мно­гократно усложняется, если речь идет не о паре сот­рудников, а о целой группе. Грамотно провести тимбилдинг,[33] добиться действительно согласованной и результативной работы коллектива может лишь про­фессионал соционической) менеджмента.

И если практически каждый из наших руководите­лей лихо берется за кадровую работу, не только не заручившись поддержкой консультанта, но даже не об­ладая элементарной психологической грамотностью, то это говорит лишь о дремучести экономической жизни. Вы можете ухмыляться, когда говорится о том, что высшая ценность — это люди, но бесспорно для каждого, что ценности создаются людьми.

Человек же сложнее, чем любая финансовая опера­ция, и наука о нем — потруднее, чем теория Маркса.

 

WHO IS WHO,

или

КАК РАБОТАЕТ СОЦИОНИК

Откуда вы взяли, что я моряк?

— Из вашей визитной карточки.

Мало ли что там написано. У меня есть еще одна,

где сказано, что я шелковичный червь.

Дэшил ХЭММЕТ

 

Вне всяких сомнений, дойдя до этого места, чита­тель уже не раз и не два задавал себе (или авто­ру?) вопрос: но как?! Как узнать, кто есть кто? К какому соционичесиому типу следует отнести того или иного реального человека, по каким признакам это определяется? Иными словами, как поставить соционический диагноз?

О, да. Типодиагностика — это, быть может, цен­тральная проблема всей соционики. Нет необходи­мости убеждать читателя, насколько важна точность идентификации типа: ведь на этом строится все даль­нейшее, от профессиональных рекомендаций для че­ловека до анализа отношений в команде. Если диаг­ност «соврал» хотя бы по поводу одной личности, рушится вся картина целиком. И для человека, в от­ношении которого «ошиблись», такая халтура может иметь весьма серьезные последствия.

В идеале, соционику-диагносту, как и саперу, дол­жно быть позволено ошибиться один-единственный раз: соврал — и погиб как профессионал.

Сапер может, в целях обучения, долго тренироваться на макетах, соционик же начинает выдавать лживые заключения сразу живым людям; хорошо еще, если он вообще когда-нибудь станет сносным диагностом...

Впрочем, человеческой культуре известны области с не менее высокой, чем в соционике, профессиональ­ной ответственностью: это медицина (в частности, психиатрия), педагогика, юриспруденция.

С психолога взятки гладки: он оперирует «объек­тивными» выводами, он говорит: «Вот по такому-то тесту вы получаетесь интроверт. Ученые авторитеты составили этот тест и проверили на валидность, я же только предложил его вам и обсчитал результат...»

Это ничего, что по другому тесту вы попадаете в экстраверты, как не страшно и то, что само понятие ингроверсии—экстраверсии, придуманное совсем уж большими психологическими авторитетами, весьма ис­кусственно, надуманно и условно, и никто досконально не знает, что оно означает для живого человека.

Зато никто не придерется к такой вот формулиров­ке: «По результатам теста, вы экстраверт, следова­тельно, мы можем порекомендовать вам работу, свя­занную с широким кругом общения...»

Соционический диагноз претендует на нечто го­раздо более определенное и существенное.

Соционический тип — это не условное понятие, не модельная конструкция, а некоторая природная данность, как пол — мужской и женский. С этим связана и степень ответственности диагноста.

Педагогов-взломщиков, судей-безбожников и вра­чей-коновалов у нас считать — не пересчитать. Социоников-врунишек тоже, кстати, предостаточно. Мы отстаиваем истинный профессионализм и высокую ответственность в соционике вообще и прежде всего — в соционической диагностике.

Такова одна из сторон проблемы — при взгляде извне, с точки зрения соционики для пользователя.

Есть и другая сторона, внутренняя для соционики: методы типодиагностики, а также критерии правиль­ности соционического диагноза. Безусловно, одно дол­жно быть органично связано с другим, и метод обя­зан основываться на положениях, гарантирующих ис­тинность конечного результата, т.е. идентификации конкретной личности с соционическим типом.

Мы кратко обсудим здесь основные из методов ти­подиагностики, чтобы оградить читателя от сакрамен­тального вопроса, который так любят задавать дилетан­ты и фарисействующие соционики: «А как вы докаже­те, что именно вы поставили верный диагноз?!»

