Искусство Германской Демократической Республики 1 глава
Я. Горин Двенадцатилетний период господства в Германии фашистской диктатуры с ее человеконенавистнической идеологией, политикой насилия и истребления народов окончился справедливым возмездием. Развязанная нацизмом вторая мировая война привела германский империализм к разгрому и разделу страны на оккупационные зоны. Отныне вся ее экономическая, политическая и культурная жизнь, в соответствии с Потсдамским соглашением 1945 г., должна была быть реконструирована на демократической основе. Однако только Восточная зона, при поддержке со стороны Советского Союза, обеспечила немецкому народу все необходимые условия для строительства миролюбивой демократической Германии. Правящие круги США, Англии, Франции осуществили экономический и политический раскол Германии и Берлина. В результате в 1949 г. из трех западных оккупационных зон было образовано сепаратистское государство — Федеративная Республика Германии, ставшая основой возрождения немецкого империализма и милитаризма. 7 октября 1949 г. из Восточной, советской зоны оккупации родилась Германская Демократическая Республика — первое в истории немецкого народа миролюбивое, демократическое государство рабочих и крестьян, наследник величайших гуманистических традиций мировой культуры и искусства. Создание нового немецкого искусства, история которого начинается с 1945 г., проходило в сложных условиях. Сразу же после войны из концлагерей и подполья вышли художники-антифашисты, вернулись на родину гонимые при фашизме художники, оставались на местах те, кто прежде связал свое творчество с фашизмом и теперь, осмысливая причины катастрофы, стремился преодолеть духовную скудость последних двенадцати лет. Благородную задачу создания социалистического искусства, наследующего революционно-демократические традиции, взяли на себя художники старших поколений: О. Нагель, М. Лингнер, Дж. Хартфильд, Г. Грундиг и Л. Грундиг, Ф. Кремер, В. Лам-мерт, В. Арнольд, Р. Бергандер, Б. Кречмар и другие, многие из которых задолго до войны посвятили свое искусство борьбе с фашизмом. Повседневную помощь в создании нового немецкого искусства оказывает художникам Коммунистическая партия. Призывая творческую интеллигенцию к отображению сложных процессов строительства новой демократической Германии, к единству с народом, к развитию в искусстве революционных традиций, партия указывала реальный путь создания новой демократической культуры.
Летом 1946 г. в Дрездене состоялась Первая всеобщая немецкая художественная выставка, представлявшая собой обзор всех направлений и течений в немецком искусстве, возникших с конца 19 в. (На выставке экспонировались произведения К. Кодьвиц, Э. Барлаха, П. Клее, В. Лемб-рука, Э. Кирхнера, М. Бекмана, О. Кокошки, О. Дикса, К. Хофера, Г.Гросса, К. Шмидт-Ротлуфа, Г. Грундига и Л. Грундиг и других. Необходимо отметить также первую «Выставку свободного искусства», состоявшуюся в Дрездене в декабре 1945 г. Ее историческое значение состояло в том, что она продемонстрировала наличие революционных творческих сил, способных приступить к решению важнейших задач по созданию нового демократического немецкого искусства. Это были художники старших поколений, которые объединились затем в широкий союз антифашистов.). Выставка закончилась съездом немецких художников, на котором отчетливо обнаружилось различие идейных позиций, явившееся результатом сложности политической обстановки, результатом различия классовых позиций и взглядов на будущее Германии и ее искусство. В дальнейшем процесс дифференциации углубился. Так, например, еще до формального раскола Германии под давлением буржуазных реакционных кругов была сорвана третья немецкая межзональная выставка 1948 г. В итоге острой идейно-политической борьбы художники, стоявшие на позициях буржуазной идеологии, ушли в Западную Германию, прогрессивные деятели искусств, поддерживающие политику Коммунистической партии, сосредоточились в Восточной — советской зоне оккупации. В целом до образования ГДР процесс обновления немецкого искусства шел медленно, на выставках продолжали экспонироваться произведения различных формалистических направлений, но в целом их позиции значительно ослабели.
