Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цикл легендарных сказаний об Иоанне Новгородском.




Литература:

Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе / Подг. текста, пер. и комм. Л.А. Дмитриева // ПЛДР. – Т. 6.

История русской литературы X – XVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – 462 с. (Гл. IV, раздел 4).

Гудзий, Н.К. История древней русской литературы / Н.К. Гудзий. – М.: Учпедгиз, 1956. Глава «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».

Дмитриев, Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв./ Л.А. Дмитриев – Л., 1973.

Дурново, Н.Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе / Н.Н. Дурново // Древности: Труды славянской комиссии Московского археологического общества.— М., 1907.— Т. 4, вып. 1.— С. 59—61.

Гусев, П.Л. Новгородская икона святого Иоанна (Илии) архиепископа в деяниях и чудесах / П.Л. Гусев.— СПб., 1903.

Цикл сказаний об Иоанне Новгородском // История русской литературы: В 4 т. – Т. 1: Древнерусская литература. Литература XVIII века. – Л., 1980. – С. 169—170.

Дмитриев, Л.А. Житие Иоанна Новгородского / Л.А. Дмитриев // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.) / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л.: Наука, 1987. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4500

Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого как житие-украшение.

Литература:

Преподобного священноинока отца нашего Епифания слово о житии и учении отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях». – СПб.: «Глагол», 1995. С. 50-263.

История русской литературы X – XVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – 462 с. (Гл. IV, раздел 2).

Коновалова, О.Ф. Изобразительные и эмоциональные функции эпитета в «Житии Стефана Пермского» / О.Ф. Коновалова // ТОДРЛ. – М.-Л., 1974. – Т. XXVIII.

Коновалова, О. Ф. К вопросу о литературной позиции писателя конца XIV в./ О.Ф. Коновалова // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — [Т.] XIV. — С. 205—211. (http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/t58/t58-205-.htm).

Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы X – XVII веков: эпохи и стили / Д.С. Лихачев. – Л.: Наука, 1973. – С. 113-116 (Гл. 2, раздел «Обращение к своей античности).

Ключевский, В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В.О. Ключевский. – М., 1871.

Грихин, В.А. Жанровое своеобразие сочинений Епифания Премудрого / В.А. Грихин // Проблемы типологии и истории русской литературы. – Пермь, 1976.

Древнерусские легенды о земном рае.

Литература:

Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н.В. Понырко // ПЛДР. – Т. 5.

Лихачев, Д.С. Литература трагического века в истории России / Д.С. Лихачев // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 5: XIII век. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4881

Баринов, М. Град Китеж – исследование легенды / М. Баринов // Литературная газета. – 1968. – 27 ноября.

Комарович, В.Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд / В.Л. Комарович. – М.-Л., 1936.

Мотасова, Э.Б. Древнерусская легенда о невидимом граде Китеже (история, успех, библиография) / Э.Б. Мотасова // Slavica tergestina 2. – 1994. – С. 161-196 (http://www.openstarts.units.it/dspace/bitstream/10077/3952/1/BiasciMotasova%20Slavica%2002.pdf).

Чумакова, Т.В. Ностальгия по раю. Утопический контекст древнерусской мысли / Т.В. Чумакова // Verbum. – Вып.3. –. СПб.: Издат Философского общества, 2001. – С. 39 – 60.

Чистов, К.В. Русские народные социально-утопические легенды /К.В. Чистов. – М.: Наука, 1967. – 390 с.

Клибанов, А.И. Народная социальная утопия в России /А.И. Клибанов. – М.: Наука, 1977. – 422 с.

Домострой как обобщающий памятник древнерусской литературы.

Литература:

Домострой / Подг. текста, пер. и комм. В.В. Колесова // ПЛДР. – Т. 10.

История русской литературы X – XVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – 462 с. (Гл. VI, раздел 1).

Адрианова-Перетц, В.П. К вопросу о круге чтения древнерусского писателя / В.П. Адрианова-Перетц // ТОДРЛ. – Л., 1974. – Т. XXVIII. – С. 24-29.

Буланин, Д.М. Сильвестр (Спиридон), священник Благовещенского собора / Д.М. Буланин, В.В. Колесов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.) / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л.: Наука, 1987. (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4591)

Колесов, В.В. Домострой без домостроевщины /В.В. Колесов // Домострой. – М., 1990.

Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Литература:

Повесть о Петре и Февронии Муромских // Изборник (сборник произведений литературы Древней Руси). – М., 1969.

История русской литературы X – XVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – 462 с. (Гл. VI, раздел 2).

Гудзий, Н.К. История древней русской литературы / Н.К. Гудзий. – М.: Учпедгиз, 1956. Глава «Повесть о Петре и Февроинии»).

Лихачев, Д.С. Повесть о Петре и Февронии Муромских / Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Великое наследие. – М.: Современник, 1989. – С. 292-299.

