Упражнение Найди свою пару
Упражнение проводится в конце тренинга для того, что бы подвести итоги, вспомнить то, что было изучено.
Необходимые материалы: Подготовленные тренером карточки размером с визитку, на половине карточки написаны вопросы по теме тренинга (по одному на карточку), а на второй половинке – ответы на эти вопросы (также по одному).
Время:5 минут.
Размер группы: любой.
Описание: каждому участнику выдается карточка – либо с вопросом, либо с ответом. Каждый должен найти того, у кого есть ответ на этот вопрос, или вопрос, соответствующий его ответу.
Вариант. В тренинге по коммуникативным навыкам, работе с возражениями и т.д., можно написать по одной карточке фразу, которую говорит партнер по переговорам или клиент, а на другой – возможный ответ. ————————–
|
|
|
Упражнение Письмо самому себе
Упражнение проводится в завершающей части тренинга и позволяет каждому участнику задуматься над тем, как он собирается применить полученные знания в своей жизни. Материалы: Листы бумаги формата А4. Время:30 минут. Описание: 1. Все участники сидят в общем кругу.
2. Тренер дает следующие задание: «Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на тренинге, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути и т.д.» Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел…», Я думаю, что у тебя получилось…», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.
3. После того как письма написаны, они запечатываются в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес.
4. Тренер собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их адресатам. ——————————————————————————————-
|
|
|
Упражнение Путаница
Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию.
Время:10-15 минут.
Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.
Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка. Возможные вопросы к группе: 1. Что было легко, а что тяжело? 2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются? 3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться? 4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства? ————–
|
|
|
Упражнение Волшебная бутылочка
Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Так же это упражнение можно использовать для завершения тренинга. Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3.
Время:10-30 минут. Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей рабочей командой, то и желания должны касаться работы. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать больше перерыв на обед, изменить штатное расписание и т.д. Каждый может загадать свои три желания.
Далее, каждый пишет свои три желания, которые направленны на изменение рабочей обстановки. И следом формируется общий список пожеланий.
Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?
|
Принятие решения
Игра «3 лодки»
Цель: проигрывание проблемной ситуации выбора (риск и помощь нуждающимся) обучение взаимодействию, контактности и быстрому принятию решений в критической ситуации на выделение лидеров.
Оборудование: «лодки» т.е. куски материи размером примерно 1х2 метра. Кол-во – 1 кусок на 5–6 человек (они должны плотно стоять на половине ткани). Стробоскоп, фонари, шум моря.
Ход игры: в начале группе сообщается, что вся она плывет на корабле по океану. Проводятся какие-то «морские» игры на вхождение в ситуацию, поются песни. Через некоторое время, неожиданно для группы гаснет свет, включается стробоскоп, пиротехника, включается шум шторма, мелькают лучи фонарей. Группу быстро собирают вместе и сообщают, что корабль потерпел крушение, быстро надвигается шторм. Группа высаживается на «лодки» (т.е. куски материи), и пытается доплыть до берега (об передвижения и взаимодействие лодок группа продумывает самостоятельно.) Касаться стен, пола – запрещено, В случае малейшего касания группа возвращается в исходную точку. Передвигаться им должно быть трудно. Задачу можно усложнить, завязав кому-то глаза или запретив разговаривать. (То есть «в результате контузии» появились «немые» и «незрячие»). Через некоторое время, когда группы прошли примерно 2/3 пути, сбоку и чуть позади появляется мастерская лодка. (Это несколько, обычно более старших, ребят, которые заранее во время «крушения» ушли в соседнюю комнату. Их количество таково, что одна лодка всех спасти не сможет – 5-6 человек.) Лодка начинает подавать подавать сигналы помощи (т.е. просто кричат). Группам сообщается, что эта лодка налетела на рифы и тонет. Каждая группа решает, стоит ли несмотря на усталость, идти спасать лодку.
Обсуждение проводится по следующим моментам:
- Как высаживались на лодки: пропустили ли девушек в перед, а пропустив, подумали ли кто будет управлять и двигать лодку.
- Кто лидировал на лодках, как осуществлялось передвижение, взаимодействовали ли лодки.
- Кто и как принял решение плыть к тонущей лодке (если поплыли), кого забрали с нее в первую очередь.
- Как вел себя лидер, слушал ли других, какие неприятные (или приятные) эмоции у кого остались и т.д.