С рождением ГДР в развитии немецкой художественной культуры начинается новый период. Он характеризуется упорной борьбой партии и прогрессивной творческой интеллигенции за подлинно демократическое, народное искусство социалистического реализма. С 1947 г. издается журнал «Бильденде кунст», на страницах которого развернулась дискуссия «Искусство и политика»; в 1948 г. была основана Высшая школа изобразительного и прикладного искусства в Берлине (Вейсензе), 1950 г. отмечен созданием Союза художников Германии с отделениями в округах ГДР, Немецкой Академии искусств; в 1952 г. основан Центральный Дом народного искусства в Лейпциге, Союз немецких архитекторов в Берлине. Углубил свою работу Немецкий культурный союз, созданный в 1945 г. и объединяющий широкие круги творческой интеллигенции; учреждены национальные премии за лучшие произведения искусства. В 1951 г. пятый Пленум Социалистической единой партии Германии объявил решительную борьбу формализму. В результате, в начале 50-х гг. в развитии искусства наступил явный перелом. На выставках «Человек и труд», «Наша новая действительность», «Художники в борьбе за мир», на Третьей всеобщей немецкой художественной выставке 1953 г., занявшей видное место в культурной жизни страны, появилось немало значительных произведений, отображающих новую жизнь немецкого народа, строящего социализм. Слабой стороной искусства этого периода оставалось наличие формалистических тенденций и опасности натурализма и иллюстративности, также доставшейся в наследство от буржуазного искусства. Формализм и ревизионизм нашли активную поддержку со стороны усилившейся в это время идеологической реакции, идущей с Запада. Кроме того, реакция использовала в своих целях контрреволюционные венгерские события 1956 г., путч в Берлине. Однако эти провалившиеся политические и идеологические диверсии не могли изменить прогрессивного развития искусства ГДР. В середине 50-х гг. в искусство пришли молодые талантливые художники. Их мировоззрение сложилось под влиянием социалистической идеологии и нашло активное отражение в художественных произведениях. На Четвертой немецкой художественной выставке (1958) (На Четвертой немецкой выставке, как и на последующих, принимали участие отдельные художники из Западной Германии, но она уже не являлась всеобщей.) современная тема заняла ведущее место.
Большую роль в развитии немецкого искусства, в преодолении разрыва между творческой интеллигенцией и народом, характерного для буржуазной Германии, сыграло «Биттерфельдское движение», получившее название по конференции деятелей культуры, проходившей в Биттерфельде в 1959 г. Конференция призвала художников прочнее связать свое творчество с жизнью народа, со строительством новой Германии. Многие художники, и прежде всего молодые, пошли на предприятия, в сельскохозяйственные производственные кооперативы (ЛПГ), где создают произведения о жизни людей труда, руководят народными студиями изобразительного искусства, знакомят рабочих с достижениями культуры. В школы развития эстетического вкуса превратились музеи ГДР. Одно из центральных мест в художественной жизни страны принадлежит Дрезденской картинной галлерее с величайшими произведениями искусства, спасенными Советской Армией от уничтожения и переданными в 1955 г. правительством Советского Союза Германской Демократической Республике. Важным этапом в истории искусства ГДР явилась Пятая немецкая художественная выставка (1962). Она свидетельствовала о том, что в искусстве ГДР социалистический реализм занял прочные позиции и что его развитие идет по пути совершенствования художественного мастерства, преодоления антиреалистических тенденций. Однако формалистические и непреодолимые экспрессионистические тенденции, правда значительно ослабевшие после выставки 1958 г., еще не были окончательно преодолены. Отдельные художники ставили в центр внимания случайные явления действительности, выступали за мирное сосуществование идеологий, для борьбы с социалистическим реализмом использовали критику культа личности. Другие видели в следовании традициям экспрессионизма единственно верный путь для немецкого искусства, рассматривали экспрессионизм как «национальную форму реализма». Однако им, как и в середине 50-х гг., не удалось навязать искусству ГДР свои взгляды. Социалистическая единая партия Германии выступила с острой критикой различных форм буржуазного декаданса, направленного против прогрессивных традиций немецкой культуры и против развития искусства социалистического реализма. Партия призвала творческих работников к изображению сложных диалектических процессов развития общества, к формированию средствами искусства сознания и чувств трудящихся, к следованию методу социалистического реализма, дающему возможность всесторонне раскрыть духовный облик человека новой Германии.