Несмотря на явную казуистичность, такой «аргу­мент», повторяем, весьма в ходу даже среди тех, кто причисляет себя к соционикам, что свидетельствует лишь об их неудовлетворительном профессиональ­ном уровне.

Ответ может быть и такой: «Уверен, потому что знаю. Знаю, потому что вижу. «Имеющие уши да услышат». Я не виноват, что вам не дано».

Тем не менее, для более рационалистически нас­троенного читателя мы чуть ниже представим обзор методов типодиагностики, в итоге которого читатель сможет со спокойной совестью сказать: да, очевидно, что совершенное владение данной техникой позволя­ет диагностировать безошибочно.

И все же многое, очень многое определяется лич­ностью диагноста. Сама соционика говорит о том, что различным типам по-разному доступны те или иные сферы деятельности, и сфера соционической диагностики не является исключением.

И даже среди представителей типа, который как нельзя лучше подходит для соционико-диагностической профессии, найдутся личности более талантли­вые и менее талантливые.

Это похоже на ситуацию в медицине: много ли среди врачей хороших диагностов? Да нет, конечно.

На выручку медикам приходит консилиум — это когда много плохих диагностов собираются вместе и пытаются поставить правильный диагноз. Заметим, что действительно хороший врач, уверенный в своем понимании болезни и больного настолько, что готов отвечать за это понимание перед Богом, не нуждает­ся в том, чтобы созывать консилиум и делить таким образом ответственность.

Однако, если в медицине, которая в основном имеет дело с физическим организмом и базируется на ма­териальных предпосылках (например, результаты ана­лизов, а также великое множество других физико-химико-технических методов исследования), коллеги­альность еще имеет какой-то смысл, то в соционике...

Маловероятно все-таки, что если девять из десяти врачей определили корь и лишь один — краснуху, то прав именно этот последний.

Для соционики же совершенно обыденна ситуа­ция, когда сто «диагностов» считают, например, Крав­чука Оператором, а один диагност — Легионером, и именно этот последний прав.

Еще более характерно для социоников иметь ров­но шестнадцать диагнозов по поводу одной и той же личности.

Так чего же вы добьетесь, собрав соционический консилиум?..

Прибегнем еще к одной медицинской параллели, на этот раз — более близкой к соционике. Мы имеем в виду психиатрию. Все же предмет у этих двух дисциплин в какой-то мере общий: психическое фун­кционирование человека.

И действительно, психиатрический консилиум уже существенно похож на соционический: ученые кол­леги не потрясают друг перед другом электрокарди­ограммами, зато зондируют диагностируемого про­ницательными взглядами и обмениваются друг с дру­гом умными мнениями.

Чей диагноз окончательно запишут в протокол? Очевидно, того психиатра, который был наиболее убедителен. Например, это может быть профессор.

Гарантирует ли это верность диагноза? Смешно даже отвечать.

Однако приступим к рассмотрению особеннос­тей внутреннего аспекта задачи соционической типодиагностики.

Первый и основной метод типодиагностики — соционико-аналитический.

Дело в том, что нельзя научиться одной только типодиагностике, не изучая соционики. При таком подходе избежать ошибок не удастся. Соционическая типодиагностика органично содержится, в ткани ап­парата соционического анализа.

В том, что аппарат этот достаточно сложен, чи­татель может убедиться, заглянув в Аппендикс Б нашей книги. Это своего рода высшая математика. Даже для освоения формализма потребуются опре­деленные усилия. Самое же трудное — научиться адекватно осуществлять психологическую интерпре­тацию. Здесь нужен особый талант, и как раз вовсе не математический.

Предоставим изучение соционического анализа тем способным студентам, которые намерены заниматься соционикой (в том числе и диагностикой) професси­онально. Мы надеемся, что знакомство с нашей кни­гой, включая Аппендикс Б, станет для них полезным шагом на этом пути.

Соционика — дело профессионалов.

Бессмысленно, например, пытаться определить чей-либо тип при помощи описаний, содержащихся в гла­ве «Виртуоз на своем месте». Да, описания эти могут быть узнаваемы, во всяком случае, нам хотелось бы в это верить. Может даже случиться, что по описа­ниям типов вы поставите кому-то (например, себе) правильный диагноз. И все же, эти описания вторич­ны. Не понимая, откуда они проистекают, вы не мо­жете быть диагностом.

