Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1: Общая характеристика литературы XVI века. Агиография.




Основные идеологические явления XVI в. Формулирование политической теории русского государства в «Послании о Мономаховом венце» и «Сказании о князьях Владимирских». Своеобразие отражения политической и церковной истории Руси в памятниках. Теория «Москвы – третьего Рима» старца Филофея, ее исторические и литературные предпосылки.

Обобщающие памятники XVI века. Решения Стоглавого собора о книжном и иконописном деле. Значение и литературное своеобразие «Великих Миней Четьих» митрополита Макария. Система норм частной жизни по «Домострою».

Агиография: нетрадиционный характер житийной «Повести о Петре и Февронии», ее связь с фольклором и «странствующими сюжетами» мировой литературы. Своеобразие композиции, системы образов, стиля повести.

Термины и понятия: Стоглав, четьи-минеи, патристика, агиография, житие, новелла, сказка.

Тексты обязательные: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Тексты дополнительные: «Послание о Мономаховом венце», «Сказание о князьях Владимирских», «Послание на звездочетцев» («Послание о неблагоприятных днях и часах») старца Филофея, «Повесть о новгородском белом клобуке», «Домострой».

Литература

Учебники

1. Гудзий, Н.К. История древней русской литературы/ Н.К.Гудзий. – 8-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 281-287, 327-343 (Гл. «Литература периода объединения северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства», раздел «Повесть о Петре и Февронии»; гл. «Литература периода укрепления русского централизованного государства», раздел «Литература XVI в.», п. 1 и 2).

2. Древнерусская литература XI-XVII в.в. Учебное пособие /Под ред. В.И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 236-240, 293-300 (Гл.V, § 1, 4).

3. История русской литературы X-XVII веков /Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – С. 287-300 (Гл.VI, § 1, 2).

4. Кусков, В.В. История древнерусской литературы: учебник для бакалавров/ В.В.Кусков. – М.: Юрайт, 2012. – С. 218-232 (Гл. «Литература централизованного русского государства», разделы «Обобщающие произведения», «Повесть о Петре и Февронии»).

5. Травников, С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература: учеб. пособие для вузов по специальности 032900 (050301) - русский язык и литература / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Дрофа, 2007. – С. 265-268, 310-335 (Гл. IV, разделы «Публицистичность художественного творчества», «Монументальные литературные памятники XVI века», «Взаимодействие фольклорной и агиографической традиций в «Повести о Петре и Февронии Муромских»).

Исследования

6. Гладкова, О.В. Тема ума и разума в «Повести от жития Петра и Февронии» (Об идейно-художественной структуре текста) /О.В. Гладкова // Герменевтика древнерусской литературы. – М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 1998. – Сб. 9. – С. 223-235.

7. Гольдберг, А.Л. Идея «Москва – третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVI века /А.Л. Гольдберг // ТОДРЛ. – Т. 37. – Л., 1983.

8. Демкова, Н.С. К интерпретации «Повести о Петре и Февронии»: «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма как притча/ Н.С. Демкова // Демкова Н.С. Средневековая русская литература: поэтика, интерпретации, источники. – СПб.: СПбГУ, 1997. – С. 77-95.

9. Лихачев, Д.С. Великое наследие /Д.С. Лихачев. – М.: Современник, 1979. – С. 292-299.

10. Ранчин, А.М. О «неявной» символике в древнерусской агиографии /А.М. Ранчин // Мир житий. Сборник материалов конференции (Москва, 3-5 октября 2001 г.). – М.: Кругъ, Имидж-Лаб, 2002. – С. 65-71.

11. Селиванов, Ю.Б. Жития святых в школьном курсе литературы. Пособие для учителя / Ю.Б. Селиванов. – Вологда: ВГПУ, 2007. – С.61-71.

12. Синицына, Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV – XVI вв.) /Н.В. Синицына. – М.: Индрик, 1998. – Гл. 3,4.

13. Скрипиль, М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к русской сказке /М.О. Скрипиль // ТОДРЛ. – Т. 7. – М.-Л.: 1949.

