Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа и структура лексического значения




Вопросы

 

1. Лексическое значение и факторы, его определяющие:

а) предметная отнесённость (денотативная);

б) понятийная отнесённость (сигнификативная);

в) место слова в лексической системе;

г) отношение говорящих к употребляемым знакам (прагматический фактор).

2. Лексическое и грамматическое значение в содержательной стороне слова.

3. Лексическое значение и понятие: различия и взаимосвязь.

4. Семная структура лексического значения.

5. Компонентный анализ лексического значения.

 

Литература

 

Основная литература

 

1. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. – М., 1982. - С. 19-29 (к вопросу 3); 33-45 (обязательное ознакомление для всех по вопросу 5).

2. Современный русский язык: Учебник. / Под ред. Л. А. Новикова. – СПб, 2003. – С. 176 – 178, 185-189 (к вопросу 4).

3. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. - С. 26-31.

4. Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. - С. 54-65.

 

Дополнительная литература

1. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. – М., 2000. – С. 75 – 80 ( к вопросу 2), 109 – 122 (к вопросу 5).

2. Кронгауз М. А. Семантика. – М., 2005. – С., 100 – 177.

3. Никитин М. Н. Курс лингвистической семантики. – С. -Пб., 1997. – С. 83 – 149.

4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е. И. Дибровой: В 2 ч. – М., 2001. – Ч. 1. – С. 197 – 207, 213 – 217.

5. Современный русский язык: Лексикология. Лексикография: Хрестоматия и учебные задания. – СПб, 1996. – С. 16-24 (к вопросам 1, 3).

6. Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995. – С. 79 - 82 (к вопросу 5).

7. Шипицына Г. М. Компонентный анализ при повторении лексики // Русский язык в школе. – 1999. - № 4. – С. 32 – 40.

 

 

Практическая часть

 

I. Ответьте на вопросы

1. Как вы понимаете положения:                                                                                                                                " Слово, лишённое значение, не есть слово. Оно есть звук пустой, следовательно, значение есть необходимый, конституирующий признак самого слова. Оно (значение) есть само слово, рассматриваемое с внутренней стороны" (Л. С. Выготский).                                                                         " Значение слова основано на диалектическом единстве языкового и внеязыкового содержания" (Д. Н. Шмелёв)?

2. С какими аспектами (видами) лексического значения связаны следующие определения:                                                                " Значение в слове есть тот минимум признаков понятия, который делает слово понятным и позволяет ему функционировать в речи" (В. М. Солнцев)                                                                              " …под лексическим значением понимается семантика знака (наивное понятие) и та часть его прагматики, которая включается в модальную рамку толкования" (Ю. Д. Апресян).                        " Значением слова называется его отнесённость, связь с определёнными явлениями действительности" (В. А. Калинин)?

3. Почему вопрос о природе значения в языке достаточно сложен?

4. Все ли слова выражают понятия? (см. работы /3/, /4/ из основной литературы).

5. В чём сущность компонентного анализа значения слова? Проанализируйте методику компонентного анализа в работе Э. В. Кузнецовой /1, с. 40/ на примере слова " слоняться".

 

II. Выполните упражнения

1. Пользуясь Словарем Ожегова, выпишите определения лексического значения приводимых слов, выявите семную структуру слов, определите интегральные и дифференциальные компоненты значения.

а) Бор, лес, парк, перелесок, роща, тайга

б) Воробей, дрозд, клест, пеночка, соловей, снегирь, щегол

в) Гитарист, баянист, пианист, скрипач

2. Используя прием компонентного анализа, с опорой на толкования значений слова ледяной в БАС охарактеризуйте элементы семантического сходства и различия разных его лексико-семантических вариантов:

1) Относящийся ко льду, состоящий изо льда. Л. Кора, л. сосульки, л. крупа. В сравн. …руки холодные, точно л. // Покрытый льдом, обледенелый. Л. Ветки, л. борода.

2) Перен. Бесстрастно холодный, приводящий в оцепенение. О взгляде, голосе // Полный безразличия, безучастный, равнодушный. Л. Равнодушие, равновесие, спокойствие.

3) Очень холодный; холодный, как лед. Л. Вода, л. сырость, л. ветер // Окоченевшие… ноги были ледяными.

4) Похожий на лед с трещинами. О сорте стекла и изделиях из него. Л. Графин, л. стекло.

3. Произведите компонентный анализ значения следующих слов, пользуясь Словарем Ожегова.                                                     Образец: мед – 1) предмет (грамматическая сема), 2) вещество (лексико-грамматическая сема), 3) имеющее вид жидкости (интегрально-лексическая сема, «архисема»), 4) густой, 5) сладкий, 6) вырабатываемый, 7) пчелами, 8) из нектара цветов, 9) растений, 10) являющихся медоносными (дифференциальные семы) (См.: Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. – М., 1982. – С. 35).             Сосна, бидон, вежливый

4. Среди указанных слов выделите такие, лексические значения которых содержат коннотативные семы; проверьте по толковому словарю, какие пометы имеют выделенные вами слова.                                 Дом, хибарка, снег, человек, детина, город, городишко, снежинка, околпачить, похитить, обмануть, стащить, украсть

5. Употребите в переносном значении слова шляпа, тряпка, чурбан, дуб. Какие компоненты их значения являются основой, мотивацией переносного значения? Присутствуют ли они в словарном толковании? Какой вывод можно сделать из этого?

 

 

Терминологический минимум: денотат, сигнификат, семема, сема, архисема (гиперсема), дифференциальная сема (гипосема), коннотативная сема, интегральная сема.

 

Занятие 3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...