Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 1: генезис и композиция «повести временных лет». Стиль монументального историзма в летописи.




Вопросы:

1. Понятие, строение, жанровая специфика летописи. Русские летописи и византийские хроники.

2. Генезис «Повести временных лет». Гипотезы А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева. Устные и книжные источники «Повести временных лет».

3. Киево-Печерский монастырь в середине – первой половине XI в. и его роль в становлении отечественного летописания. Специфика работы летописца. Автор (составитель) ПВЛ: в какой степени им является Нестор? Что мы знает о нем? Охарактеризуйте его как писателя.

4. Композиция ПВЛ. Погодный принцип повествования. На какие части можно разделить текст летописи, что положить в основание этого деления?

5. Образ Руси в ПВЛ.

6. Стиль монументального историзма в летописи. Особенности изображения человека. Русские князья-язычники: что мы знаем о них?

 

Часть 2: СОСТАВ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ». ИДЕЙНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ПАМЯТНИКА.

Вопросы:

1. Стилевое строение текста: переплетение книжной и устной речи, летопись как свод стилистических трафаретов и идей. Приведите примеры этикетных описаний святого, идеального князя, князя-злодея, причин нападения врагов и стихийных бедствий.

2. Типы летописного повествования в «Повести временных лет». Охарактеризуйте ПВЛ как свод разновременных, разножанровых произведений, исторических документов, устных легенд и сказаний.

3. Композиция и основные идеи историко-этнографического введения к ПВЛ. Что определяет логику авторского повествования? Для чего летописец описывает нравы славянских племен и какой литературный прием при этом использует?

4. Легенда о призвании варягов в ПВЛ и современные исследовательские интерпретации этого летописного сообщения. Как объясняется происхождение названия Руси? Как соотносится легенда о норманнском происхождении русского княжеского рода от Рюрика с идеей самостоятельности Руси?

5. Тема прославления христианства на Руси в ПВЛ. Какова, по мнению летописца, роль Княгини Ольги в христианизации Руси? Каков жанр рассказа о варягах-христианах (983), в чем пафос речи варяга-отца? Роль Ярослава Мудрого в распространении христианства на Руси.

6. Как изображено крещение Руси? Почему нравственный облик князя Владимира до крещения в летописи далеко не безупречен? Какова мотивация отказа Владимира «болгарам магометанской веры», «немцам от Рима», хазарским евреям? Суммируйте аргументы в пользу православия, которые приводятся в летописи. Установите параллели между летописными сказаниями о принятии христианства и «Словом о законе и благодати» митрополита Илариона.

7. «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» и публицистическое начало в летописи. Любечский съезд 1097 г. и его значение для прекращения княжеских усобиц. Почему Василько не послушал предостережений отрока и поехал к Святополку? Почему Владимир Мономах сразу не пошел на Святополка войной? Почему летописец, изображая победу над половцами 1111 г., отмечает: «Бог помог русским князьям»?

8. Особенности изображения и объяснения истории в ПВЛ. Летописное время.

Литература:

Обязательная:

1. Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. – Т. 1: XI – XII века. – СПб, 1997. Или: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869

2. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.) / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л.: Наука, 1987. Или: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2048 (статьи «Нестор, монах Киево-Печерского монастыря», «Повесть временных лет»).

3. Лихачев, Д.С. Повесть временных лет / Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1985.

4. Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 49-73.

5. Творогов, О.В. Литература Древней Руси / О.В. Творогов. – М.: Просвещение, 1981. Глава «Литература Киевской Руси (XI-XIIв.)».

6. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси / Д.С. Лихачев. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. (Гл. 2).

Дополнительная:

7. Рыбаков, Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи / Б.А. Рыбаков. – М., 1969. (Глава «Нестор и его «Повесть временных лет»)

8. Лихачев, Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение / Д.С. Лихачев. – М.-Л., 1947. – С. 35-172.

9. Еремин, И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // И.П. Еремин. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. – М.-Л., 1966. – С. 42-97.

10. Шахматов, А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах / А.А. Шахматов. – СПб., 1908.

11. История русской литературы X — XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. (любое издание). Гл. 1. Раздел «Древнейшее летописание».

 

Занятие № 4, 5 (4 часа)

АГИОГРАФИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

(На материале «Сказания» о Борисе и Глебе и «Жития Феодосия Печерского»)

Задания

1. Найти в текстах «Сказания» и «Жития Феодосия Печерского» примеры, раскрывающие действие общего для средневековой литературы закона «абстрагирования» описываемых явлений. Найдите в текстах примеры проявления «средневекового историзма».

2. Ознакомьтесь с иконописными изображениями Бориса и Глеба и Феодосия Печерского. Найдите общие черты в отображении святых в житии и на иконе[1].

 

ЧАСТЬ 1: «СКАЗАНИЕ» О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ КАК КНЯЖЕСКОЕ ЖИТИЕ-МАРТИРИЙ

Вопросы

1. Понятие святости. Средневековые святые и христианский идеал «обожения». Типы святости. Основные жанровые разновидности жития.

2. «Сказание» о Борисе и Глебе.

2.1. Историческая основа «Сказания» о Борисе и Глебе и политические причины их канонизации.

2.2. Раскройте на материале текста памятника понятие «средневекового историзма».

2.3. Композиция «Сказания» и жанровый канон жития-мартирия. Почему автор сосредотачивается только на мученической смерти князей, ничего не рассказывая об их детстве и юности?

2.4. Образы Бориса и Глеба. «Этикетность» поведения персонажей в «Сказании». Прокомментируйте особенности поведения Бориса и Глеба, психологическое состояние персонажей.

2.5. Особенности изображения Святополка Окаянного. Как в соответствии с требованиями жанра агиограф преломляет материал действительности?

2.6. Почему поступки Бориса и Глеба и обстоятельства их гибели стали основанием для причисления их к лику святых? Как отвечают на эти вопросы И.П. Еремин и Г.П. Федотов? Почему Борис и Глеб стали святыми покровителями всего русского воинства?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...