Виды контрольно-оценочных действий
для организации процедур текущего оценивания в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования
Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от обучающихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный " Лист индивидуальных достижений ", который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки обучающиеся и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку - полностью или частично. В " Листе индивидуальных достижений" полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. Примерный образец листа индивидуальных достижений представлен в таблице 3. Освоенные навыки обучающиеся и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам обучающийся (совместно с учителем и под его контролем). В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых навыков и умений. Принципиально важно, что при подготовке к ней учитель должен обсудить вместе с обучающимися критерии успешности ее выполнения. Таблица 3. ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
обучающегося 1-А класса МОУ ФИО Учитель:
Чтобы зафиксировать не только конечный результат (например, решена или не решена математическая задача), но и проследить, где обучающийся допустил ошибку и каких именно знаний, умений или навыков ему не достаточно для успешного решения задания, удобно пользоваться следующей таблицей 4.
Таблица 4.
В этой таблице указана " стоимость" каждого умения, необходимого для решения данной задачи, и его принадлежность к определенному кругу умений (субтестам). Учитель фиксирует успешность выполнения этих шагов (" +" - если шаг пройден верно, " -" - если допущена ошибка или обучающийся не справился, " 0" - если обучающийся не приступал к выполнению этого шага). Выполняя эти действия по всем заданиям контрольной (проверочной) работы, учитель таким образом фиксирует результат ребенка в целом по контрольной работе. Затем сумма набранных обучающимся баллов за контрольную работу целиком и по каждому из проверяемых в ней субтестов в отдельности переводится в единую 100-балльную шкалу как процентное отношение достигнутого к максимально возможному:
Таблица 5.
Оценивая ученические работы таким образом, следует отмечать положительные сдвиги в работе каждого обучающегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных обучающихся между собой. На основе обобщения учителями результатов проверочной работы строится аналитическая работа методического объединения и образовательного учреждения в целом, определяется направление корректировки в дальнейшей работе и осуществляется планирование изучения следующего содержательного блока. В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года может быть предложен оценочный лист. В нем могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Например, по русскому языку в конце третьего класса это могут быть следующие умения: проверка орфограмм безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов, проверка орфограмм в окончаниях слов, умение безошибочно списывать текст и пр. Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть зафиксирован в процентах. Все перечисленные формы касались оценки предметных знаний, умений и навыков. Но, как уже было сказано, оценивание не должно исчерпываться этим. Необходимо также выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни. Одним из возможных вариантов оценки проявлений детского творчества в процессе обучения является " Тетрадь открытий ".
Это классный альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи обучающихся, помогающие обучающимся класса продвигаться в учебном материале. " Тетрадь открытий" может быть представлена тремя блоками: записи - " догадки" обучающихся (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы); записи - результаты письменных работ обучающихся; записи - обобщения пройденного материала. Для того, чтобы " Тетрадь открытий" стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, необходимо, чтобы для обучающихся стали доступны критерии отбора материала для записи в тетрадь. Их учитель выделяет совместно с обучающимися исходя из той ситуации, которая возникла на уроке. В качестве средства самоанализа может использоваться «Лист самооценки», который заполняется в начале изучения темы и в конце. Лист имеет следующий вид: Класс Фамилия, имя Предмет Тема Что нового узнал Чему новому научился Чему хотел научиться, но не получилось Почему не получилось? Какие проблемы возникли в процессе освоения темы? Пути решения проблем С целью отслеживания развития навыков самоконтроля может использоваться методика «Диагностика самоконтроля». Методику рекомендуется проводить в начале каждой четверти. Для ее проведения необходимо должны быть подготовлены карточки со следующими типами заданий: задача по содержанию одного из учебных предметов, текст с грамматическими и орфографическими ошибками на изученное правило, математическая задача с неправильным решением. Обучающемуся предлагается ответить на вопросы и выполнить задание. 1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание (решил задачу)? Если бывают, то, что ты в этом случае делаешь? Проверяешь ли ты себя, когда выполняешь домашнее задание? Если проверяешь, то как ты это делаешь? 2. Выполни задание. Сразу после выполнения обучающимся задания, учитель просит ответить на вопросы: Как ты думаешь, правильно ли ты выполнил задание? Почему ты так думаешь? 3. Анализ выполненного задания. 4. Учитель протоколирует ответы обучающегося на вопросы беседы и проверяет выполненное задание. Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижения. Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Такие описания могут предлагаться как учителем, так и обучающимися.
