Русская философия XVIII века
XVIII век – это век Просвещения в Европе и век начала процессов секуляризации разных сфер жизни в России. Этот процесс, прежде всего, включает в себя процесс «обмирщения» государства, завершившийся в реформах Петра I. После смерти патриарха Адриана Петр воспротивился выбору нового патриарха и установил для православной церкви синодальное управление, иными словами, церковь потеряла независимость в своем управлении. Русское самодержавие становится абсолютным и постепенно выходит из-под влияния церкви. «Церковь… не только утеряла свое влияние, но сама подпала под власть царя, - и постепенно впала в крайне унизительную и для Церкви опасную зависимость от верховной власти», [35] - отмечал В. В. Зеньковский в своей «Истории русской философии». Он же говорит о том, что «одновременно начался и другой процесс – обмирщения национального сознания; идея «Святой Руси» становится риторической формулой, национальное сознание воодушевляется уже идеалом «великой России». Все это вместе и определяет новый стиль русской культуры, который окончательно оформился уже в XIX веке»[36]. В философии XVIII века можно выделить религиозное направление (Г. С. Сковорода, св. Тихон Задонский, Паисий Величковский и др. ) и светское (А. Радищев, М. М. Ломоносов и др. ). Первого русского мыслителя – Георгия Саввича Сковороду (1722-1794) называли украинским Сократом. Стремление к свободомыслию – это его очень характерная черта. В. В. Зеньковский так писал о Г. С. Сковороде: «Сковорода был свободным церковным мыслителем, чувствовавшим себя членом церкви, но твердо хранившим свободу мысли, - всякое же стеснение ищущей мысли казалось ему отпадением от церковной правды»[37]. Сковорода стремился жить так, как мыслил, в этом его сходство с Сократом. Он родился в Полтаве в семье простого казака. Сковорода получил хорошее образование, закончил Киево-Могилянскую академию, но не принял священнический сан, прожил жизнь странника. Отправился путешествовать, слушал лекции в европейских университетах.
Философию Сковорода утверждал как свободное рассуждение о Боге, мире и человеке. Ему принадлежит трактат по этике: «Начальная дверь ко христианскому добронравию», философские диалоги «Наркисс», «Асхань», «Беседа, нареченная двое», «Потоп змиин» и другие произведения, которые при его жизни напечатаны не были[38]. Г. С. Сковороде принадлежит учение о существовании «двух натур» и «трех миров. В трактате о Боге он пишет, что весь мир состоит из двух натур: видимой и невидимой. Видимая натура называется им «тварь», а невидимая – «бог». Богу у древних людей были разные имена, например, натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и пр. А у христиан, согласно мысли Г. С. Сковороды, ему имена следующие: дух. Господь, царь, отец, ум, истина. Что касается видимой натуры, то ее также можно назвать многими именами, например: вещество или материя, земля, плоть, тень и пр. Итак, есть две природы – это природа духовная и материальная, форма и материя, природа невидимая и видимая. Все три мира обладают двумя природами. Первый мир – это Вселенная, макрокосм. Он вечен и безграничен. Второй мир – это микрокосм, мир социума и человека. Третий мир – это мир символический, данный в Библии. В Библии также присутствует двойное измерение – знака и смысла. Библия дает ключ к пониманию тайн мира и человека. Формы – это идеи Платона, образы, виды, видения. «Они суть первородные миры нерукотворные, тайные веревки, преходящую сень, или материю, содержащие…»[39]. Идеи – это предвечные парадигмы вещей, первичные порождающие модели, прикасаясь к которым материя обретает бытийный статус. Онтологическая концепция Сковороды сходна с неоплатонической. Сущее возникает путем развертывания сверхсущего Блага (Единого). На всех уровнях бытия проявляется как Единое, так и материя. Все ступени иерархии бытия оказываются зеркальным отражением одна другой, где исходное «зеркало» - это Бог[40]. Каждая ступенька бытия, таким образом, оказывается «зеркалом» Бога. Зеркало тут есть образ, показывающий отражение идеи в материи. В этом случае идея утрачивает свое совершенство и распадается на множество копий, несовершенных подобий, отблесков.
