Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Изучение языка лирических миниатюр М. М. Пришвина в школе (методические рекомендации)




Изучение изобразительно-выразительных средств (на материале произведений М.М. Пришвина)

 

Одно из важнейших направлений современной методики преподавания русского языка связано с усилением внимания к художественному тексту, к функциональной стороне языковых единиц, их образным и изобразительно-выразительным возможностям. М.Ю. Кулебякина отмечает, что актуальность данного направления обусловлена тем, что восприятие художественного слова ребёнком существенно отличается от восприятия взрослого. Чтобы слово в художественном произведении было правильно понято, необходима систематическая работа не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Однако при изучении грамматики на уроках русского языка, на которую отводится основное программное время, речевому развитию учащихся уделяется недостаточно внимания. В частности, эстетический аспект привлекаемых художественных текстов, на которых идёт обучение, рассматривается крайне редко, бессистемно, нецеленаправленно [см.: Кулебякина М.Ю., 2006, с. 42].

Обращает на себя внимание, что «в практике работы школы изобразительно-выразительный аспект используемых на уроках грамматики художественных текстов по сути дела игнорируется; слово анализируется, как правило, с точки зрения грамматики. Конечно, проблема формирования у школьников грамматического отношения к слову крайне актуальна, важна, но нельзя не замечать и того, что учащиеся в своём большинстве остаются глухи к образной стороне речи. Это тем более досадно, что тренировочный материал к урокам грамматики почти сплошь даётся в отрывках из художественных произведений» [Перепёлкина Н.А., 2001, с. 6].

В связи с этим считаем, что отдельные уроки русского языка в средней школе должны быть полностью посвящены изучению изобразительно-выразительных средств. Приводим конспекты двух уроков русского языка, направленных на изучение тропов в 5 классе.

Урок 1

Тема: Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка (на материале произведений М.М. Пришвина)

Цели урока:

1) образовательная: познакомить учащихся с понятием «эпитет», раскрыть существенные признаки эпитета;

2) развивающая: активизировать умение учащихся работать с художественным текстом, сформировать умение находить эпитеты в тексте;

3) воспитательная: воспитывать «чувство Родины», любовь к родной природе, уважение к мастерам слова.

Ход урока

1. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «изобразительно-выразительные средства языка», а именно поговорим о таком из них, как эпитет. Рассмотреть это художественное средство нам помогут произведения М.М. Пришвина. (Демонстрируется портрет писателя.)

Михаил Михайлович Пришвин родился недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Он является автором таких детских произведений, как «Золотой луг», «Кладовая солнца», «В краю непуганых птиц», и многих других. Основная тема творчества М.М. Пришвина – природа, человек и природа. Писатель в своих произведениях показывает восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы.

«Душа человека в её сокровеннейших переживаниях – вот источник всего творчества Пришвина… Тот, кто этой дверью, с этим пониманием войдёт в творчество Пришвина, войдёт в него, как в свой дом», – справедливо пишет В.Д. Пришвина во вступлении к книге М.М. Пришвина «Незабудки».

В замечательных произведениях М.М. Пришвина много разнообразных изобразительно-выразительных средств. Изобразительно-выразительные средства – это то, с помощью чего наша речь становится выразительной, эмоциональной. Одно из таких средств – эпитет.

Эпитет – это художественное определение, которое подчёркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Читая сказки, вы уже встречали одну из разновидностей этого изобразительно-выразительного средства – постоянные эпитеты: добрый молодец, красна девица, синее море, чистое поле и др.

В произведениях М.М. Пришвина встречается множество разнообразных эпитетов. Например: золотой луг, лисичкин хлеб, молодой дуб.

У каждого из вас на парте лежит текст миниатюры М.М. Пришвина «Запоздалый ручей». Прочитайте его «про себя» и найдите в нём эпитеты.

В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина!

Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев и на вечерней заре.

Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые.

Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

Учитель. Итак, какие же эпитеты вы нашли в этом тексте?

Ученик. Трава яркая, серых кустов, вечерняя заря, прозрачные облака, серые червячки, весенний ручей.

Учитель. Почти все эти эпитеты можно отнести к цветовым, а такие, как вечерняя заря и весенний ручей можно объединить по временному признаку.

Ученики записывают эпитеты в тетрадь.

Учитель. Приведите свои примеры эпитетов.

Ученик. Золотая осень, хмурый день, радостное солнце и др.

2. Работа у доски.

Один ученик записывает предложения на доске, все остальные выполняют задание в своих тетрадях.

Задание: записать предложения, подчеркнуть главные и второстепенные члены, найти эпитеты.

У нас молодые грачи облюбовали одно дерево и стали орать («Живое дерево»).

Ученик. Эпитет есть в словосочетании молодые грачи.

В полднях от горячих лучей солнца стал плавиться снег («Лягушонок»).

Ученик. Горячих лучей в данном предложении является эпитетом.

Учитель. Сейчас я прочитаю предложения, а вы должны внимательно их прослушать и выписать в тетрадь эпитеты.

1. Липа наконец подняла и расправила блестящие листья («После дождя»).

2. Весенний хлам в лесу до тех пор, пока не закроется зеленью, ворчит, кричит, колет глаза («Весенний хлам»).

3. Целый день перемены: то яркое солнце, то проливной дождь («Жар-птицы»).

Учитель. Какое яркое определение вы нашли в первом предложении?

Ученик. Блестящие (листья).

Учитель. Во втором?

Ученик. Весенний (хлам).

Учитель. В третьем?

Ученик. Яркое (солнце), проливной (дождь).

3. Творческая работа.

Учитель. Прослушайте миниатюру М.М. Пришвина и подумайте, какое название ей можно дать.

Как рожь на полях, так в лугах тоже зацвели все злаки, и когда злачинку покачивало насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком.

Все травы цветут, и даже подорожник. Какая трава подорожник, – а тоже весь в белых бусинках. Раковые шейки, медуницы, всякие колосочки, пуговки, шишечки на тонких стебельках приветствуют нас.

Сколько их прошло, пока мы столько лет жили, и не узнать: кажется, всё те же шейки, колосочки, старые друзья.

Здравствуйте, милые, здравствуйте! («Цветущие травы»)

Учитель. Каковы ваши варианты заглавия?

Ученик. «Цветенье трав», «Красота трав».

Учитель. А попробуйте дать такое название, в котором был бы эпитет.

Ученик. «Цветущие травы».

4. Итоги урока.

Учитель. С каким понятием вы познакомились на сегодняшнем уроке?

Ученик. Мы познакомились с понятием «эпитет».

Учитель. Что такое «эпитет»?

Ученик. Эпитет – это яркое, красочное, образное определение.

Учитель. Для чего нужны эпитеты в нашей речи?

Ученик. Они нужны для того, чтобы делать нашу речь более яркой, эмоциональной, выразительной.

Учитель. Именно так. Не случайно для изучения этого тропа мы выбрали произведения Михаила Михайловича Пришвина. Его миниатюры, посвящённые родной природе, показывают необходимость использования в речи эпитетов, которые красочно описывают всё, что происходит в природе.

5. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение на тему «Моё любимое время года» с использованием эпитетов.

 

Урок 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...