 

Лекция 2: Публицистика XVI века.

Историческая основа расцвета публицистики в XVI в. Деятельность Иосифа Волоцкого и иосифляне. Личность Нила Сорского и движение нестяжателей. Полемика Вассиана Патрикеева и Иосифа Волоцкого и ее литературное значение. Проблемы царской власти, роли различных сословий в обществе в публицистике Максима Грека, Ивана Пересветова. Жанровое своеобразие и стилистические особенности произведений.

Иван Грозный как писатель. Своеобразие стиля послания Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь.

Переписка И. Грозного с А. Курбским. История создания, политическая и литературная полемика в посланиях. Стиль произведений А. Курбского. Происхождение и особенности стиля посланий Ивана Грозного.

Термины и понятия: публицистика, еретик, иосифляне, нестяжатели, челобитная, памфлет, послание.

Тексты обязательные: переписка И. Грозного и А. Курбского.

Тексты дополнительные: «Книга на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого, «Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков», «Беседа Ума с Душой» Максима Грека, малая и большая челобитные Ивана Пересветова, послание И. Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь.

Литература

Учебники

1. Гудзий, Н.К. История древней русской литературы/ Н.К.Гудзий. – 8-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 287-292, 348-357 (Гл. «Литература периода объединения северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства», раздел «Церковные и противоцерковные направления во второй половине XV в.»; гл. «Литература периода укрепления русского централизованного государства», раздел «Литература XVI в.», п. 4: «Публицистическая литература XVI в.»).

2. Древнерусская литература XI-XVII в.в. Учебное пособие /Под ред. В.И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 241-273 (Гл.V, § 2).

3. История русской литературы X-XVII веков /Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – С. 315-331 (Гл.VI, § 5).

4. Кусков, В.В. История древнерусской литературы: учебник для бакалавров/ В.В.Кусков. – М.: Юрайт, 2012. – С. 193-218 (Гл. «Литература централизованного русского государства», раздел «Публицистика»).

5. Травников, С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература: учеб. пособие для вузов по специальности 032900 (050301) - русский язык и литература / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Дрофа, 2007. – С. 268-272, 297-310 (Гл. IV, разделы «Сочинения Ивана Пересветова», «Борьба идей и стилей в русской публицистике XVI века»).

Исследования

6. Замалеев А.Ф. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности /А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинникова. – Л.: Лениздат, 1991. – С.63-100.

7. Зимин, А.А. И.С. Пересветов и его современники: очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. /А.А. Зимин. – М.: Наука, 1958. – 500 с.

8. Калугин, В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный (Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя) /В.В. Калугин. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 417 с.

9. Каравашкин, А.В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский /А.В. Каравашкин. – М.: Прометей, 2000. – 418 с.

10. Кожинов, В. Духовное величие Руси. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский (кон. XV – нач. XVI в.) /В. Кожинов // Кожинов В. История Руси и русского слова. – М.: Эксмо, 2006. – Гл. 8.

11. Лихачев, Д.С. Великое наследие /Д.С. Лихачев. – М.: Современник, 1979. – С. 305-329, 378-394.

 

 

БЛОК IV. ЛИТЕРАТУРА XVII В.

Лекция 1: Литература первой половины XVII в.

Историческая характеристика Смутного времени. Процессы обмирщения в культуре. Проявление всесословной активности в литературе.

Особенности литературы о «смуте». Публицистика Смутного времени. «Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия как жанр «видения». «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства» как одна из первых попыток выявить причины Смуты. Исторические произведения о Смуте: «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, «Словеса дней и царей и святителей московских» И.А. Хворостинина, «Повесть книги сея от прежних лет» С.И. Шаховского. Усиление индивидуального начала и «открытие характера» в литературе этого периода.

Эволюция житийного жанра. Появление житийно-биографических повестей. Житийные и бытовые элементы, изменение облика главного героя, своеобразие композиции и стилистики «Повести о Юлиании Лазаревской».