Примечание:
- плыть должно быть действительно трудно
- «самоубийство» моделируется выливанием стакана воды за шиворот
Игра «Мне необходима помощь!..»
Цели:
- потренироваться в осознании собственных поведенческих моделей;
- закрепить навыки диалогового стиля общения в практике лидера, развить его эмпатические возможности;
- потренироваться в «отзеркаливании» собеседника, пристройке.
Размер группы: камерный состав – 12-15 участников.
Ресурсы: флип-чарт/доска.
Время: зависит от числа участников и их готовности к диалогу.
Ход упражнения
Группа разбивается на подгруппы в 3–5 человек.
На доске или флип-чарте записаны роли:
- друг
- начальник
- партнер
- подчиненный
- сосед
- дальний знакомый
- коллега по работе
Ведущий просит каждую подгруппу задуматься над тем, как одна и та же информация трансформируется в различной ситуации, применительно к различным людям, в зависимости от формы высказывания.
Насколько мы успешны в том, что можно было бы назвать уместным поведением – реакциями, адекватными той ситуации, месту, в которых мы оказались, людям, с которыми мы общаемся?
– Мне необходима помощь! – обращаетесь вы к различным людям и получаете в ответ...
Давайте проверим, как каждый из перечисленных на доске/флип-чарте людей может отреагировать на вашу просьбу. Построим работу следующим образом:
– в каждой подгруппе определите для себя, о каком виде деятельности будет идти речь, в какой помощи вы нуждаетесь;
– каждый попытается представить себе (можно сделать необходимые пометки), как будет развиваться сцена-диалог с каждым из героев, указанных в нашем списке;
– следующий этап заключается в том, что в группе проигрываются все варианты диалога со всеми героями. Каждый из участников подгруппы может поучаствовать в импровизированной сцене-диалоге, предъявив товарищам свое видение ситуации и разыграв с партнером свой вариант развития сцены;
– последний этап – обсуждение. Чтобы сделать его эффективным и конкретным, раздаем каждой подгруппе листок с наводящими вопросами:
- Насколько варианты, которые были заранее подготовлены вами, вписываются в общее представление группы о том, как может развиваться ситуация?
- Считаете ли вы свои предложения оптимальными после того, как познакомились с мнениями других участников команды?
- Считаете ли вы свой вариант развития сюжета более примиренческим, более агрессивным, более нейтральным, более интеллигентным, чем варианты, предложенные товарищами? Говорит ли выбранный вами способ реакции о стиле вашего поведения в реальной обстановке?
- Что в реакциях и предложениях товарищей по группе показалось вам неприемлемым? Что стало неожиданностью? С чем вы готовы безоговорочно согласиться?
Завершение
Приглашаем все группы соединиться в форум. Предлагаем участникам упражнения самостоятельно определить, что являлось для них главным в проведенном упражнении, в чем его польза и учебный потенциал. Поощряем высказывания перед общим форумом. Подводим итог выступлениям.
Игра «Паспорт проблемы»
Цели:
- отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации;
- провести упражнение на анализ конфликта;
- проработать стратегию решения конфликта, разобраться в преимуществах и недостатках различных стратегий, проверить, какая из стратегий поведения в конфликте характерна для каждого из участников, оценить ее эффективность;
- потренироваться в определении четких целей деятельности, в выработке индивидуальной и совместной стратегии и тактики успеха.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: бланки на всех участников, ручки.
Время: около часа.
Ход игры
Тренеру стоит позаботиться о создании рабочей атмосферы, достаточного места для комфортной и сосредоточенной работы каждого участника тренинга.
– Мы просим членов группы сосредоточиться каждому на той актуальной конфликтной ситуации, которую сами они представляют на нынешний момент как проблему, требующую решения. Чтобы разобраться в межличностном конфликте (именно этот тип конфликта будет материалом для работы) необходимо четко представить себе, с чем мы имеем дело. Составив паспорт проблемы, мы сможем разработать пути ее решения. Кроме того, ответы на поставленные вопросы помогут определить, какой вид направленности преобладает в нас. Психологи утверждают, что их три: направленность на себя, на других людей и на задачу (на процесс или на результат).
Итак, каждый из участников получает бланк, на заполнение его дается 20–30 минут. В конце упражнения группа может собраться вместе и озвучить проблемы эмоционального, интеллектуального или иного свойства, которые проявились в ходе работы над заданием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: