Глава 1. Лексические особенности лирических миниатюр М. М. Пришвина
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Язык лирических миниатюр М.М. Пришвина
Студентка V курса очной формы обучения Шаталова Оксана Анатольевна Научный руководитель: д. филол. н., проф. Н.В. Черникова
Мичуринск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Лексические особенности лирических миниатюр М.М. Пришвина §1. Эмоционально-экспрессивная лексика в миниатюрах §2. Эпитеты в миниатюрах §3. Метафора и олицетворение в миниатюрах §4. Сравнение в миниатюрах Выводы Глава 2. Синтаксические особенности лирических миниатюр М.М. Пришвина §1. Инверсия в миниатюрах §2. Функции однородных членов в миниатюрах §3. Эмоциональная семантика предложений в миниатюрах Выводы Глава 3. Изучение языка лирических миниатюр М.М. Пришвина в школе (Методические рекомендации) §1. Изучение изобразительно-выразительных средств (на материале произведений М.М. Пришвина) §2. Лингвистический анализ художественного текста (на материале произведений М.М. Пришвина) Выводы Заключение Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним относится Михаил Михайлович Пришвин. Его лирические миниатюры, короткие детские рассказы, как и философские повести и романы, полны удивительных открытий, нравственной красоты, они оставляют в душе человека светлые чувства. Каждому, кто читал произведения Пришвина, знакома радость общения с писателем, открывающим красоту окружающего мира, обладающим поэтической непосредственностью восприятия, свежим, как бы первым узнаванием жизни. Его по праву считают непревзойдённым мастером пейзажа и великим знатоком русской природы. За М.М. Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы». «Действительно, природа – это творческая лаборатория писателя, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение и «записывал» многие удивительные явления прямо с натуры» [Пахомова М.Ф., 1970, с. 3].
Природа для М.М. Пришвина прежде всего школа познания и самопознания. Вся жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается им в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении её с жизнью человеческой. «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу» [Пришвин М.М., 1957, с. 692]. Чувство родственной связи человека с миром природы – основа открытий М.М. Пришвина в искусстве. «В человека вошли все элементы природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем, существующим вне его» [Пришвин М.М., 1956, с. 457]. Чем тоньше и глубже проникает М.М. Пришвин в жизнь природы, тем смелее подходит он к изучению человека. Этот чрезвычайно своеобразный психологизм М.М. Пришвина родствен по своему характеру поэтическому восприятию мира. Недаром он считал себя «поэтом, распятым на кресте прозы» [Хмельницкая Т.Ю., 1959, с. 7]. Проза М.М. Пришвина подлинно поэтична в широком смысле этого слова. Одна из существеннейших черт художественного метода М.М. Пришвина в том, что природа для него не статическая картина, которую он созерцает и описывает, природа – непрекращающийся динамический процесс. Для Пришвина соучаствовать в деле природы – значит не только познать, понять, увидеть в ней новое и закрепить это в свежем, неповторимом слове. Для него соучастие – значит включение своей творческой мысли в проходящий на его глазах процесс жизни. Всё творчество М.М. Пришвина насквозь философично. Он никогда не ограничивается изображением увиденного. Он всегда осмысляет изображаемое. «Это не абстрактная, умозрительная философия, а всегда очень внутренняя, со всей психологической неповторимостью его писательской индивидуальности» [Хмельницкая Т.Ю., 1959, с. 14].
Утверждать в литературном языке подлинные богатства и открытия народного языка – одна из основных задач М.М. Пришвина. Он как бы заглядывает в глубь каждого слова, снимает с него кору омертвения, возвращает словам их образную полноценность и природную поэтичность. Каждое слово – находка, с оживлением внутренней формы – это в то же время и история его возникновения. М.М. Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем и творческом начале, которое он находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Для него природа – место приложения творческих сил человека. Он доказал это всеми своими книгами. Объектом данного дипломного исследования является язык лирических миниатюр М.М. Пришвина. Предмет изучения – лексические и синтаксические особенности пришвинских произведений. Цель дипломного исследования состоит в изучении изобразительно-выразительных средств, характерных для лирических миниатюр М.М. Пришвина. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи: 1) охарактеризовать виды и функции эмоционально-экспрессивной лексики в пришвинских миниатюрах; 2) описать виды и структурно-семантические особенности эпитета, метафоры, олицетворения и сравнения в текстах М.М. Пришвина; 3) проанализировать виды и функции инверсии и однородных членов в миниатюрах; 4) выявить способы представления эмоциональной семантики в пришвинских предложениях; 5) продемонстрировать возможности применения материалов дипломного исследования в практике преподавания русского языка и литературы в школе. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения языка художественных произведений, а также широкими возможностями использования произведений М.М. Пришвина в практике преподавания русского языка и литературы в школе и вузе. Практическая ценность работы определяется многоаспектным описанием художественных средств, представленных в лирических миниатюрах М.М. Пришвина, что может быть использовано в практике преподавания русского языка, культуры речи, риторики, стилистики, литературы в школе и вузе.
В качестве источников материала исследования используются лирические миниатюры М.М. Пришвина (см.: Пришвин М.М. Зеркало человека. – М., 1985). Методы исследования. В работе в зависимости от решаемых задач использованы следующие методы: метод структурно-семантического и текстового анализа языковых единиц, описательный метод, метод классификации языковых единиц в определённые группы. Структура работы. Дипломное исследование состоит из Введения, трёх глав, Заключения и Библиографического списка. ГЛАВА 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКИХ МИНИАТЮР М.М. ПРИШВИНА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|