Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пароход «Святитель Николай». Крейсер «Аврора» – памятник Великому Октябрю




Пароход «Святитель Николай»

 

 

Речной двухтрубный товаро‑ пассажирский колесный железный пароход «Святитель Николай» был построен в Красноярске в 1887 году. Мощность двух паровых машин составляла 140 л. е., а скорость – около 10 км в час. Пароход был зарегистрирован в «Списке речных пароходов бассейна реки Енисей Среднесибирской компании» в г. Красноярске. Больше 80 лет во славу Родины бессменно трудится пароход, бороздя воды могучего Енисея и его притоков. За эти годы пароход несколько раз переоборудовался и менял название на «Николай», «Красноармеец», «Фридрих Энгельс», № 138.

30 апреля 1897 года товаро‑ пассажирский пароход «Св. Николай» отправился в рейс вверх по Енисею до Минусинска, открыв очередную навигацию. На его борту находились Владимир Ильич Ленин, Глеб Максимилианович Кржижановский и Василий Васильевич Старков, сосланные в Сибирь по делу Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Шесть дней продолжалось их плавание вверх по Енисею к месту ссылки в село Шушенское.

С тех пор минуло много десятилетий. В России свершились три революции, которые смели царизм и капитализм. Образовалось государство нового типа, государство рабочего класса и трудового крестьянства, о чем мечтали и за что боролись В. И, Ленин и его товарищи по ссылке. За годы Советской власти неузнаваемо изменилась Сибирь.

Совет Министров РСФСР в 1968 году принял решение восстановить пароход как исторический памятник‑ реликвию таким, каким он был свыше 70 лет тому назад, когда на нем находился В. И. Ленин.

Задача восстановления парохода оказалась нелегкой, так как его чертежей не сохранилось. И тем не менее в результате упорного кропотливого труда красноярским речникам удалось с честью выполнить эту задачу.

А в 1970 году в день рождения В. И. Ленина товаро‑ пассажирский пароход «Святитель Николай» был установлен на вечную стоянку у бывшей пристани Скит, а ныне города Дивногорска, – места высадки В. И. Ленина и его товарищей на пути в ссылку в село Шушенское. Пароход превращен в музей революции, музей В. и. Ленина.

 

Крейсер «Аврора» – памятник Великому Октябрю

 

 

В 1900 году со стапелей Петербургской верфи «Новое Адмиралтейство» сошел на воду бронепалубный крейсер I ранга. Этот корабль назвали «Аврора» в честь русского парусного 44‑ пушечного фрегата «Аврора», отличившегося в бою с англо‑ французской эскадрой в 1854 году при обороне Петропавловска‑ Камчатского. Водоизмещение крейсера 6731 тонны, длина 123, 7 м, ширина 16, 8 м, осадка 6, 4 м, три паровые машины мощностью 11610 л. с. позволяли развивать скорость 20 узлов. Вооружение состояло из восьми 152‑ мм, двадцати четырех 75‑ мм орудий, восьми 37‑ мм, двух десантных пушек и трех торпедных аппаратов. Экипаж крейсера 570 человек.

«Аврора» прошла большой боевой и революционный путь. В 1905 году она участвовала в Цусимском бою с японскими кораблями, в первой мировой войне – в боях с немецким флотом на Балтике. В гражданскую войну моряки «Авроры» сражались на многих фронтах, защищая молодую Советскую республику от белогвардейцев и интервентов. Аврора принимала участие и в Великой Отечественной войне, защищая от немцев блокированный Ленинград. Долгое время «Аврора» служила учебным кораблем русского и советского Военно‑ Морского Флота. После Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. крейсер «Аврора» был передан Ленинградскому Нахимовскому училищу.

Но самая яркая страница в жизни «Авроры» – это участие ее в Великой Октябрьской социалистической революции. 25 октября (7 ноября) 1917 года с крейсера «Аврора» прозвучал исторический залп по Зимнему дворцу. Имя крейсера «Аврора» стало легендарным. Оно ассоциируется с мужеством, храбростью и беззаветной преданностью военных ~~ моряков, защищавших пролетарскую революцию.

За свои революционные и боевые заслуги «Аврора» награждена двумя орденами – в 1927 году орденом Красного Знамени и 41 год спустя, в день 50‑ летия Вооруженных Сил Советского Союза, – орденом Октябрьской Революции.

В 1948 году по решению командования Военно‑ Морского Флота СССР и Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся легендарный крейсер «Аврора» был установлен на Неве в Ленинграде напротив здания Нахимовского училища на вечную стоянку – как символ замечательных боевых и революционных традиций балтийских моряков, как памятник Великого Октября.

Проект консервации корпуса для вечной стоянки корабля на Неве и проект переоборудования и восстановления крейсера «Аврора» разработала бригада специалистов научно‑ технического общества судостроительной промышленности в составе В. Д. Мацкевича, Н. М. Раскина, А. Л. Бедермана, С. А. Мануйлова, И. С. Городничева и А. И. Балкашина.

К XXIV съезду КПСС на крейсере «Аврора» Канонерским заводом была восстановлена одна кормовая паровая машина для демонстрации экскурсантам. Эта машина мощностью около 3600 л. е., изготовленная на франко‑ русском заводе Петербурге, является сейчас уникальной не только в нашей стране, но и за рубежом. Теперь, традиционный маршрут тысяч гостей «Авроры» – палуба, носовое орудие, машинное отделение, корабельный музей.

В настоящее время крейсер «Аврора» является филиалом Центрального военно‑ морского музея. Она и сейчас живет яркой жизнью, являясь активным пропагандистом бессмертных ленинских идей.

С 1948 года крейсер «Аврора» посетило более трех миллионов человек.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...