В каждом человеке проявляется только подобие истинного совершенного человека: «телесный наш болван и сам есть едина токмо тень истинного человека». Тела людей – это «зерцаловидные тени». Мир – это расставленные венцом зеркала, которые отражают творящуюся борьбу в человеке между его разумом и страстями. Разработкой учения о «двух природах» и «трех мирах» у Сковороды стала софиология, учение о Софии-Премудрости Божией. София есть принцип упорядоченности мироздания, его красоты и гармонии. София – это как бы план Божий мироздания в целом и в подробностях. Мир – это «вертоград божий», взращенный премудростью, это – яблоневый сад, где философ ведет беседы со своими стремящимися к истине друзьями[41]. Космос «софиен» и София «космична». В Софии заключены «модели», идеальные образцы государства, города, семьи. Постижение внутренней природы Сковорода связывает с познанием красоты. Она ассоциируется с Софией. Внешняя форма – это случайное явление, а внутренняя природа – истинный источник красоты. Поэтому внутреннее движение самопознания является для Сковороды позитивным, а движение вовне по социальной лестнице неподлинным, ложным. Движение вовнутрь к самопостижению является «сродным» трудом для человека, благодаря этой «сродности» раскрывается суть человека. Совокупность всех «сродностей» и представляет собой София. С точки зрения софиологии макрокосм может быть описан как «вселенский чудотворный театр», а София становится сценарием этого космического спектакля. В мире символов София будет сценарием, лежащим в основе символическо-аллегорического представления Священного Писания. В сфере микрокосма София мыслится как принцип общественного порядка, для индивида – это его «роль» в «божественной комедии»[42]. «Театральная софиология» Сковороды – это попытка решения проблемы зла. Зло – это бес-порядок, не-строение самих по себе благих, гармоничных элементов мироздания. Истоки зла – в своеволии человека, отказ от своей роли и принятие на себя чужой, в лицедействе. Тогда весь мир предстает как низменный маскарад, театр суеты.
В своей философии Сковорода отходит от ортодоксального православного христианства и его философская позиция может быть обозначена как пантеизм. Бога он понимает, скорее, в духе Спинозы, как природу в целом. «Бог – это бытие всему и сам себе бытие». Идеал человека для Сковороды тоже отличается от традиционного христианского идеала. Этот идеал скорее напоминает античный идеал философа-гностика, который реализует себя в практике самопознания, медитации над сакральным текстом, исполнении заповедей и в воспитании людей в добродетели. Для него идеальный гностик – это Христос. В таком понимании образа Христа и христианства значительно ослаблен собственно религиозный момент спасения человечества через подвиг Иисуса Христа, а усилен гностический, философский аспект, когда восхождение к Богу понимается как процесс познания и самопознания. Софиология Сковороды окажет большое влияние на дальнейшее развитие русской философии, в том числе на творчество его дальнего потомка В. С. Соловьева. Г. С. Сковорода в памфлете «Сон» (1758) дает сатирическое изображение общественного строя России XVIII века и выражает свою социально-политическую концепцию. В царских покоях веселится знать, каждый в маске, никто не имеет человеческого лица. Повсюду господствуют пороки. Сильные мира сего – «ястребы, которые живут жизнью жаворонка» (простого человека), «о тело его точут когти». Сковорода переживает за угнетенный бедный народ, который еще «спит», но, может быть, проснется. Открыть двери народу к свободной жизни должны просвещение, наука, философия[43].
Главная преобразующая сила общества, по его мнению – это новая мораль. Мораль для него – это основной действующий фактор истории. Средоточие этой силы – душа, разум, сердце человека. Сковорода мечтает о социальном равенстве и торжестве в обществе такой моральной нормы, когда труд станет всеобщей формой деятельности. Он считает, что труд – высшее моральное требование. Труд есть «живой и неусыпный всей машины ход… венец радости». Вся трудовая деятельность должна быть согласована с наукой. Для него этической нормой является необходимость «на зло отвечать злом, на добро добром». В этом он отходит от христианского этического принципа «любви к ближнему», доведенной до любви к врагам, и обращается к ветхозаветной этике, главный принцип которой гласит: «око за око, зуб за зуб». Г. С. Сковорода верит в возможность подлинного счастья простого человека в будущем на земле. Идеал будущего устройства общества для него – это республика. Он идеализирует крестьянский быт, казачью вольницу. Он пишет похвалу Богдану Хмельницкому за то, что он боролся за свободу украинского народа от польской шляхты, за то, что он способствовал осуществлению союза украинского народа с Россией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|