Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

23 ноября, днем. Недопустимо холодно в дамских уборных и дамском фойе. Также оч. холодно в нижнем фойе актеров. А. Стахович




23 ноября, днем.

На моем дежурстве не усмотрел ничего такого, на что надлежало бы обратить внимание внесением беспорядка в эту книгу. Кроме разве того, что все преисправно курят не только в разрешенных местах (чайное фойе), а и в коридорах и проч. [dcxxvi].

Дежурный член Товарищества А. Стахович

23 ноября, вечер.

Недопустимо холодно в дамских уборных и дамском фойе.

Также оч. холодно в нижнем фойе актеров. А. Стахович

25 ноября.

Вечером в уборных очень холодно. Хорошо бы сделать ставни в окно во всех уборных внизу и в дамских, где лестница, а то с улицы {356} могут продавить окна и легко проникнуть. Артисты просят в уборных, чтобы были спички, теперь почему-то перестали давать. Н. Александров

26 ноября.

Была днем в театре. Все, кажется, было благополучно, в порядке.

Хорошо бы привести в порядок полы в фойе — очень тусклые и скучные, а в особенности в комнате Товарищества — вид запустения.

Смотрела спектакль «На дне», сидела в 1‑ м ряду, и очень мне портил впечатление слой пыли на Суфлерской будке и на рампе — наводит уныние. Деж. чл. товар. О. Книппер

27 ноября. К 22 ноября.

Просмотрев дневник, с грустью увидел, что остался не записанным день 22‑ го ноября, — как-никак, а исключительный в жизни Худ. театра. Это тот день, когда Малый театр почти in corpore[dcxxvii] пришел в Художественный сначала с тем, чтоб выразить благодарность за сочувствие, оказанное Художественным по поводу оскорбления Малого театра, совершенного красногвардейцами в дни 27 – 31 октября[dcxxviii], а потом с тем, чтобы поддержать мысль об объединении Малого с Художественным — объединении, т. е. нахождении общих точек не только в смысле оперативных частичных соглашений, как это было по поводу возобновления спектаклей, но и в общей административной организации, и даже в общности художественной работы.

Хотелось бы сохранить в этом дневнике перечень всех лиц, пришедших из Малого театра, как артистического, так и технического персонала. Хотелось бы и сжатое изложение речей[dcxxix].

Я пишу, как вспомню, другие добавят. Южин, Правдин, Яблочкина, Рыжова, Платон, Айдаров, Яковлев, Монахов, Музиль, Гундуров, Музиль-Рыжова, Музиль Е., Грибунина, Массалитинова, Красовская, (Гзовская), Шухмина, Берс, Головин, Суфлер Зайцев, Лебедев, Шереметьев, Фролов, Павлова. [В. Немирович Данченко]

28/XI 917 г.

Днем в здании театра я не заметила беспорядка. Но хочу сказать о том, что меня беспокоит вообще: 1) курят у нас опять повсюду. И самое печальное, что делают это наши маяки: Качалов, Массалитинов… В день Общ. собрания Союза Артистов большое фойе превратилось в громадную пепельницу! Курили все, всюду и всюду бросали окурки и спички!?

2‑ е. Сторожа, новые преимущественно, не здороваются, не встают, когда мы, актеры, входим в театр. Это вносит то неряшливое, распущенное отношение, которое непременно кончается неприятным замечанием. Вежливость необходима. Уважать старших должно, а актер в театре и есть тот «старший», который несет всю {357} жизнь театра на себе. И слуги театра не должны этого забывать и игнорировать. Иначе водворяется грубая небрежность, так свойственная русским вообще. Н. Бутова.

P. S. В дамских уборных электричество горело в то время, когда актрисы были целый акт на сцене[dcxxx]. НБ

3 декабря. Дежурный В. Грибунин.

На улицах идут демонстрации в защиту Учредительного собрания[dcxxxi]. Пока утр. спек. «Синяя птица» идет благополучно. В комнате Товарищества идет заседание[dcxxxii]. Вечером должен идти спектакль «На всяк. мудр. »[dcxxxiii]. ВГ

5 декабря.

Комната Совета [и] Правления не приготовлена — т. е. трубы отопления открыты, жара несосветимая, — недостаточно освещена.

Воздух тяжелый. Это обычное явление на заседаниях — никогда и никем комната не готовится. Кто этим заведует и кто отвечает?

В комнате Совета — витрины для трофеев — проведите рукой сверху — пылища. Не вытиралась давно.

Лестница верхнего яруса — оч. пыльно в пазах и в выступах.

С лестницы верхнего яруса дверь на малую сцену отворена. Я вошел. Висят костюмы, бери что хочешь. Я обошел всю комнату и хотел уже уходить, но на всякий случай кликнул сторожа. Он тотчас явился и объяснил, что дверь отпирает для репетиции «Младости»[dcxxxiv]. Не знаю, назначена ли и была ли сегодняшняя репетиция, но думаю, что раз что разрешено отворять дверь, — она будет всегда отворена и костюмы рискуют быть украденными.