Эталоны – представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы. Обычно используются в связи с критериальными описаниями или текущими задачами оценивания. Памятки – содержат перечни информации, данных, элементов, характерных признаков и свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения. Например, памятка по подготовке и выполнению письменной работы 1. Начало работы: - Обсудить замысел в малой группе - Поделиться идеями 2. Подготовительный этап - Проговорить план в малой группе - Выбрать тип текста, основную идею и тему - Изобразить схематически развитие сюжета (начало – середина – окончание) - Подобрать материалы, информацию, идеи - Создать банк слов 3. Основной этап - Написать черновик - Прочитать черновик в малой группе, отметить места, требующие правки - Внести исправления 4. Подготовка окончательной версии - Еще раз прочитать текст в малой группе, попросить прочитать товарищей или учителя, перечитать самому и внести окончательную правку - Оформить работу: красиво разместить на страницах и проиллюстрировать.
С помощью перечисленных выше методов и инструментов оценивания может быть обеспечен достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения оценки. При этом необходимо учитывать возможность независимой перепроверки результатов иными лицами (например, родителями или инспектором). Отсюда следует, что все – или наиболее значимые – промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка. Учитель должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки. Соблюдение этого условия требует дополнительных усилий со стороны учителя, однако оно же в значительной степени повышает и эффективность его труда. Разумный компромисс видится в том, что необходимо тщательно отработать минимальный и достаточный состав документации, способов его заполнения и хранения. Последнее может резко упроститься, если использовать с этой целью информационные технологии. Наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки является портфолио (« Портфель достижений обучающегося» ) – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Он представляет собой подборку личных работ обучающегося, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс обучающегося в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности обучающегося - самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении и пр. Метод составления таких " портфелей" основывается на анализе способностей обучающегося, его интересов. При отборе образцов работ учителю следует задуматься над следующими вопросами: - что считать хорошим показателем для этого конкретного обучающегося; - какие качества, свидетельствующие о развитии обучающегося и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце; - как этот образец работы обучающегося соотносится с другими образцами из его " портфеля". В идеале в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, могут (должны) входить: 1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие: выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку; дневники читателя; выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини- исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам); 2) систематизированные материалы текущей оценки: отдельные листы наблюдений; оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ; результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки обучающихся; 3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились. Целесообразно использовать два вида портфелей достижений: рабочий и оценочный. В первом собираются все продукты учебной деятельности обучающегося по данному курсу. Систематически обучающийся производит «ревизию» своего рабочего портфеля и отбирает в оценочный портфель обязательные работы и те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают прогресс в обучении, помечая их буквой «У», что значит «отобрано обучающимся». Аналогичную процедуру просмотра рабочих портфелей осуществляет и учитель. Он может отобрать в дополнение к уже выбранным обучающимся работы, свидетельствующие о его успехе, но неявно выраженном для него. Свой выбор учитель обозначает буквой «П», «педагог». Степень совпадения выбора обучающегося и выбора учителя соответствует уровню адекватности конкретной ученической самооценки. «Портфолио достижений», как правило, имеет четыре основных раздела: портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения. Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, свидетельства раскрывающие интересы, любимые занятия обучающегося (характеристика от тренера, преподавателя (музыкальной (художественной) школы, грамоты за выступления и др. ). Коллектор – это папка, куда собираются все текущие материалы, подлежащие регулярному отбору и оценке. Папка «Рабочие материалы» представляет собой работы, отобранные самим обучающимся на предмет представления их как достижения. Учитель регулярно просматривает эту папку вместе с папкой «Коллектор» с тем, чтобы откорректировать выбор обучающегося. В папку «Достижения» помещаются работы, получившие соответствующую оценку обучающегося и учителя. Единицей сбора в «Портфеле достижений» являются текущие учебные материалы, из которых обучающийся выбирает те, которые он считает своими достижениями. Общие требования по оформлению презентационного варианта «Портфеля достижений», количество и содержание рубрик обговаривается с обучающимися до начала работы по отбору материалов. В окончательном варианте «Дневник достижений» может содержать следующие рубрики:
· титульный лист; · «Мой портрет»; · «Мои учебные достижения» - текущие самостоятельные, проверочные, контрольные работы обучающегося, демонстрирующие его прогресс в освоении необходимого образовательного минимума; · «Эврика» - оригинальные «догадки», версии, открытия; · «Вместе весело шагать» - варианты работ, выполненные обучающимися в парах или малых группах; · «Хочу все знать» - сообщения, дополняющие и расширяющие информацию по разным вопросам учебной программы; · «Полезные советы» - советы и рекомендации учителей, родителей, одноклассников; · «Моя библиотека» - список прочитанных книг с краткой аннотацией; · «Твори, выдумывай, пробуй» - творческие работы по отдельным темам разных предметов; · «Размышлизмы» - рефлексивные сочинения, демонстрирующие отношение обучающихся к результатам своей учебной деятельности за прошедший год; · Анкета – включает три вопроса: 1. Что ты открыл (ла) для себя в этом году? 2. Чему тебя научили? 3. Какие трудности у тебя были? · «Зеркало» - характеристики учебной работы обучающегося со стороны учителя, родителей, одноклассников, других учителей. Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Метод составления «Портфелей достижений» основывается на анализе способностей обучающегося, его интересов. При отборе образцов ученических работ учитель ориентируется на то: · что считать хорошим показателем для этого конкретного обучающегося; · какие качества, свидетельствующие о развитии обучающегося и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце; · как этот образец работы обучающегося соотносится с другими образцами из его «дневника». В системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова важными критериями анализа «Дневников достижений» являются: · развитость теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия); · качество знаний (сформированность предметных знаний, умений и навыков); · умение представлять результаты своей учебной работы: четко и аргументировано излагать свои мысли, выступать по различным вопросам; · умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации.
Умелое использование " Портфеля достижений обучающегося" предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии обучающегося и способствует участию обучающихся в оценке своей собственной работы. Совокупность представленных для ознакомления материалов дает разработчикам возможность соотнести применяемую в образовательных учреждениях систему оценивания с той, которая позволит в полной мере вести внутренний мониторинг за достижениями обучающихся, степенью приближения к планируемым результатам. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные результаты» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования. Приоритетными являются те личностные результаты, которые преимущественно формируются в образовательном процессе, а не в семье или сфере дополнительного образования, т. е. те, за формирование которых в основном должно нести ответственность образовательное учреждение. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и образовательным учреждением. Формирование и достижение указанных выше личностных результатов – задача и ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в частности. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Полученные результаты исследований являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной или республиканской системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов. В рамках системы внутренней оценки (внутри образовательного учреждения) возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности. Она должна быть проведена специалистом психологом в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: · характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; · определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка; · систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. Другой формой оценки личностных результатов обучающихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов или администрации и при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Оценка метапредметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных программ «Чтение: работа с текстом (метапредметные результаты)», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся (метапредметные результаты)». Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части Примерного учебного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся: • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям; • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен. Достижение метапредметных результатов может: · рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно- практических задач средствами учебных предметов; · выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; · проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия. Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального общего образования (например, обеспечив
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|