Описания типов, а также описания отношений (см. главу «Сыгранный оркестр») есть продукт социони­ческого анализа.

И такой частный вопрос, как типодиагностика, име­ет полное разрешение в рамках соционико-аналитического рассмотрения.

Образно говоря, профессионал-соционик видит, как «дышит» модель А, встроенная в живую личность, как функционирует каждый ее элемент на каждой из позиций. Дальнейшее подтверждение правильности диагноза получается из наблюдения резонансов в про­цессах коммуникации.

Да не испугает читателя обилие терминов; мы так­же и в мыслях не держим никакой мистики. Все наши утверждения имеют ясный рациональный смысл для того, кто владеет соционическим анализом.

Вспомогательным для соционической типодиагностики может быть признан физиогномический метод.

Мы уже отмечали выше, что соционический тип — образование комплексное, универсальное, затраги­вающее не только психоинформационные, но и мно­гие другие аспекты человека.

Так, определенному соционическому типу свой­ственны определенные формы лица (в частности, глаз), конституции и т.п. Эти особенности играют сущест­венную роль в типодиагностике и в практической соционике вообще. Однако, их детальное рассмот­рение не входит в предмет нашей книги; то же относится и к некоторым другим типодиагностическим методикам.

Признаком определенного мастерства в диагности­ке является способность к интегральному распознава­нию типа: диагност «видит в целом», что перед ним, к примеру, Оператор. Если попросить его объяснить, как он это понял, ответ прозвучит примерно так: «Ну, у него глаза Оператора, он сенсорик, и у него блестящая черная логика, явно на ведущей позиции...»

Таким образом, на пути синтеза различных диаг­ностических подходов профессионал может прийти к новому качеству диагностики, а именно — к ин­тегральному распознаванию типов.

Займемся теперь той стороной проблемы, кото­рую мы назвали внешней, т.е. попытаемся описать, как выглядит работа эксперта-соционика с точки зре­ния директора-пользователя.

Психологи всегда впечатляли клиентов обстоятель­ностью, даже театральностью действа. Классической иллюстрацией может служить психоаналитическая процедура З.Фрейда.

Современные «людоведы» не преминули взять на вооружение компьютерные технологии. Для выясне­ния судьбы, предначертанной суеверному бизнесме­ну, астрологу теперь достаточно нажать пару кнопок на клавиатуре IBM. Академический психолог, приглашенный солидной фирмой с целью отбора претен­дентов на имеющиеся вакансии, везет за собой не­большой обоз: компьютер плюс компьютеризован­ные тесты вроде MMPI, и каждого кандидата на долж­ность вынуждает проводить у монитора чуть ли не по нескольку часов.

Да что говорить, практически все наши коллеги-соционики изводят испытуемых надоедливыми теста­ми, которые — якобы! — в состоянии определить соционический тип. Если бы еще результаты подобных подходов соответствовали затраченным усилиям...

Тем не менее, один чрезвычайно важный резуль­тат все же достигается: обеспечивается солидность процедуры, достаточная для придания консультанту вида человека, трудящегося в поте лица и не зря получающего зарплату,

Действительно хороший эксперт не приносит с со­бой ничего, кроме собственной способности безоши­бочно диагностировать людей и творчески анализи­ровать сколь угодно сложную ситуацию. Такой спе­циалист, как правило, вызывает «праведное возмуще­ние» работодателя: как можно платить за пять минут работы деньги, составляющие дневной заработок «компьютеризованного» тестолога?!

«Вам кажется, что мне все далось очень просто? Впрочем, может, так оно и было, но это уже мое дело», — возражает Дэшил Хэммет.

И вообще, надо сказать, эта проблема стара, как сама психология. Так, нашу точку зрения поддержи­вает Эрик Берн:

«Это мог бы быть недорогой проект, легко выпол­нимый для одного хорошо работающего исследовате­ля... Для более ленивого исследователя это можно превратить в более дорогой и более внушительный проект, с несколькими секретарями и компьютером».