Предлагаю дверь запирать всегда и у входа с лестницы сделать звонок: — первый, кто приходит на репетицию, звонит, а после последнего уходящего дверь запирается. Отнюдь нельзя решать вопроса по-бюрократически — запереть, мол, дверь, а актеры пусть ходят кругом. Нина Никол. [dcxxxv] не может ходить по черной лестнице и по темной сцене, — в обход. Порядок не должен мешать жизни и работе, а наоборот.

 

На малой сцене — относительно — прилично, но — внутри шкафов сотрудников — очень пыльно. Надо вытирать мокрой тряпкой, а уж потом и тряпкой с дезинфекцией.

 

Костюмы на нов. сц. висят не покрытые полотном. Пылятся и выгорают.

 

Шкафчик с электрич. аппаратами — тряпки, пыль, сор. Опасно для пожара.

 

Сторож на месте.

 

{358} В гладильной. — То же самое, что и в Солодовниковском театре. Как Бог нас бережет. Утюги включены — штепселями, раскалены до последней степени — на деревянной скамейке лежат кирпичики (меньше, чем размер утюгов).

В Солод. театре мы ругали дирекцию за полный большев. беспорядок, смеялись, возмущались, жаловались, кажется, писали заявления и, гордясь, восклицали: какая разница. Все-таки у нас этого не может быть[dcxxxvi].

Что же мы будем теперь делать у себя? Какое возмездие? Кто и как ответит за это?

Не откладывая, надо у каменной стены устроить каменную полку специально для утюгов. И кого-нибудь назначить ответственным. В той же комнате — гладильной — стоит рукомойник. Он бездействует, испорчен. Казалось бы, нужно починить его. Нет. Из него сделали помойную яму и бросают всякую гадость.

 

Прошел на колосники. Дверь открыта, — ни души. Если что случится, — кто предупредит. Не возложить ли надзор на сторожа малой сцены, кот. тут же — рядом.

 

На лестнице, ведущей на колосники, — подоконник, провел рукой — столб пыли. Очевидно, давно не вытирали.

 

На той же лестнице — есть чулан драпировщика. Очевидно, там хранится какой-то материал и довольно (по нынешнему времени) дорогой. Но оказывается, что загородка вся трясется, наверху огромная щель, через которую палкой легко вытаскивать все, что там лежит.

У кого ключ?

 

Сцена пуста. Никакой работы. Как странно. Все жмутся. В студиях пишут по углам, а на главной сцене — бегают крысы.

 

Крыс, оказывается, никто не отравляет.

 

Касса. У самого входа и по стенам Худ. театра нагло торгуют барышники. Нельзя ли отгонять.

Касса не в безопасности: а) Ключ у швейцара. Допустим, что он надежный, но ключ у него в кармане пальто. Что стоит его вытащить? Кто поручится, что он не передаст другому — ненадежному. Главное, зачем у шв. ключ? — чтоб отворять дверь. Стоит крикнуть в окно кассирше. Швейц. может и сговориться с кем-нибудь и т. д.

У входа в кассу — дверь ненадежна. Во-перв., стеклянная с дверкой, просунь руку и отворяй дверь. Ведь ключ у швейцара теряет свой смысл после этого. Нужно непременно болт. (Мне сказал специалист, что только болт гарантирует от взлома. )

{359} б) Надо сделать вторую дверь внутри кассы (со временем и железную, так точно, как железную дверку и у окна кассы — она небезопасна в пожарном отношении. Я не очень доверяю и несгораемому шкафу. Кажется, он старого типа. Те — горят).

в) Сигнальные звонки, говорят, нередко не звонят — портятся (хотя их и проверяют). Почему так часто портятся?

г) Провода следует скрыть…

д) Весь ли день подле кассы есть мужчины. И сколько их. Не следует жалеть денег, чтоб сторожить деньги. Я бы поставил дежурных билетеров.

 

Двор. В тупике, около бутафорской — cнаружи — сложены дрова около самой стены театра. Не опасно ли это?

Стекла над воротами — в сарае — за мужскими уборными выбиты, — не отсырели бы декорации. Надо вставить.

 

Хорошо ли стерегут дрова на дворе. Там у сараев они сложены… и кажется, что так легко их красть.

 

Декорационный сарай — мастерская.

В первой комнате (столярная) при самом входе — налево — штепсель сломан и подпирается доской. Сломан он уже месяц тому назад — во время стрельбы. Говорилось неоднократно — надо ждать беды, чтобы Павел Ник. наконец услышал мольбу. При соединении этой подпоркой — доской — была искра. Неужели ждать пожара.