Ведущее место в развитии немецкого изобразительного искусства в первые десять-двенадцать лет после разгрома фашизма принадлежит скульптуре. Здесь были созданы произведения большой идейной глубины, связанные своим содержанием с новой действительностью, раньше, чем в живописи, преодолены наиболее крайние тенденции формализма и натурализма. Правда, в скульптуре еще и сейчас продолжает давать о себе знать увлечение лишь формальными задачами. Однако не эти работы определяют лицо немецкой скульптуры. Главное место среди ее различных жанров до конца 50-х гг. занимает монументальная скульптура — памятники жертвам фашизма, монументы борцам, общественным и политическим деятелям, писателям, поэтам. Именно в монументальной скульптуре прежде всего утвердились принципы искусства социалистического реализма. С середины 50-х гг. широкое распространение получили станковые жанровые композиции. В течение всего периода наблюдается большая, плодотворная увлеченность малой пластикой; она характерна для большинства немецких мастеров. Выдающимся представителем мирового прогрессивного искусства является крупнейший скульптор и график ГДР Фриц Кремер (р. 1906), оказавший своим творчеством влияние на многих немецких художников. Кремер учился в Высшей школе изобразительного и прикладного искусства в мастерской В. Герстеля (1929 — 1934) и в бывшей Прусской Академии художеств (1938 — 1939) в Берлине, совершил поездки во Францию, Англию, Италию. В 1946 — 1950 гг. он руководил скульптурным отделением Академии прикладного искусства в Вене, в 1950 г. возвратился в Берлин и с этого времени руководит персональной мастерской Академии искусств. В молодости Кремер испытал влияние Э. Барлаха, одно время примыкал к абстракционистам, однако его путь, путь художника-реалиста, совершенно самостоятелен. Резцу Кремера принадлежит памятник жертвам фашизма на Центральном кладбище в Вене (камень, 1947 — 1948), прославленный памятник борцам сопротивления фашизму в Бухенвальде (бронза, 1952 — 1958). Скульптором создана серия портретов, и среди них портреты Карла Маркса (1954), Б. Брехта (1957, оба — бронза, Берлин, Немецкая Академия искусств), памятник И. Бехеру (1964); целый ряд станковых композиций: «Ева» (бронза, 1949; Альтенбург, музей Линденау), «Строитель» (1953), «Строительница» (1955, бронза; установлены перед зданием ратуши в Берлине), «Молодая любовь» (бронза, 1961; Дрезден, Картинная галлерея, отделение новых мастеров в Пильнице (В дальнейшем — Дрезден, Пильниц.), «Читающие рабочие» (гипс, 1962 — 1963); циклы литографий «Венгрия» (1956), «Бухенвальд» (1955 — 1957), «Вальпургиева ночь» (1956), графические листы по произведениям Б. Брехта (1963 — 1964) и т. д.