В несколько ином разрезе рассматривают вопрос психотерапевты Джон Гриндер и Ричард Бэндлер:

«Это — странная особенность психотерапии: чем эффективнее вы работаете, тем меньше денег зараба­тываете. Клиенты получают что хотят, покидают вас и денег больше не платят».

Мы, со своей стороны, хотели бы передать чита­телю наше убеждение в том, что час работы консультанта-соционика, который способен уверенно продиагностировать за это время четверых или пятерых испытуемых, достоин оплаты такого же уровня, как и часовая консультация хорошего юриста или про­фессора медицины. Более логично платить за резуль­таты труда, нежели, по выражению Вячеслава Буту­сова, «за усталость».

Существуют еще два важных момента во взаимо­действии руководителя-заказчика и эксперта.

Во-первых, консультант — не оракул, который от­вечает за все будущие поступки каждого из испыту­емых. И если в процессе эволюции фирмы возникают новые проблемы, то, очевидно, имеет смысл пригла­сить эксперта для новой консультации, и, естествен­но, труд его должен быть оплачен.

И, во-вторых, руководителю, желающему действи­тельных изменений к лучшему в своей фирме, следо­вало бы возможно более полно выполнять рекомен­дации консультанта. Если это столь очевидное требо­вание игнорируется, бессмысленно возлагать на экс­перта ответственность за те или иные нежелательные тенденции в жизни коллектива.

 

СОЦИОНИКА И ЭКОНОМИКА

 

И если ты пьешь лимонад, который тебе

кажется шампанским, значит, рано или поздно

ты будешь пить шампанское, похожее на лимонад.

Фазиль ИСКАНДЕР

 

Заключительную главу мы хотели бы посвятить некоторым интересным иллюстрациям полезности соци­онических методик для совершенно реального пред­принимателя с точки зрения их практической отдачи.

К слову сказать, западного, «цивилизованного» де­лового человека в подобных материях давно уже убеж­дать не приходится...

Предприятия, в особенности мелкие и средние, должны рассматривать затраты на повышение квалификации сво­его персонала как инвестиции в основной капитал, кото­рые позволяют наиболее эффективно использовать новей­шие технологии.

Давным-давно оценены как качественная необхо­димость участия психолога-консультанта в производ­ственном процессе, так и количественный его вклад в финансовые достижения.

В США фирма «Менеджмент рекрутерс», специализи­рующаяся на подборе менеджеров, имеет более 300 отде­лений по всей стране. Оказываемые ею услуги довольно высоко оплачиваются заказчиками — в размере трети го­дового оклада каждого поставленного работника. Подбор одного наиболее удачного претендента осуществляется из 20—30 и более кандидатов. Таких специализированных фирм — своего рода отделов кадров, вынесенных за проход­ную, — в одном Нью-Йорке существует несколько сотен.

Многолетний опыт деятельности в США центров про­фессионального отбора показывает их высокую эффектив­ность. Отсев «непригодных» в учебных заведениях снижа­ется с 30—40 до 5—8 %, аварийность по вине персонала уменьшается на 40—70 %, затраты на подготовку специа­листов снижаются на 30—40 %. По опубликованным дан­ным, каждый доллар, затраченный только на разработ­ку тестов профотбора, создает экономический эффект в 1 тысячу долларов.

Консультации по управлению персоналом идут в следу­ющих направлениях: разработка кадровой политики орга­низации, выбор методов совершенствования управления персоналом, подбор и расстановка кадров, совершенство­вание социально-психологического климата... Основной це­лью консультативных фирм является оказание помощи в структурной перестройке предприятий, переводе их рабо­ты на качественно более высокий организационный уро­вень. Оплата консультанта на Западе колеблется от 300 до 1000 долларов s день, тем не менее для заказчика это считается выгодным, В большинстве случаев сто­имость консультативных услуг не превышает 3—5% приносимого ими экономического эффекта.

Прогрессивное экономическое мышление разви­тых стран отнюдь не ограничивается очевидными, элементарными аспектами, в которых могут быть за­действованы современные психологические системы, подобные соционике.

 

Опыт высшей школы ряда стран, в том числе США, свидетельствует, что не менее 20 % времени учебные прог­раммы технических вузов должны уделять общественным дисциплинам: экономике, экологии, социологии, психоло­гии, что необходимо для подготовки инженеров, умеющих работать с людьми и готовых впоследствии занимать руко­водящие посты в деловом мире.

