Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волжская «Аврора». Неуловимый монитор. Таннер «Сармат» – плавучий музей теплоходостроения




Волжская «Аврора»

 

 

Речной буксир «Матвей Башкиров» мощностью 600 л. с. был построен на Коломенском заводе в 1915 году. Его элементы: длина 53, 65 м, ширина 7, 53 м, высота борта 3, 05 м. Более полувека продолжался боевой и трудовой путь теплохода.

В годы борьбы за Советскую власть в состав Волжской военной флотилии входила канонерская лодка «Волгарь‑ доброволец», переоборудованная из буксира «Матвей Башкиров». Волжская флотилия громила врага на Волге и Каме, сражалась с флотилией адмирала Старка. Вместе с миноносцами «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый» канонерская лодка активно действовала в тылу у белогвардейской армии, участвовала в дерзкой операции по спасению на Каме. «баржи смерти» с пленными красногвардейцами и коммунистами. Позднее «Волгарь‑ доброволец» успешно участвовал в боях под Камышином и Царицыном.

В Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. ветеран снова встал в строй волжских боевых кораблей. Отбиваясь от фашистской авиации, он подвозил защитникам Сталинграда боеприпасы.

Сейчас это судно – единственное уцелевшее из первых боевых кораблей первой советской волжской военной флотилии. К 50‑ летию Великого Октября по приказу министров морского и речного флота СССР буксиру был придан вид прежней канонерской лодки, и он начал новую жизнь, стал плавучим самоходным музеем революции и гражданской войны, кораблем‑ агитатором.

 

Неуловимый монитор

 

 

В 1936 году в канун девятнадцатой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в состав Военно‑ Морского Флота СССР вошел монитор «Железняков». Корабль, с самого начала приписанный к Днепровской военной флотилии, стал гордостью киевского завода «Ленинская кузница». Главным его конструктором был ныне известный судостроитель А. Байбаков. Этот речной артиллерийский бронированный корабль имел водоизмещение 240 тонн, длину 50 м, ширину 8 м, осадку 0, 75 м. Двигатели мощностью 300 л. с. позволяли ему развивать скорость 10 узлов. Вооружение монитора состояло из двух 102‑ мм и четырех 45‑ мм орудий, а также четырех пулеметов. Команда – 70 человек.

В ожесточенных боях с немецко‑ фашистскими захватчиками монитор «Железняков» прошел по рекам Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, Черному и Азовскому морям. На боевом счету экипажа 13 уничтоженных вражеских артиллерийских и минометных батарей, четыре батальона пехоты, два склада боеприпасов и т. д.

Монитор отразил 127 воздушных атак, во время которых на него было сброшено 827 авиабомб. Нанося большие потери противнику в живой силе и технике, монитор всю войну оставался в строю. Члены героического экипажа трижды отмечались правительственными наградами.

По инициативе и при непосредственном участии рабочих и служащих Киевского завода «Ленинская кузница» монитор «Железняков» в 1967 году установлен на Рыбачьем острове в Киеве как корабль‑ памятник и музей. В этом корабле, с честью пронесшем через все суровые испытания имя легендарного балтийского матроса Железнякова, воплотилась и революционная романтика гражданской войны, и трудовой подвиг энтузиастов первых пятилеток, и беспримерное мужество моряков в Великой Отечественной войне.

 

Таннер «Сармат» – плавучий музей теплоходостроения

 

 

Известный русский кораблестроитель, создатель науки о проектировании судов профессор К. П. Боклевский еще в 1898 году выдвинул идею о целесообразности использования на судах двигателей внутреннего сгорания. В 1903 году его идеи получили практическое осуществление на первой в мире судовой установке с двигателями с самовоспламенением топлива (судно «Вандал»), Первый в мире теплоход, построенный Сормовским заводом, был наливным судном озерного типа. Длина его 74, 5 м, ширина 9, 5 м, осадка 1, 83 м, грузоподъемность 820 тонн, три четырехтактных дизеля мощностью по 120 л. с. с электропередачей, скорость 7, 4 узла. «Вандал» явился не только первым в мире теплоходом, но и первым в мире дизель‑ электроходом.

В 1904 году вступил в эксплуатацию второй теплоход «Сармат», имевший два двигателя мощностью по 180 л. с., водоизмещением 1000 тонн.

Несколько позднее, в 1907–1909 гг. Балтийским судостроительным заводом были построены восемь канонерских лодок типа «Шквал» для Амурской военной флотилии, закрепившие за нашей страной приоритет в применении дизелей на военных кораблях.

Первым в мире колесным речным теплоходом был теплоход «Мысль», построенный Коломенским заводом в 1908 году.

Первым морским теплоходом был танкер «Дело» (впоследствии «Валерий Чкалов») водоизмещением 6000 тонн, построенный также в 1908 году Коломенским заводом для плавания в условиях Каспийского моря.

До 1907–1908 гг. во всем мире было построено около 30 судовых дизельных установок, из них 22 в России.

В течение пяти лет (1903–1908 гг. ) после постройки первого теплохода русские ученые и инженеры решили основные вопросы использования дизелей на судах. В постройке теплоходов иностранные государства долгое время отставали от России. Так, до 1912 года во всем мире было построено 15 теплоходов мощностью от 600 л. с. и более, из них 14 было построено в России и только один в Германии. К 1917 году на Каспийском море уже находилось свыше 40 дизельных танкеров, а за границей их были только единицы.

Первый в мире теплоход «Вандал» после революции получил новое название – «Россия». Сейчас его корпус еще используется в качестве несамоходной баржи.

Второй в мире теплоход «Сармат» переименовывался несколько раз. Он носил имя «Пельвин», «Крестинтерн», затем «Николай Островский». В 1945 году он был передан Горьковскому институту инженеров водного транспорта для организации на нем плавучего филиала музея водного транспорта, музея теплоходостроения. В нем были собраны богатые материалы, подтверждающие абсолютный приоритет нашей Родины в области теплоходостроения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...