Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочинения Г. Сковороды.




Григорий Сковорода был украинским философом, поэтом-баснописцем, музыкантом, педагогом. В творческой деятельности Григория Сковороды выделяют два периода: литературный (50—60-е го­ды) и собственно философский (70—80-е годы).

Его мировоззрение тесно связано с мудростью, с нравственно-практическим опытом народа и «здравым смыслом». Мыслитель почти в каждом из своих произведений ссылается на мудрость украинских, русских, латинских пословиц.

Его художественное наследие объединяет около пятидесяти песен и стихотворений. Тридцать из них Сковорода включил в сборник под названием «Сад божественных песен, проросших из зёрен Священного Писания». В них часто содержится призыв к духовным ценностям и радостям, трудолюбию, к сердечному «веселию» и активной жизни души, а не тела. В ряде его песенных произведений слышен сатирический пафос, направленный осуждение богатства и наживы, несправедливости и зла в современном ему обществе. Уже в поэтическом творчестве обнаруживается тяга Сковороды к философской проблематике: ряд его песен сопровож­дается философскими комментариями.

Как писатель-прозаик Сковорода создал цикл басен, объединенных под общим названием «Басни Харьков­ские»(1774 г. ), состоящий из тридцати произведений, в которых восхваляются дружба, любовь, разум и другие положительные человеческие черты. Вместе с тем многие басни имеют обличительный характер по отношению  не только к человеческим порокам, но и устоям несправедливых отношений в обществе. Имея большое самостоятельное художественное значение, басни Сковороды вместе с тем предваряют и способствуют формированию философского творчества мыслителя.

Философское наследие Григория Сковороды насчитывает четырнадцать диалогов, пять трактатов, и переводы произведений Цицерона, Плутарха и др. Можно выделить основные темы его размышлений, превалирующие в том или ином его философском труде:

1. Учение о двух натурах и трёх мирах:

       - трактат " Начальная дверь ко христианскому благонравию" (1766), явился конспектом курса, прочитанного философом в харьковском коллегиуме;

2. Самопознание:

- «Наркисс. Разглагол о том: узнай себя»;

       - «Симфония, нареченная книга Асхань, о познании самого себя»;

3. Библия как символический мир:

       - «Израильский змий» (1775–1776);

       - «Книжечка, называемая silenusalcibiadis или Икона алкивиадская»;

       - «Книжечка о чтении Священного Писания, нареченная Жена Лотова»(1780–1788);        

4. Проблема человеческого счастья и сродности:

      - «Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни»;

      - « Разговор, называемый алфавит, или букварь мира»;   

5. Философские притчи:

      -«Благодарный Еродий»;

      - «Убогий жаворонок»;

6. Аллегорические диалоги:

      - «Пря беса со Варсавою»;

      - «Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим» (1785);

7. Учение об истинном человеке:

      - «Диалог. Имя ему: Потоп Змиин» (1791) - последнее большое философское произведение, сочетающее в себе формы трактата, диалога, притчи и стиха.

Выделенные темы, по сути, являются «сквозными», то есть развиваются, практически в каждом произведении украинского мыслителя.

В философии Сковороды прежде всего заметно влияние христианской традиции и большой интерес к исследованию Библии, а также античной философской традиции, которые он не противопоставляет, а сближает в ряде работ. В своих трудах он часто прибегает к цитированию библейских текстов, но также ссылается на высказывания и учения таких античных авторов как Фалес, Пифагор, Сократ, Платон, Эпикур, Сенека, Цицерон, Плутарх и некоторых других. Украинский философ показал своё знание и трудов отцов Церкви, а именно Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Григория Богослова[50]. Определённые идеи философа перекликались с идеями о мире и человеке Августина Блаженного.

Согласно И. В. Иванъо, «исключительные познания Сковороды в области ан­тичной философии и критическое использование ее поло­жений при создании собственного учения свидетельству­ют, что это учение возникло не в стороне от развития мировой истории философии. … У нас нет прямых доказательств знакомства Сковороды с произведениями Джордано Бруно, Николая Кузанского, но связь учения мыслителя с основными иде­ями этих философов достаточно очевидна. Сказанное в определенной мере касается и связи взглядов Сковоро­ды с пантеизмом Спинозы, идеями Хр. Вольфа и неко­торых других философов, изучение которых входило в философский курс академии»[51]. Григорий Сковорода владел несколькими языками, в первую очередь латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. В работах Сковороды обращают на себя внимание множество вставок, касающихся смысла определённого термина и его значения в других языках. Кроме вышеназванных имеются его цитаты на польском, немецком, французском и турецком языках.

Ни одно из сочинений украинского мыслителя не было опубликовано при его жизни. На предложения публикации его трудов он всегда отвечал отказом. Видимо потому, что все его работы имели конкретного адресата, а потому не предназначались для широкого круга читателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...