Возникновение досиллабической системы стихосложения, ее особенности. «Послание дворянина к дворянину» Ивана Фуникова, «серпантинные» стихи Евстратия, произведения И.А. Хворостинина, стихотворство «приказной школы».

Термины и понятия: «подметные письма», «подложные» грамоты, видение, визионер, агиография, житие, раёшный стих, духовные стихи, «серпантинный стих», относительный силлабизм («двоестрочное согласие»), палиндромоны, «приказная школа».

Тексты обязательные: «Повесть об Ульянии Осоргиной» («Повесть о Юлиании Лазаревской»).

Тексты дополнительные: «Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия, «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства», «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, «Словеса дней и царей и святителей московских» И.А. Хворостинина, «Повесть книги сея от прежних лет» С.И. Шаховского, «Повесть о Марфе и Марии», «Послание дворянина к дворянину» Ивана Фуникова, стихи Евстратия, «Изложение на еретики-злохульники» И.А. Хворостинина.

Литература

Учебники

1. Гудзий, Н.К. История древней русской литературы/ Н.К.Гудзий. – 8-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 371-388 (Гл. «Литература XVII в.», начало).

2. Древнерусская литература XI-XVII в.в. Учебное пособие /Под ред. В.И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 306-315, 319-330 (Гл.VI, § 1,2).

3. История русской литературы X-XVII веков /Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – С. 334-371 (Гл.VII).

4. Кусков, В.В. История древнерусской литературы: учебник для бакалавров/ В.В.Кусков. – М.: Юрайт, 2012. – С. 233-252 (Гл. «Литература первой половины XVII века»).

5. Травников, С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература: учеб. пособие для вузов по специальности 032900 (050301) - русский язык и литература / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Дрофа, 2007. – С. 351-374, 459-466 (Гл. V, разделы «Новые тенденции в развитии житийного жанра», «Возникновение стихотворства и драматургии»).

Исследования

6. Енин, Г.П. Писатель начала XVII века протопоп Терентий и его со-чинение о Смуте в рукописи публичной библиотеки /Г.П. Енин // Исследования памятников письменной культуры в собраниях и архивах отдела рукописей и редких книг. – Л., 1988. – С. 18-30.

7. Кукушкина, М.В. Новая повесть о событиях начала XVII века / М.В. Кукушкина // ТОДРЛ. – М.-Л.: Наука, 1961. – Т. 17. – С. 374-380.

8. Назаревский, А.А. Очерки из области русской исторической повести начала XVII века /А.А. Назаревский. – Киев, 1958. – 439 с.

9. Панченко, А.М. Русская стихотворная культура XVII века /А.М. Панченко. – М.: Наука, 1973. – 279 с.

10. Прокофьев, Н.И. «Видения» как жанр в древнерусской литературе /Н.И. Прокофьев // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. № 231: Вопросы стиля художественной литературы. – М., 1964. – С. 35-56.

11. Прокофьев, Н.И. Символико-аллегорическая образность в литературе начала XVII века /Н.И. Прокофьев // Вопросы русской литературы: УЗ МГПИ. – М., 1966. – Т. 248. – С. 29-44.

12. Робинсон, А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. /А.Н. Робинсон. – М.: Наука, 1974. – 407 с.

13. Руди, Т.Р. О композиции и топике «Жития Юлиании Лазаревской» /Т.Р. Руди // ТОДРЛ. – Т. 50. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. – 133-143.

14. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси / Г.П. Федотов / Предисл. Лихачева Д.С., Меня А.В. – М.: Моск. Рабочий, 1990. (Гл. 14).

15. Федотов, О.И. Фольклорные и литературные корни русского стиха /О.И. Федотов. – Владимир: ВГПИ, 1981. – 122 с.

 

Лекция 2: Литература второй половины XVII в.

«Бунташный век» русской истории. Начало процесса сближения русской литературы с западноевропейской. Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть: «Повесть о Бове королевиче», «Повесть о Брунцвике» и др.

