Каравелла «Санта‑Мария». Шведский корабль «Ваза»
Каравелла «Санта‑ Мария»
3 августа 1492 года эскадра X. Колумба двинулась навстречу великим географическим открытиям. Время не сохранило нам ни чертежей, ни рисунков флагманского судна «Санта‑ Мария». Размеры судна составляли: длина – 22–24 м, ширина – 7, 3–8 м, глубина трюма около 3 м. «Санта‑ Мария» подробно описана известным американским морским историком профессором С. Э. Морисоном. Вот отрывок из его книги «Христофор Колумб – мореплаватель» (1955 г. ): «Подлинная „Санта‑ Мария“, по‑ видимому, обладала грузоподъемностью в 100 тонн, что означало способность принять в трюм 100 тонелад, то есть больших бочек вина. Ее парусное вооружение было обычным для того времени, когда кораблестроители только начинали отходить от типичных для средневековья одномачтовых судов: грот‑ мачта на ней была длиннее всего корпуса, грот‑ рей по длине равнялся килю и нес громадный нижний парус, на который был главный расчет при движении. Над гротом поднимался еще один парус, более скромных размеров, – грот‑ марсель. Фок‑ мачта длиной немного больше половины грот‑ мачты имела лишь один тоже прямой парус‑ фок. Бизань, помещавшаяся на высокой кормовой надстройке, несла небольшой латинский парус, а под бушпритом, который под острым углом выступал вперед, с носа судна ставился маленький четырехугольный парус – блинд, он довольно плохо выполнял функции современного кливера». Интересно, что в мире было изготовлено три копии флагманского корабля Колумба в натуральную величину. «Санта‑ Марию II» построили в Кадисе в 1892 году по проекту Фернандоса Дуроса и Монтеона в честь 400‑ летия первого плавания Колумба в Америку. Копия «Санта‑ Мария» пересекла Атлантику, посетила Нью‑ Йорк и экспонировалась в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. В честь этого события в США была выбита монета достоинством 50 центов, и она получила название «колумбийский полудолларовик».
«Санта‑ Мария III» была построена в 1929 году тоже в Кадисе по проекту Хулио Гильена для экспозиции испанско‑ американской выставки в Севилье. «Санта‑ Марию IV» построили в 1951 году в Валенсии для съемок кинофильма «Рассказ об Америке». Сейчас «Санта‑ Мария IV» стоит на вечной стоянке в Барселоне как корабль‑ памятник и музей, став таким образом национальной реликвией Испании. Тысячи туристов ежегодно посещают этот легендарный корабль. Многие поколения ученых и исследователей вели поиск погибшей в 1492 году «Санта‑ Марии». В августе 1971 года американский исследователь Фред Диксон после четырехлетнего напряженного труда обнаружил остатки каравеллы «Санта‑ Мария» на дне Атлантического океана к северу от острова Гаити. В результате анализов поднятых со дна моря предметов, произведенных специалистами Пенсильванского университета в США, установлено, что найденные Диксоном предметы относятся к XIV–XVII векам нашей эры и вполне могли принадлежать «Санта‑ Марии». До сих пор единственным предметом с «Санта‑ Марии» остается якорь этого судна, обнаруженный в 1955 году на берегу Гаити американским исследователем Эдвином Линком.
Шведский корабль «Ваза»
В первое плавание из Стокгольма к острову Бекхольм затонул военный корабль «Ваза», унеся с собой в пучину 400 человеческих жизней. Это случилось 10 августа 1628 года. Через триста с лишним лет после гибели корабля археолог‑ любитель Андерс Франсен, хорошо изучивший морские операции Густава II Адольфа, короля Швеции, решил поднять «Вазу» и узнать причину гибели корабля и его экипажа.
В 1958 году на общественные средства начались первые работы по подъему корабля, продолжавшиеся около трех лет. Подъем «Вазы» стал мировой сенсацией. Газеты, радио и телевидение держали в центре внимания событие у острова Бекхольм. Подъем «Вазы» дал ценный материал историкам. Самый старый и большой корабль, в деталях дошедший до нас, – это знаменитая «Виктория» адмирала Нельсона. Данные же о египетских похоронных кораблях, римских галерах, греческих судах, кораблях викингов скудны и не очень точны. «Ваза» становилась как бы настоящим музеем кораблестроения, истории археологии. Археологи, кораблестроители и историки с огромным интересом изучали все, что с большим трудом было поднято со дна моря с 35‑ метровой глубины: пушки и другое оружие, одежду, утварь, монеты, бочки и ящики с товаром, архитектурные украшения корабля, черепа людей и т. п. Постепенно восстанавливались события 1628 года. Тщательно изучили все, что относилось к гибели «Вазы». Были проведены обмеры корпуса, подсчитано количество груза на борту, установили даже состояние погоды в то время. Выполнили расчеты остойчивости. И, наконец, сенсационная весть пронеслась над Швецией: виновником гибели оказался король Густав II Адольф. В то далекое время шла тридцатилетняя война. Немцы вынашивали план захвата Скандинавии. Поэтому шведский король в 1625 году приказал архитектору королевских доков голландцу Г. Хибертсону построить четыре корабля. Флагман этой флотилии «Ваза», названный в честь шведской королевской династии, должен был иметь длину 48 м, ширину–12 м, вооружение – 48 двадцатичетырехфунтовых, 8 трехфунтовых, 2 однофунтовых и 6 мортирных пушек. Пушки сделали из бронзы, весили они около 80 тонн и располагались в три ряда по каждому борту. Когда конструкторы произвели необходимые расчеты, то оказалось, что корабль будет неустойчив. Но король был непоколебим в своих решениях– ему нужен был мощный и быстроходный корабль. Тогда строители на свой страх и риск втайне от короля увеличили на полметра ширину корабля. Но этого было мало. Корабль потерял остойчивость и затонул в первый же выход из порта в море. Эта история весьма поучительна. Почти всегда оканчивается неудачей создание инженерных сооружений, когда ответственные решения по их конструкции принимаются людьми, обладающими большой властью, но не сведущими в этой инженерной области.
Так через 333 года была разгадана тайна королевской ошибки, стоившей Швеции 400 жизней. Подъем «Вазы» позволил внести определенный вклад в историю кораблестроения и этнографию. Сейчас «Ваза», этот ценнейший памятник судостроения, покоится в специальном ангаре. Национальную реликвию Швеции корабль «Ваза» ежегодно посещают тысячи туристов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|