Омонимия. Паронимия. Лексическая синонимия
Омонимия. Паронимия
Вопросы
1. Омонимия и проблема тождества слова. Определение омонимов. 2. Пути образования омонимов. 3. Типы омонимов. 4. Разграничение омонимии и полисемии. 5. Явления, смежные с омонимией. 6. Паронимы.
Литература
Основная литература
5. Вишнякова О. В. Паронимия в русском языке. - М., 1984. – С. 4 -24, 37 – 40. 6. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. - М., 1982. – С. 58 – 64, 69-71. 7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л. А. Новикова. – СПб, 2003. –С. 214 - 221. 8. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 1990. – С. 68-82. 9. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977. – С. 66-68, 77-80.
Дополнительная литература
1. Виноградов В. В. Об омонимии в русской лексикографической традиции // Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. – С. 288-294. 2. Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явлениях // Исследования по русской грамматике. – М., 1975. – С. 295 – 315. 3. Вороничев В. Ю. К вопросу об омонимии и смежных явлениях // Русский язык в школе. – 1999. - № 4. – С. 71 – 77. 4. Красных В. И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001. - № 5. – С. 66. 5. Меликян В. Ю. «Внутренняя антонимия» и способы ее выражения в языке // Русский язык в школе. – 1998. - № 2. – С. 82 – 89. 6. Новиков Л. А. Семантика русского языка. М., 1982. – С. 209-213. 7. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е. И. Дибровой: В 2 ч. – М., 2001. – Ч. 1. - С. 234 – 238.
Практическая часть
1. Ответьте на вопросы 1. Как появляются омонимы в языке? 2. Чем обусловлены трудности разграничения полисемии и омонимии? 3. Какие критерии можно применить для их разграничения?
4. Чем различаются между собой лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы? 5. В чем отличие паронимии от парономазии? 6. Каковы причины смешения паронимических слов? 7. Чем отличаются паронимы от вариантов слов? 8. Какова стилистическая роль омонимов и паронимов?
II. Выполните упражнения
1. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. Упр. 31 (от «болтуна» до «повода»). 2. Сб. упр. под ред. С. Г. Ильенко. – М., 1986. Упр. 17 (5 строк), 18. 3. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы. Оборвать лепестки – оборвать спорщика; мутная вода – мутное сознание; глава правительства – глава книги; болтать ногами – болтать языком; нести чемодан – нести наказание; халат из байки – слушать байки; лететь на самолете – лететь со стула; топить печь – топить корабль; отделение в концерте – отделение в пехоте. 4. Определите, какие из нижеприведенных слов являются лексическими омонимами, омоформами, омофонами и омографами. Белок (сложное органическое вещество) – белок (часть яйца); знать (глаг. ) – знать (сущ. ); линь (рыба) – линь (канат); рубка (леса) – рубка (штурманская); вывести ( удалить, истребить) – вывести (расплодить, вырасти); рысь (животное) – рысь (бег); лес – лез; лук – луг; горка (небольшая гора) – горка (вид мебели); на берегу реки – берегу эту книгу; заработать (начать работать) – заработать (деньги); ; рожки – рожки; стог – сток; стрелки – стрелки; пот – под; чернила (глаг. ) – чернила (сущ. ); броня (на жилплощадь) – броня (танка); вблизи (наречие) – вблизи (предлог), что (мест. ) – что (союз). 5. Подберите паронимы к выделенным словам. Остатки сладки. Советчику первый кнут. Чью здравицу пьем, того и чествуем. Стара мельница, а не бездельница. Стрельба прошла – похвальба пошла. Целый день Владимир был в разъезде. И меня охватывает горькая радость. Осторожный вы народ, опасливый.
6. Пользуясь словарями паронимов и толковыми словарями, ответьте на вопросы: а) Какой пароним надо употребить, когда вы говорите о человеке, находящемся в командировке: командированный или командировочный? б) Как вы назовете человека, которому постоянно везет: удачливый или удачный? в) Как вы назовете стиль, содержащий элементы академизма, следующий его принципам: академичный или академический? г) Как вы назовете поведение, соответствующее требованиям педагогики, имеющее воспитательное значение: педагогическое или педагогичное? д) Как вы назовете уклончивого, ловкого собеседника: дипломатичный или дипломатический? е) Какой из паронимов характеризует человека, быстро и легко понимающего или усваивающего что-либо: понятный или понятливый? 7. Определите, с какими из приведенных слов возможно употребление каждого из паронимов: а) дельный – деловитый – деловой: человек, работник, пчелы, походка, спокойствие, квалификация, переписка, почва, совещание, отношение, вопрос, контакты, лес, древесина, статья, совет, выступление, картина; б) снискать - сыскать: авторитет, доверие, собаку, зайца, предлог, славу, уважение; в) памятный – памятливый: листок, значок, врач, друг, год, дата, событие.
Терминологический минимум: омонимы, паронимы, гетерогенный, гомогенный, омофоны, омоформы, омографы, парономазия.
Занятие 6 Лексическая синонимия
Вопросы
1. Сущность лексической синонимии. Определение синонимов. 2. Виды различий между синонимами. 3. Типы синонимов: по структуре; по семантике. 4. Структура синонимического ряда (синонимической парадигмы). 5. Синонимия и полисемия. 6. Понятие синонимического гнезда. 7. Функции синонимов в тексте. Синонимия системная и контекстуальная. 8. Явление гипо-гиперонимии.
Литература
Основная литература
1. Евгеньева А. П. Введение к «Словарю синонимов русского языка». Т. 1. - Л., 1971. 2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л. А. Новикова. – СПб, 2003. –С. 221 - 228. 3. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 1990. – С. 94-110.
4. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. – С. 193-202.
Дополнительная литература
1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. Избранные труды. Т. 1. - М., 1995. – С. 216-237. 2. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М., 2000. – С. 99-103. 3. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. – М., 1984. – С. 5 – 35. 4. Новиков Л. А. Семантика русского языка. - М., 1982. – С. 222-242. 5. Палевская М. Ф. Синонимы в русском языке. – М., 1964. 6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е. И. Дибровой: В 2 ч. – М., 2001. – Ч. 1. - С. 239 – 244.
Практическая часть
1. Ответьте на вопросы
1. Почему понимание сущности синонимии принадлежит к одному из сложных вопросов лексикологии? Какие подходы к изучению синонимии существуют в языкознании? 2. Чем могут отличаться друг от друга члены синонимического ряда? 3. В какие синонимические ряды входят многозначные прилагательные полный, холодный? Подтвердите свой ответ примерами. 4. Каковы пути пополнения синонимических рядов в русском языке? 5. Каково различие между идеографическими и стилистическими синонимами? 6. Что такое лексические синонимы и грамматические синонимы?
II. Выполните упражнения
1. Докажите, что следующие слова являются синонимами. Быстрый, стремительный, резвый, прыткий, проворный, бойкий Зачинатель, начинатель, пионер, застрельщик, инициатор 2. Определите типы синонимов. Думать – мыслить – кумекать; древний – старый – старинный; жилет – жилетка; сказуемое – предикат; лицо – харя – лик; пациент – больной; преподаватель – педагог – учитель – наставник; картофель – картошка; секретный – тайный. 3. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. С. Г. Ильенко. – М., 1986. Упр. 20 (ряд с опорным словом бой). 4. Определите по толкованиям «Словаря синонимов русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой набор интегральных и дифференциальных признаков в приведенных синонимических рядах. Действие, акт, деяние, поступок – единичное (отдельное) проявление деятельности человека. Слово действие имеет широкое значение: любое отдельное проявление деятельности – простое и сложное; акт совпадает с ним по значению, но имеет книжный характер и употребляется преимущественно по отношению к сложным проявлениям деятельности; слово деяние имеет приподнятый, торжественный характер. Живописный, картинный, декоративный – о картинах природы, о человеке, о предметах и т. п.: привлекающий к себе внимание яркостью красок, необычностью, нарочитой красивостью линий, движений и т. п. Живописный – привлекающий своими красками, красотой; картинный – обращающий на себя внимание нарочитой красотой, слово употребляется преимущественно для характеристики внешности человека, его жестов, позы и т. п.; декоративный – внешне очень пышный и эффектный, но лишенный естественности. Надеть, натянуть, натащить (разг. ), напялить (прост. ) – покрыть тело или часть тела какой-л. одеждой. Надеть употр. по отношению к любой одежде, обуви, головным уборам; натянуть и натащить употр. в тех случаях, когда одежда, обувь узка, тесна, почему-л. неудобна или должна плотно облегать и поэтому требует некоторых усилий при надевании; напялить употр., чтобы подчеркнуть несоответствие надеваемой одежды по размеру, по характеру и т. п.
5. Выполните парадигматический анализ синонимической парадигмы, используя прил. 2. 1) блестеть, сверкать, искриться, сиять, блистать; 2) аплодировать, рукоплескать, хлопать; 6. Выполните анализ гиперо-гипонимической парадигмы, используя приложение 3. 1) собака: пудель, терьер, дог, овчарка, борзая… 2) змея: уж, гадюка, медянка, кобра…
Терминологический минимум: доминанта синонимического ряда, идеографические синонимы, стилистические синонимы, гипонимы, гиперонимы.
Занятие 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|