илл. 220 рис. на стр. 259 илл. 218 а илл. 218 б илл. 219 Мировой известностью пользуется выдающийся бухенвальдский архитектурно-скульптурный ансамбль (архитектор Л. Дей-терс и другие). Он воздвигнут на месте захоронения узников, недалеко от лагеря, на склоне горы Эттерс-берг. Ансамбль включает скульптурный монумент и башню, две широкие лестницы по склону горы, которые замыкает улица Наций с пилонами и чашами. Правая лестница с аллеей стел, рельефы которых (скульпторы Г. Кис, В. Гржимек, Р. Граетц) рассказывают о трагических событиях из истории лагерей, носит название «Путь во мрак и ужасы фашизма». Левая лестница, символизирующая «Путь из мрака к свободе», ведет на Площадь митингов к монументу Кремера и башне с колоколом наверху. Монумент узникам, состоящий из одиннадцати фигур, подразделяется на три смысловых центра, повествующих об отчаянии, надежде и решимости. От группы справа, изображающей горе и смятенность, до группы восставших слева нарастает динамизм, ясно выявляющий идею борьбы и победы. Благодаря четко продуманной композиции, напряженности скульптурных форм, глубине содержания монумент Кремера производит необыкновенно сильное воздействие. Он убеждает в величии духа узников концлагерей с огромной драматической силой, в отличие от многих аналогичных памятников в капиталистических странах, где подчеркивается тема страдания, раскрывает героизм и мужество борцов против фашизма. Искусство Кремера подлинно революционно. «Всю свою жизнь я стремился быть социалистическим художником, — говорит Кремер, — и пытался воплотить в скульптуре свое понимание общественных отношений. Если при этом возникали произведения так называемого политического искусства, то меня это вполне устраивает. Неоднократно мне приходилось выслушивать упреки в том, что я несовременен или недостаточно современен. На это я по сегодняшний день даю один и тот же ответ, а именно что для меня, человека 20 столетия, никогда не было ничего более современного, чем социализм». Драматическая тема, связанная с трагедией нации, является ведущей в творчестве Кремера. На Пятой немецкой художественной выставке 1962 г. экспонировалась скульптура «О, Германия — скорбная мать» (бронза) — проект памятника для Маутхаузена. Ее название символично. Немецкая мать, оставшаяся равнодушной к милитаристским настроениям своих сыновей, глубоко чувствуя вину скорбит над телами погибших. В ее образе боль, скорбь, чувство ответственности перед народами. Вместе с тем Кремер работает над темой героического свободного труда, над жизнерадостной лирической темой, утверждающей красоту человека, над портретом. В своих произведениях он стремится к обобщениям в высоком смысле этого слова, к пластической выразительности, осязаемой конкретности формы. Часто форма приобретает у него заостренно-экспрессивный характер, как, например, в скульптурной группе «Равенсбрюкские матери» (гипс, 1959 — 1960). Группа страшных в своем облике, обреченных на смерть матерей производит необыкновенно сильное впечатление, заставляя почувствовать бесчеловечие фашизма, убеждает в величии духа изможденных узников. В произведениях на темы современности, таких, как скульптуры «Молодая любовь», «Пловчиха» (бронза, 1960; Берлин, Культурно-исторический музей), пластический ритм спокойный, плавно текущий, в «Строительнице» — форма упругая, энергичная, вызывающая ощущение собранности, готовности к действию. Созданные Кремером образы почти всегда имеют символический смысл, причем эта символика не абстрактная, но вырастающая из жизненных наблюдений, основанная на страстном, активном отношении художника к жизни. Видным мастером современной немецкой скульптуры является Вальтер Арнольд (р. 1909). Им созданы портреты Клары Цеткин (бронза, 1959), О. Гротеволя (бронза, 1959), К. Либкнехта (бронза, 1957; Берлин, Музей немецкой истории), памятник Э. Тельману в Веймаре (1958), целый ряд станковых произведений на современную тему — «Молодежь — строительница ГДР» (бронза, 1951), «Трактористка» (бронза. 