Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.8. Методы и формы организации контроля




При составлении данного раздела основной образовательной программы разработчики в образовательном учреждении должны в соответствии с государственными требованиями определить систему своей оценочной деятельности, предложить для обсуждения и утверждения педагогическому совету образовательного учреждения проект локального акта «Положение об оценивании обучающихся на уровне начального общего образования» (образец – шаблон представлен в приложении 1).

В системе оценивания на уровне начального общего образования используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:

· внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, образовательным учреждением) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку обучающихся, участвующих в этих процедурах).

· Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др. ) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ обучающихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

· Оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

· Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

· Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.


1. 8. Методы и формы организации контроля

Устный опрос требует устного изложения обучающимся изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ обучающегося, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним обучающимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний обучающихся, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность обучающихся запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументированно строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения обучающимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаемый, поэтому целесообразно для монологических ответов обучающихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т. п.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа - небольшая по времени (15 - 20 мин. ) письменная проверка знаний и умений обучающихся по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения обучающимися способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы обучающихся, который он проводит совместно с ними. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения обучающихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить обучающийся, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких обучающихся, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо


выполненная работа становится основанием для открытой поддержки обучающегося, воспитания уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5 - 10 мин. ). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения младших школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Например, обучающие изучили тему " Вода". Учитель предлагает в качестве самостоятельного и проверочного задания заполнить таблицу - отметить свойства воды, пара и льда. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом

контроле с целью проверки знаний и умений обучающихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся такие работы в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, литературное чтение, окружающий мир). Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки обучающихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая инструкция объясняет обучающимся, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А обучающийся получит отметку не выше " 3", за вариант Б - не выше " 4", а за вариант В - " 5". При желании обучающийся может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся

тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего, тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений обучающегося по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т. п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы, собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения


обучающихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем " Звуковая модель слова", " Состав предложения", " Синтаксический разбор предложения", " Животное - живой организм", " Дикорастущие и культурные растения"; составление диаграммы " Свойства воздуха"; графические рисунки " Образование родника (реки)" и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...