Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы лексических значений. Семантическая структура слова. Моносемия и полисемия




Типы лексических значений

Вопросы

 

1. Типология лексических значений В. В. Виноградова.

2. Критерии разграничения типов лексических значений:

а) соотнесенность с действительностью;

б) степень мотивированности;

в) лексическая сочетаемость;

3. выполняемые функции.

4. Связь типологии значений с грамматической природой и коммуникативными свойствами слова.

 

Литература

 

Основная литература

 

1. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений // Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977. – С. 169-189 (краткий конспект: выделяемые типы лексического значения, их соотношение, примеры).

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л. А. Новикова. – СПб, 2003. - С. 199-202.

3. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. – С. 36-44.

4. Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. - С 111-118, 209-213.

 

Дополнительная литература

1. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. – М., 2000. – С. 50 – 69.

2. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. – М., 1982. - С. 105 – 112.

3. Никитин М. Н. Курс лингвистической семантики. – С. -Пб., 1997. – С. 26 - 50.

4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е. И. Дибровой: В 2 ч. – М., 2001. – Ч. 1. – С. 217 - 222.

 

Практическая часть

 

1. Ответьте на вопросы

1. Что является основанием для определения типа лексического значения?

2. Какие разновидности лексических значений слова выделяются на основе его предметно-логических связей?

3. Какие типы лексических значений выделяются на основе синтагматических и функционально-синтаксических связей?

4. Почему система лексических значений слова носит «открытый» характер?

 II. Выполните упражнения

1. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. Р. К. Кавецкой. – Воронеж, 1975. – Упр. 21 (1-8).

2. С какими словами сочетаются следующие лексемы: слезно, проливной, навзрыд, навязчивый, несварение, обложной, подвальный, разнузданный, смертоносный, скоропостижный? Какой тип значения реализуется в отмеченных словосочетаниях?

3. В каком контексте указанные слова будут обладать синтаксически обусловленным значением?                                                         Лиса, мусор, дубина, голова, свинья

4. В сочетании с какими словоформами реализуется значение следующих слов, как называется этот тип значения?     Окружить, модель, мобилизовать, много, превратить, предвестник, сводка

5. В каких сочетаниях глаголы нанести, наложить и поднять обладают:

а) конструктивно ограниченным значением;

б) фразеологически связанным значением?                              Нанести (вещей, книг) – нанести поражение, нанести визит; Наложить (выкройку на материю) – наложить штраф, наложить запрет;                                                                                          Поднять (камень) – поднять целину, поднять цену.

6. Определите по толковому словарю значения слов зелёный, море, вздыхать, блеск и выявите типы лексических значений.

7. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. Упр. 10 (3 первых слова).

Терминологический минимум: переносное значение, мотивированное значение, фразеологически связанное значение, синтаксически обусловленное значение, конструктивно ограниченное значение.

 

Занятие 4

Семантическая структура слова. Моносемия и полисемия

Вопросы

 

1. Однозначные слова, их основные группы и семантические свойства.

2. Сущность многозначности.

3. Типы семантических переносов, определяющих развитие семантической структуры многозначного слова: а) метафора; б) метонимия; в) синекдоха.

4. Виды структурной организации многозначного слова: цепочечная, радиальная, смешанная.

5. Регулярная многозначность в русском языке.

 

Литература

Основная литература

1. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. – М., 1982. – С. 97 – 105, 112 – 121.

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л. А. Новикова. – СПб, 2003. –С. 205 - 214.

3. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. – С. 44 – 46, 51 – 62.

4. Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. - С. 73-77, 81-87, 90-105.

 

 

Дополнительная литература

1. Будагов Р. А. Человек и его язык. – М., 1976. - С. 117 – 123.

2. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. – М., 2000. – С. 156 – 167, 169 - 172.

3. Никитин М. Н. Курс лингвистической семантики. – С. -Пб., 1997. – С. 203 - 298.

4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е. И. Дибровой: В 2 ч. – М., 2001. – Ч. 1. - С. 222 – 233.

 

Практическая часть

 

I. Ответьте на вопросы

1. Что такое полисемия? Как можно ее обнаружить?

2. Как возникает в языке многозначность слов?

3. Почему лексика увеличивается не только и даже не столько количественно, сколько качественно?

4. Как объяснить следующую мысль Д. Н. Шмелёва: " …значения многозначного словаобразуют определённую семантическую структуру, элементы которой по-разному зависят один от другого и по-разному связаны один с другим"?

5. Как взаимосвязаны между собой отдельные значения у многозначного слова? Охарактеризуйте основные типы связей.

6. Можно ли свести отдельные значения многозначного слова к " общему значению"?

7. Какое содержание вкладывается в понятие " типизированный контекст"? Как следует понимать зависимость значения слова от контекста? (см. работы /1/, /4/ из основной литературы).

8. Что такое диффузность значений? Поясните это на примере слова новый в следующих контекстах: новая книга, новый мастер, новая мысль. (См. работу Д. Н. Шмелёва).

9. Какое значение слова – главное или вторичное – наименее обусловлено синтагматически? Покажите это на примерах.

 

II. Выполните упражнения

1. Среди приведённых слов выделите однозначные (проверьте по словарю). Объясните, с чем связана их тенденция к однозначности. Железо, свежий, роща, семя, служака, разбить, тяжёлый, животина, гипотенуза, скряга, свободный, смежить

2. Фомина М. И. Лексикология. Упр. 12, 19 (1-4, 7, 10, 12, 19).

3. Определите тип переноса значений (метафора, метонимия, синекдоха) в следующих примерах.                                        Кольцо автострады. Официальное лицо. Хвост кометы. Отчаянная голова. Внимательная аудитория. Гостеприимный дом. Шляпка гвоздя. Он – первая перчатка. Рукав реки. Колючий ветер. Дружный класс. Вторая ракетка страны. Чешское стекло. У него рука в главке. Теплый прием. Глазное яблоко. Железнодорожная ветка. Столовое серебро. Золотой луч. Доверенное лицо. Жемчужная роса. Работа по литературе. Черный юмор. Старинная бронза. Дворник автомашины.

4. Какими регулярными типами связей связаны следующие лексико-семантические варианты многозначных слов?                    Посылка (бандероли) – (получить) посылку, проход (войск) – (узкий) проход, замазка (рам) – (оконная) замазка, руководство (школой) – (смена) руководства, лиса (животное) – лиса (мех) – лиса (человек), начальство (об одном лице) – начальство (о группе лиц), сосна (растение) – (домик из) сосны, спокойный (человек) – спокойный (труд), грубый (человек) – грубый (тон), конь (животное) – конь (шахматная фигура), номер (второй) – номер (журнал) – номер (в гостинице) – номер (концертный)

5. Определите, какими общими элементами связаны между собой значения у следующих многозначных слов.                          Кнопка (звонка) – кнопка (канцелярская). Барабанить (в дверь) – барабанить (в барабан). Гребень (горы) – гребень (петуха). Полотно (ткань) – полотно (железнодорожное). Свежее (молоко) – свежий (фильм)

6. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. С. Г. Ильенко – М., 1986. Упр. 11 (1, 4).

7. Проанализируйте семантическую структуру полисемантов нить, игла, дрожать. (См. образец схемы в учебнике Шмелева Д. Н. С. 92 – 93). Определите типы переноса наименований, вид связи между значениями, типы лексических значений.

Терминологический минимум: моносемия, полисемия, полисемант, лексико-семантический вариант (ЛСВ), метафора, метонимия, синекдоха.

 

Занятие 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...