1952). В скульптуре «Свободен труд — прекрасна жизнь» (бронза, 1961; Берлин. Культурно-исторический музей) Арнольд достигает особого ощущения полноты жизни. В плавном усталом жесте работницы, поправляющей волосы, в со лице, спокойных и гармоничных формах проявляется жизнерадостная сила, утверждение красоты человека, занятого свободным, созидательным трудом. В своем содержательном творчестве Арнольд опирается на наследие реалистического искусства. Он целиком поглощен созданием образа людей новой Германии. илл. 221 а илл. 221 б Высоким творческим взлетом отмечено в период до 1958 г. реалистическое искусство скульптора Густава Зейца (р. 1906). (С 1958 г. Зейц работает в Гамбурге, ФРГ). Созданные им портретные образы Г. Манна (1950), А. Цвейга (1952), Б. Брехта (1958), проект памятника К. Кольвиц (1957 — 1958; все — бронза) поражают богатством лепки, сочетанием тонкой психологической характеристики с монументальностью. Большую роль в создании нового немецкого искусства играют также В. Лам-мерт (1892 — 1957), В. Ховард (р. 1910), Т. Бальден (р. 1904), В. Грцимек (р. 1918). Г. Гейер (р. 1907), Г. Драке (р. 1903). Их творчество говорит о характерном для немецкой скульптуры многообразии индивидуальных стилей, стремлении к остроте пластической формы, лаконизму выражения. Многим мастерам, в том числе и молодым, как В. Ферстеру (р. 1930), присуща любовь к энергичной лепке, к сильным контрастам света и тени, к четкости линейного языка. В мелкой пластике особенно наглядно проявляется тяга художников к лирической теме. Основным направлением скульптуры последних лет является борьба за глубокое решение образа нового человека, за высокое мастерство и совершенство реалистической формы. Для становления живописи ГДР весьма ценным оказался опыт крупнейших немецких художников старших поколений — живописца и графика М. Лингнера, мастеров картины, портрета и пейзажа О. Нагеля, Б. Кречмара, Р. Бергандера, Б. Хеллера; авторов антифашистских, экспрессивных по стилю произведений живописи и графики Г. Грундига и его жены Л. Грундиг. Макс Лингнер (1888 — 1959), вернувшийся в 1949г. из Франции, создает ряд значительных, проникнутых большим общественным содержанием произведений. Это роспись на фарфоровых плитах «Строительство ГДР» (1952 — 1953) для вестибюля Дома министров в Берлине, монументальная композиция «Крестьянская война» (1952 — 1955) для Музея немецкой истории в Берлине. В картине «Две войны — две вдовы» (1946; Берлин, Национальная галлерея) Лингнер создал обобщенный, островыразительный образ немецких женщин-вдов, образ обвинения милитаризму. Персонажи его картин, данные почти всегда крупным планом при минимуме фона, отличаются ярко выраженной национальной характеристикой, а содержание — ясностью и емкостью идеи. В своем творчестве, что особенно характерно для композиции «Крестьянская война», Лингнер опирается на традиции немецкого Возрождения и достижения современного прогрессивного искусства. илл. 223 б После окончания войны с острополитическими произведениями на антифашистские, антимилитаристские темы продолжает выступать виднейший немецкий художник Ганс Грундиг (1901 — 1958). В произведениях этого времени — «Жертвам фашизма» (1946 — 1949; Дрезден, Пильниц). «Объявить вне знакона атомную бомбу» (1954), «Борьба против атомной смерти» (1958; Дрезден, Пильниц) — сохраняются тенденции экспрессивно-символической манеры. В отличие от работ, созданных в годы нацистского режима (триптих «Тысячелетний рейх», цикл офортов «Звери и люди» и др.), где образ строится на иносказании, гротескном преувеличении, в этих произведениях художник идет больше от конкретной наблюденной действительности. В картине «Жертвам фашизма» возникает запоминающийся, обобщенно-символический образ фашистских концлагерей и их жертв. Г. Грундиг, отдавший свои силы революционному искусству, борьбе за свободу, прошедший через концлагерь, умер в 1958 г. в расцвете творческих сил. илл. 225 б В творчестве немецких художников под влиянием новой действительности идет процесс преодоления экспрессионизма. Отдельные черты этого направления, касающиеся выразительности художественной формы, переходят в творчество молодых, сегодня широко известных немецких художников, пришедших в искусство после войны, — К. Э. Мюллера (р. 1917), В. Зитте (р. 1921). Острые, напряженные по форме произведения живописца и графика Мюллера — серия картин об Алжире, над которой он работает с 1956 г., иллюстрации к Т. Манну, серия литографии «Ложное понятие о чести» (1958), картина «Грузчики» (1964) и др. — явились серьезными попытками философского осмысления действительности. Вообще, особенности творчества названных художников в первые годы после войны весьма характерны для многих немецких мастеров. Вначале это растерянность перед действительностью, страх, отчаяние, смыкание с формализмом и прежде всего с экспрессионизмом, а затем, с образованием ГДР, — все более ясное и четкое понимание происходящих в мире событий, переход на позиции социалистического реализма, осуждение виновников прошлых и современных катастроф, борьба за революционный социалистический гуманизм. илл. 223 а В триптихах В. Зитте «Помните о Сталинграде» (1961), «Выжившие» (1963), X. Хакенбека (р. 1926) «Детям Алжира» (1962; Берлин, Государственный музей) художники критикуют уродства империализма не с позиций растерявшегося интеллигента, не при помощи искажения форм и отвлеченной символики, а с позиций социалистического, революционного мировоззрения. Их произведения отличает драматическая острота формы, напряженность цвета, ясность замысла. В картинах на современную тему (триптих Зитте «Бригада Хайнике», 1964) формы более спокойные, гармоничные. Художники верят в пластическую ценность предметного мира, обращаются к традициям революционно-демократического искусства и нередко, как Хакенбек («Молодой рыбак», 1954), — к традициям немецкого Возрождения. Большую роль в создании нового немецкого искусства сыграли послевоенное творчество и организаторская деятельность Отто Нагеля (р. 1894) — одного из создателей Немецкой Академии искусств и первого ее президента, почетного члена Академии художеств СССР. С разгромом фашизма в творчество Нагеля на место обездоленных инвалидов труда, измученных рабочих пришли новые, духовно и физически сильные люди, строители демократической Германии. Таков правдивый образ «Молодого строителя» (1953; Берлин, Магистрат). Произведениям Нагеля присуща напряженность (портрет Б. Келлермана, 1949; «Автопортрет в профиль», 1949, Берлин, Культурно-исторический музей; «Братья», 1962), но это волевая, собранная напряженность; она не имеет ничего общего с болезненной, экспрессионистической изломанностью. илл. 225 а илл. 226 б С середины 50-х гг. в искусстве ГДР господствующее место заняла тема современности. Над отображением явлений, связанных со строительством социализма в ГДР, работает большинство немецких художников. Некоторые из них приобрели международную известность. Активно работает живописец и график Рудольф Бер-гандер (р. 1909). Ученик О. Дикса, испытавший влияние О. Кокошки, прекрасно знающий опыт прошлых эпох, он выступил как художник нового типа, ясно сознающий огромную важность задач по созданию демократической культуры ГДР. Правдивые жизнеутверждающие произведения Бергандера — «Домовый комитет защиты мира» (1953; Дрезден, Пильниц), «Ученица каменщика» (1956), портрет Александра Абуша (1962) — свидетельствуют об искреннем интересе художника к темам из жизни людей новой Германии. В картине «Молодежь» (1962; Берлин, Немецкая Академия искусств), отличающейся тонким колористическим решением, художник воплотил идею о нравственной чистоте и красоте новых взаимоотношений молодежи ГДР. Однако некоторые работы Бергандера последних лет говорят о менее внимательном отношении художника к образу человека, его характеру, психологии. Заметно явное стремление выдвинуть на первый план чисто колористические задачи. Более целостными являются рисунки и офорты Бергандера, отличающиеся глубиной характеристики человека. Крупным портретистом, мастером станковой картины и фресок является Берт Хеллер (р. 1912). Он создает островыразительные, психологические портреты ученых, писателей, актеров, руководителей партии и правительства (актрисы Е. Вай-гель, 1951, Дрезден, Картинная галлерея; Б. Брехта, 1956, Берлин, Национальная галлерея; В. Пика, 1952, Дрезден, Пильниц, и др.), картины на