Процесс пробуждения сознания личности в бытовой повести и новелле. Моральная проблематика и разработка темы индивидуальной судьбы в «Повести о Горе-Злочастии». Фольклорное начало в поэтике повести. Образ главного героя и символическое значение образа Горя-Злочастия. Своеобразие стилистики и стиха произведения.

«Повесть о Савве Грудцыне», ее романная и фольклорная основа. Новые элементы в сюжете, традиционное и новое в системе персонажей.

«Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла. Новое решение проблемы судьбы молодого человека.

Сатирическое начало и «бродячий» сюжет в «Повести о Карпе Сутулове». Анекдотическая основа в «Повести о бражнике», «Сказании о крестьянском сыне».

Демократическая сатира и смеховая литература второй половины XVII в.: «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Сказание о попе Савве», «Калязинская челобитная», «Сказание о роскошном житии и веселии», «Повесть о Фоме и Ереме», «Лечебник на иноземцев», «Служба кабаку». Особенности средневекового смеха. Использование фольклора и деловой письменности в повестях.

Историческая беллетристика («Повесть о Тверском Отроче монастыре»).

Термины и понятия: беллетристика, рыцарский роман, плутовской роман, бытовая повесть, новелла, «бродячий» сюжет, блудный сын, анекдот, раёшный стих, тонический стих, челобитная, религиозная легенда («чудо»).

Тексты обязательные: «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцине», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», «Сказание о роскошном житии и веселии», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Тверском Отроче монастыре».

Тексты дополнительные: «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Брунцвике», «Повесть о Петре Златых Ключей», «Повесть об Иване Пономаревиче», «Повесть о Василии Златовласом, королевиче чешской земли», «Повесть о бражнике», «Сказание о крестьянском сыне», «Сказание о попе Савве», «Повесть о Фоме и Ереме», «Лечебник на иноземцев», «Служба кабаку».

Литература

Учебники

1. Гудзий, Н.К. История древней русской литературы/ Н.К.Гудзий. – 8-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 388-478 (Гл. «Литература XVII в.», разделы «Руская историческая и бытовая повесть преимущественно второй половины XVII в.», «Сатирическая литература», «Переводы и переработки на русской почве западной повести»).

2. Древнерусская литература XI-XVII в.в. Учебное пособие /Под ред. В.И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 337-416 (Гл.VI, § 3-6).

3. История русской литературы X-XVII веков /Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – С. 372-426 (Гл.VIII, § 1-6).

4. Кусков, В.В. История древнерусской литературы: учебник для бакалавров/ В.В.Кусков. – М.: Юрайт, 2012. – С. 253-279 (Гл. «Литература второй половины XVII века», разделы 1-4).

5. Травников, С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература: учеб. пособие для вузов по специальности 032900 (050301) - русский язык и литература / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Дрофа, 2007. – С. 398-424, 441-450 (Гл. V, разделы «Бытовая повесть. Проблемы национально-исторического и вечного», «Переводная литература XVII столетия»).

Исследования

6. Адрианова-Перетц, В.П. У истоков русской сатиры / В.П. Адрианова-Перетц // Русская демократическая сатира XVII в. – М.: Наука, 1977. – С. 107-142 (серия «Литературные памятники»).

7. Алехина, Л.И. Образ Горя-Злочастия (к вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злочастии») /Л.И. Алехина // Герменевтика древнерусской литературы. – Сб. 7. – Ч. 2. – М., 1994. – С.313-322.

8. Бакланова, Н. А. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII—XVIII вв. /Н.А. Бакланова // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII—XVIII в.) – М.: Наука,1971. – С. 160-170.

9. Власова, З.И. Ерш Ершович. Возможные истоки образа и мотивов / З.И. Власова // ТОДРЛ. – Л.: Наука, 1993. – С. 250-269.

10. Демкова, Н.С. Основные направления в беллетристике XVII века /Н.С. Демкова, Д.С. Лихачев, А.М. Панченко // Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л.: Наука, 1970. – C. 525-536.

11. Журавель, О.Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе /О.Д. Журавель. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2012. – 234 с.

12. Кожинов, В.В. Происхождение романа /В.В. Кожинов. – М.: Сов. писатель, 1963. – С.189-200.