Отмечается, что если прежде в экономике основная роль отводилась развитию важнейших отраслей промышленнос­ти и формированию структуры рынка, а в настоящее вре­мя — развитию сферы обслуживания и информации, то в будущем главную роль будут играть кадры.

 

Анализируются и предлагаются новые направления стратегии управления кадрами, а именно: разработка но­вой системы подбора и выдвижения кадров, подготовка и совершенствование кадров, оценка кадров, вопросы отстав­ки и замены кадров.

И то, что на сегодняшний день предприниматели заняты «первичным накоплением», а рядовой граж­данин нашей многострадальной страны обеспокоен, главным образом, одним сакраментальным вопросом: «Как выжить?», отнюдь не лишает актуальности как проблему стратегии дальнейшего экономического раз­вития, так и, быть может, еще более грандиозную тему гармонии человеческих отношений.

Вот ведь что пишут сегодняшние газеты о том, как рушатся самые, казалось бы, успешные предпри­ятия в самых благополучных государствах: «Некоторое время ничего не было слышно о швед­ской четверке «Асе of Base». Ходили слухи, что отношения в составе перешли из неприязни в ненависть и группа больше не существует. Чтобы прекратить сплетни и домыслы, Ульф Экберг на последней пресс-конференции откровенно признался: «С определен­ного времени мы уже не разговариваем, у нас больше нет общих интересов. Джонас взял на себя руковод­ство, а мне это не нравится. При таком положении дел я не вижу возможности реализации своих музы­кальных идей в этой группе. В запланированном на март следующего года альбоме нет ни одной песни, написанной совместно, работать дальше в такой ат­мосфере мы не можем». Сегодня никто не знает, что будет дальше с «Асе of Base». И пока терпеливые поклонники группы ждут обещанного альбома, не­когда дружная семейка Берггринов делит с Ульфом заработанные деньги: на кон поставлены десятки мил­лионов долларов».

Нужно ли еще убеждать без того уже озабоченные человеческими проблемами умы нарождающейся оте­чественной бизнес-элиты?

Пожалуй, на прощание с читателем, в которого мы, надо признаться, несмотря ни на что, отчаянно и безгранично верим, процитируем явно идеалисти­ческое, однако справедливое высказывание нашего замечательного коллеги Эрика Берна:

«Если бы все остановились и послушали, что про­исходит в их собственных головах, они все стали бы прекрасными людьми и распространяли бы добро вокруг, и это разрешило бы множество мировых проб­лем в тот же миг».

 

АППЕНДИКС А

 

НОМЕНКЛАТУРЫ

 

Название типа в книге   Аббревиа­тура междуна­родной классифи­кации Название типа по А. Аугустинавичюте   Псевдоним типа по А. Аугустинави-чюте  
Вундеркинд   ETNP   Интуитивно-логический экстраверт   Дон Кихот  
Сибарит   IFSP   Сенсорно-этический интроверт   Дюма  
Софист   ITNJ   Логико-интуитивный интроверт   Робеспьер  
Игрок   EFSJ   Этико-сенсорный экстраверт   Гюго  
Артист   EFNJ   Этико-интуитивный экстраверт   Гамлет  
Механик   ITSJ   Логико-Сенсорный интроверт   Горький  
Мечтатель   IFNP   Интуитивно-этический интроверт   Есенин  
Легионер   ЕТSР   Сенсорно-логический экстраверт   Жуков  
Предпри­ниматель   ETNJ   Логико-интуитивный экстраверт   Джек Лондон  
Блюститель   IFSJ   Этико-сенсорный интроверт   Драйзер  
Плановик   ITNP   Интуитивно-логический интроверт   Бальзак  
Массовик   EFSP   Сенсорно-этический экстраверт   Наполеон  
Коммуни­катор   EFNP   Интуитивно-этический экстраверт   Гексли  
Дизайнер   ITSP   Сенсорно-логический Интроверт   Габен  
Психолог   IFNJ   Этико-интуитивный интроверт   Досто­евский  
Оператор   ETSJ   Логико-сенсорный экстраверт   Штирлиц  

 

 

АППЕНДИКС Б.

 

ГФ.Филиппову

 

АППАРАТ СОЦИОНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...