Ржига, В.Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма / В.Ф. Ржига // ЛЗАК. – Т. 33. – Л., 1926. Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к русской сказке // ТОДРЛ. – М.-Л., 1949. – Т. VII.

Дмитриева, Р.П. Древнерусская повесть о Петре и Февронии и современные записи фольклорных рассказов / Р.П. Дмитриева // Русская литература. – 1974. – № 4.

Скрипиль, М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к русской сказке / М.О. Скрипиль // ТОДРЛ. – Т. 7. – 1949.

Зарождение русского театра.

Литература:

История русской литературы X – XVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – 462 с. (Гл. VIII, раздел 8).

Кузьмина, В.Д. Русский театр XVII в. / В.Д. Кузьмина // История европейского искусствозннания от античности до конца XVIII в. – М., 1963. – С. 369-373.

Ранняя русская драматургия (XVII – XVIII вв.). – М., 1972.

Лихачев, Д.С. Поэтика древней русской литературы / Д.С. Лихачев. – Л., 1972. – С. 321 – 330.

Гудзий, Н.К. История древней русской литературы / Н.К. Гудзий. – М.: Учпедгиз, 1956. (Глава «Начало русского театра и русской драматургии»).

Лихачев, Д.С. Барокко и его русский вариант XVII века / Д.С. Лихачев // Рус. лит. – 1969. – № 2. – С. 21–45.

Асеев, Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века / Б.Н. Асеев. – М., 1977. – С. 94-193.

 

Пояснения и рекомендации.

Подготовка спецвопроса дает студенту возможность углубленно изучить отдельные темы курса, познакомиться с трудами выдающихся отечественных ученых-медиевистов, составить представление о текстах древнерусской литературы, не входящих в список обязательного чтения. Данное задание не является обязательным для всех, а предназначено для интересующихся средневековым периодом отечественного литературного процесса. На экзамене спецвопрос заменяет один (любой) вопрос в билете.

Студент, выбравший такое задание, должен подготовить письменную реферативную работу по одной из предложенных выше тем. Учащийся может предложить свою тему, при этом она в обязательном порядке должна быть согласована с преподавателем. Реферат должен продемонстрировать свободное владение студентом материалом по избранному вопросу, знание основ литературоведческого анализа, умение выбрать главное в изученной литературе, сопоставлять различные точки зрения и определять свое отношение к ним. Работа над рефератом должна представлять собой не бездумное, механическое переписывание материала статей и монографий, а осмысленную систематизацию материала, творческий поиск решений той или иной научной проблемы. Для работы над темой рекомендуется не одно, но ряд исследований, что дает возможность студенту отобрать наиболее ценный для раскрытия темы материал. При этом следует помнить, что работа над рефератом предполагает и самостоятельный поиск студентом литературы по теме. Кроме того, нужно прочитать тексты произведений по избранному вопросу. Реферат необходимо аккуратно оформить (титульный лист, оглавление, список использованных источников) и предоставить преподавателю на экзамене. Студент должен быть готов к беседе и ответу на вопросы по изученной теме.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина Древнерусская литература и культура

Направление подготовки Педагогическое образование

Профиль Филологическое образование

Уровень образования Бакалавриат

курс первый семестр второй

Виды работы Лекции (ч) Семинары/ практ. (ч) СРС (ч) Экзамен (ЗЕ) Всего часов Всего ЗЕ
Часы /ЗЕ       1 ЗЕ    

 

Виды учебной деятельности студентов Балл за одно задание Число заданий за семестр БАЛЛЫ
Мини-мальный Макси- мальный
Аудиторная работа    
Текущий контроль        
Практические занятия (устные ответы на занятиях по темам)        
Промежуточный контроль        
Выполнение групповых и индивидуальных письменных проверочных работ        
Самостоятельная работа    
Текущий контроль        
Конспект статей: Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси - Гл. 2: Стиль монументального историзма - Гл. 4: Экспрессивно-эмоциональный стиль 14-15 в. - Лихачева В.Д. Своеобразие композиции древнерусских икон - Лихачева В.Д. Композиционное единство монументальной живописи и зодчества в Древней Руси                
Посещение отдела древнерусской живописи Вологодского краеведческого музея, анализ одной из икон        
Составление генеалогического древа Рюриковичей        
Составление карточек по системе персонажей «Слова о полку Игореве»        
Чтение наизусть: Отрывок из «Слова о полку Игореве» (не менее 23 строк) Отрывок из «Слова о погибели земли русской» (первый абзац)        
Собеседование по списку обязательного чтения, ведение читательского дневника        
Просмотр фильма «Андрей Рублев» А. Тарковского        
Чтение расширенного списка литературы        
Итого        
Итоговый контроль    
Экзамен        
Всего        

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...