антиколониальные темы («Тайвань», 1955, Культурный фонд правительства ГДР; «Будущее Конго прекрасно», 1962). В портретах Хеллер акцентирует внимание на наиболее устойчивых качествах, присущих модели. Таков, например, волевой образ вождя рабочего класса В. Пика, непреклонного борца за свободу немецкого народа. Хеллер — живописец ярко выраженного индивидуального стиля. Его манера письма то экспрессивная, то спокойная, но всегда лаконичная, гамма по преимуществу сине-зеленоватая с пятнами светлого, линия четкая, энергичная. Хеллер успешно работает и в монументальной живописи. Последняя по времени создания большая декоративная работа Хеллера — мозаика «Из жизни народов Советского Союза» для нового ресторана «Москва» в Берлине, на Карл-Маркс-Алле (1964), является примером удачной композиционной связи живописи с архитектурой современного здания. илл. 226 а Широкую известность в ГДР и Европе приобрел художник Вальтер Вомака (р. 1925). Вомака работает в самых разных видах изобразительного искусства. Он занимается мозаикой, витражами, пишет станковые картины маслом, темперой, увлекается акварелью, графикой. К его лучшим произведениям принадлежат «Юная пионерка» (1959), «Полеводческая бригада» (1959), «Девушка из Бали» (акварель, 1962), «Лето» (1962). Вомака — художник лирико-романтического склада. Его жизнеутверждающие произведения отличаются ярко выраженным декоративным началом. Такова поэтическая по содержанию картина «На пляже» (1962; Дрезден, Пильниц). Большой известностью пользуются выразительные, современные по стилю декоративно-монументальные произведения В. Вомаки. Это мозаика в Доме организаций в Эйзенхюттенштадте (1958), витраж «Интернациональная борьба» в Музее антифашистской освободительной борьбы в Заксенхаузене (l961), мозаичный фриз на Доме учителя в Берлине (1963 — 1964). Необходимо отметить вместе с тем, что в работах Вомаки последнего времени наблюдается повторяемость типажей, цветовых решений, что говорит об опасности поверхностного наблюдения действительности, снижении внимания к изучению жизни. Известностью среди новых немецких художников пользуется и Вилли Нёйберт (р. 1920) — автор остродинамичных, иногда спорных по форме картин, посвященных современной жизни ГДР, портретов, пейзажей. Лучшими из его работ являются «Рабочее восстание в 1923г.» (1958; Дрезден, Высшая техническая школа;, «Партийная дискуссия» (1962), «Сталевар» (1961), «Шахматист» (1964). Оригинальное творчество Нёйберта — это также одна из страниц многогранного по формам и содержанию реалистического искусства ГДР. С образованием ГДР существенные изменения претерпела пейзажная живопись. Ее новаторство проявилось прежде всего в углублении реалистического метода, в расширении тематики, в широком появлении индустриального пейзажа, в насыщении образа страны приметами современной действительности. Видными пейзажистами являются Б. Кречмар (р. 1889), О. Нимейер-Хольштейн (р. 1896) — представители поздней изшрессионистической школы живописи, В. Шмид (р. 1910), художник станковой картины и индустриального пейзажа, К. Кнебель (р. 1932) —.мастер городского пейзажа. Современная графика ГДР, наследующая замечательные традиции немецких мастеров от Гольбейна и Дюрера до К. Кольвиц, представляет особую страницу в истории нового немецкого искусства. Страница этой истории заполнена сегодня именами мастеров, чье творчество известно и признано далеко за пределами Германии. Графика ГДР никогда не отставала от жизни. Основные тенденции ее развития, достижения и противоречия выступали острее, чем в других видах искусства. Среди большого количества ее мастеров мы имеем возможность выделить лишь некоторые имена. Это прежде всего мастера старших поколений: Макс Швиммер (1895 — 1960), Йозеф Хегенбарт (1884 — 1962) — блестящие иллюстраторы Шекспира, Гёте. Гейне, Сервантеса, Гоголя; Ганс Тео Рихтер (р. 1902), тонкий рисовальщик, автор психологических, островыразительных, насыщенных философским содержанием человеческих образов; Джон Хартфильд (р. 1891) — создатель антимилитаристского, острополитического фотомонтажного плаката.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|