Во второй комнате — декорационная — тоже давно сломан и тоже штепсель, и тоже неоднократно говорено, и тоже ждут какого-нибудь случая, чтоб Павел Никол. наконец откликнулся. Пока что штепсель пускают в ход с помощью щипцов металлических.

В столярной направо, в углу, где тесно и сушится дерево, — топится плита (для клею). Закрышки (или заслонки) круглые плиты сломаны на неск. частей и теперь прикрываются отдельными кусочками, кирпичами. Остается большая дыра. Плита топится, дрова трещат, и искры могут вылететь из отверстия — и падать на дерево, кот. много кругом.

По-моему, в мастерской много какой-то завалящейся (и годной хорошей) мебели. По-моему, она там не вся для починки, а многие стулья, за ненадобностью присвоили мастера как ветошь. Ее бы в склад, а при случае и в студию.

Сторож при мастерской (кажется, Александр) был откомандирован сегодня на сцену в театр. В 5 час. кончилась работа в мастерских, рабочие ушли, и мастерская стояла пустая. Приходи и бери.

Хорошо, что сам Алекс. догадался и пришел проведать.

 

Уборные. Уборная Лужского, все 6 или 7 ламп, сколько там есть, горят вовсю — сторожа нет. Комната пуста.

 

{360} Уборная сотрудниц (женская). Костюмы висят, не завешенные полотном, и выгорают.

 

Под сценой. Эл. сцена (для всего театра, подъезд и пр. ). Все дверцы шкафа отперты, стекло разбито.

Половики, для котор. сделаны полати, валяются не сложенными по полу (опасно, ведь это — порох).

Много лишней мебели в трюмах. По-моему, и такой, кот. не нужна для текущ. репертуара. Склад — костер. Опасно.

 

Шкафы с платьем («Горя от ума», «Мудреца» и пр. ) заперты на замок, но не на шпингалеты, и потому легко их отворить, и щели большие — пыль проходит.

В самих шкафах платья не завешаны полотнами. Какая это ошибка. Это очень оберегает платье от пыли. А в трюме ее так много.

 

Склады под зрит. залом открыты — настежь. Иди и бери. При спуске в люк сделана железная дверь, чтоб затворять ее. Ведь опасно быть раздавленным при спуске люка. Но калитка сломана. Помните, в этом люке чуть было не произошла катастрофа.

Дверь в комнату трансформатора открыта, и ключ в двери.

Ход под сцену из раздевален партера открыт, и никто его не охраняет.

 

Электр. жгут много лишнего, и во время действ. можно было бы больше тушить (на подъезде, в передней). В уборн. арт. тоже мало следят и экономят.

 

В коридоре партера — верх зеркала — пыль.

 

При всей тяжести современного положения, надо придумать чтонибудь с костюмами билетеров. Из стяжавших себе славу аристократических капельдинеров — превратились в оборванцев и архаровцев. Ведь оборванец в претенциозном мундире куда хуже просто штатского оборванца. Попробовать бы перевернуть мундиры наизнанку. Я думаю, что если это было сделано раньше, то даже грязная изнанка лучше и приличнее теперешнего лица. Но не только грязь и поношенность мундира делает их неприличными. Как одет мундир, как он содержится. Мятый, не по росту, полузастегнутый. Полюбуйтесь, наприм., швейцаром. Тот, кот. у кассы, например, — надел ливрею с чужого плеча, на кривобок застегнул верхн. пуговицы, а нижние поленился, и оттуда торчат незастегнутые грязные брюки и свое нечистоплотное платье. Воображение дорисовывает остальное — клопов, остатки кушанья, вшей и пр. и пр.

 

Пишу, пишу и думаю: А что если никто не будет приводить замеченное в исправление. М. б., даже не будет читать. Тогда опять хорошее {361} начинание замрет и засохнет и станет лишней формальной обузой. Я бы советовал — впредь писать на левой стр., а на правой делать отметки. Тогда будет видно — результат и будет поощрение.

 

Забыл. Во время акта ожидающая публика шумит в чайной и фойе, и никто не останавливает ее, а свои по-домашнему еще больше шумят и показывают дурной пример — в коридорах. В других актах тем же занимаются собирающиеся на митинг — музыканты и хористы — в буфете. Дурной пример заразителен особенно теперь — в демократическое свободное время. К. Станиславский

Страница для вклейки рецензии о спект. «Лапы жизни»[dcxxxvii].

 

NB. Уничтожить постепенно и неизменно все шумы, мешающие спектаклю. Для начала дверь в комнату совета ужасно шумливая. Кольца двери ударяют по металлич. доске, обмотать их как-нибудь кусочком замши или веревочки. К. Станиславский

Читал. Вл. Немирович-Данченко

Читал. Л. Фессинг. Читал. А. Санин, С. Трушников

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...