13. Кузьмина, В.Д. Рыцарский роман на Руси: Бова. Петр Златых ключей /В.Д. Кузьмина. – М.: ИМЛИ РАН, 1964. – 344 с.

14. Лихачев, Д.С. Великое наследие /Д.С. Лихачев. – М.: Современник, 1979. – С. 356-377.

15. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы: смех как мировоззрение. – СПб.: Алетейя, 2001. – 511 с.

 

Лекция 3: Русский религиозный раскол и творчество протопопа Аввакума.

История и сущность церковной реформы 1650-1660 годов. Личность патриарха Никона. Движение старообрядчества. Своеобразие литературы старообрядцев.

Основные факты биографии Аввакума – вождя и идеолога русского старообрядчества. «Житие…» Аввакума как автобиография общественно-публицистического характера; авторское осмысление борьбы с никонианами. Соотношение художественного и документального в «Житии…».

Агиографический канон и новаторство в «Житии» протопопа Аввакума. «Житие…» как синтез традиций агиографической, учительной, автобиографической литературы. Композиция, принципы изображения главного героя.

Особенности индивидуального стиля Аввакума: простота как стилистический принцип, эмоциональность, «ободрение смехом». Свобода в выражении мыслей и чувств в «Житии…» как результат преодоления условностей и традиций.

Значение «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» в русской литературе.

Термины и понятия: раскол, старообрядчество, боголюбцы, патриарх, протопоп, агиография, житие.

Тексты обязательные: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Тексты дополнительные: житие Епифания, обращение Аввакума к «чтущим» и «слышащим» его и его похвала «русскому природному языку», «Повесть о боярыне Морозовой».

Литература

Учебники

1. Гудзий, Н.К. История древней русской литературы/ Н.К.Гудзий. – 8-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 478-496 (Гл. «Литература XVII в.», раздел «Старообрядческая литература»).

2. Древнерусская литература XI-XVII в.в. Учебное пособие /Под ред. В.И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 330-337 (Гл.VI, § 2).

3. История русской литературы X-XVII веков /Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – С. 426-434 (Гл.VIII, § 7).

4. Кусков, В.В. История древнерусской литературы: учебник для бакалавров/ В.В.Кусков. – М.: Юрайт, 2012. – С. 279-290 (Гл. «Литература второй половины XVII века», раздел «Старообрядческая литература»).

5. Травников, С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература: учеб. пособие для вузов по специальности 032900 (050301) - русский язык и литература / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – М.: Дрофа, 2007. – С. 374-380 (Гл. V, раздел «Автобиографический характер «Жития» протопопа Аввакума»).

Исследования

6. Лихачев, Д.С. Великое наследие /Д.С. Лихачев. – М.: Современник, 1979. – С.341-356.

7. Вагнер, Г.К. Рублевская традиция во взглядах на искусство Аввакума /Г.К. Вагнер // ТОДРЛ. – Т. 39. –Л., 1985. – С. 388-393.

8. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы /В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1980. – С. 7-41.

16. Демкова, Н.С. Сюжетное повествование и новые явления в русской литературе XVII века /Н.С. Демкова, Д.С. Лихачев, А.М. Панченко // Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л.: Наука, 1970. – C. 457-475.

9. Демкова, Н.С. Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения). – Л.: ЛГУ, 1974.

10. Гусев, В.Е. О жанре «Жития протопопа Авакума» /В.Е. Гусев // ТОДРЛ. – Т.5. – М.-Л., 1958. – С. 192-202.

11. Лихачев, Д.С. Смех в Древней Руси /Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. – Л.: Наука, 1984. – С. 59-71.

12. Отзывы русских писателей об Аввакуме, собранные В.И. Малышевым // ТОДРЛ. – Т. 8-10.

13. Селиванов, Ю.Б. Жития святых в школьном курсе литературы. Пособие для учителя / Ю.Б. Селиванов. – Вологда: ВГПУ, 2007. – С.78-96.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие № 1(2 часа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...