Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексическая антонимия. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения




Лексическая антонимия

Вопросы

 

1. Проблема определения антонимов в языке.

2. Типы антонимов. Структурная и семантическая классификация.

3. Антонимия и полисемия.

4. Функции антонимов в тексте. Антонимия системная и контекстуальная. Оксюморон.

5. Лексические конверсивы.

 

Литература

 

Основная литература

 

1. Новиков Л. А. Русская антонимия и ее лексикографическое описание // Современный русский язык. Лексикология. Лексикография. Хрестоматия и учебные задания. СПб, 1996. – С. 79-91.

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л. А. Новикова. – СПб, 2003. –С. 229 - 238.

3. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 1990. – С. 139-152.

4. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977. – С. 202-208.

 

Дополнительная литература

 

1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. Избранные труды. Т. 1. - М., 1995. – С. 254-263, 284-316.

2. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М., 2000. – С. 104-106.

3. Москвин В. П. Антитеза или оксюморон? – Русский язык в школе. – 2000. - № 2. – С. 92 – 94.

4. Новиков Л. А. Семантика русского языка. М., 1982. – С. 214-222, 243-255.

5. Прохорова В. Н. Блаженный: счастливый или глупый? О явлении энантиосемии // Русская речь. – 1978. - № 5. - С. 51 – 56.

6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е. И. Дибровой: В 2 ч. – М., 2001. – Ч. 1. - С. 244 – 248.

7. Соколов О. М. Энантиосемия в кругу смежных явлений // Филологические науки. – 1980. - № 6. – С. 36-42.

 

 

Практическая часть

 

1. Ответьте на вопросы

 

1. Какими языковыми признаками обладают антонимы?

2. Почему существительные конкретного значения не имеют антонимов?

3. Каковы синтагматические особенности слов-антонимов?

4. Что такое энантиосемия в русском языке? Каковы ее причины?

 

II. Выполните упражнения

 

1. Подберите антонимы к следующим словам:                 Конкретный, загадка, доказывать, выиграть, внешний, объединять, приятнo

2. Определите семантический тип антонимов (контрарные, комплементарные, векторные).                                                            Плохой – хороший, молодой – старый, белый – черный, верхний – нижний, важный – неважный, вверх – вниз, живой – мертвый, провожать – встречать, симпатия – антипатия, можно – нельзя, мягкий – жесткий, мобилизовать – демобилизовать, минус – плюс, замораживать – оттаивать, длинный – короткий, глубокий – мелкий, жизнь – смерть

3. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. Р. К. Кавецкой. - ­Воронеж, 1975. Упр. 77 (1-4).

4. Произведите анализ антонимических пар (парадигм), используя прил. 4.                                                                                                   Хороший – плохой, внизу – вверху, говорить – молчать.

5. Найдите в данных текстах общеязыковые и контекстуальные антонимы, определите их стилистическую функцию (антитеза, оксюморон).                                                                                                  Ей все равно – холодный сумрак гроба, позор ли, слава, ненависть, любовь (Н. Некрасов). Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых весен… (В. Брюсов). Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной (А. Ахматова). Ты, меня любивший фальшью истины – и правдой лжи… (М. Цветаева). Она (дорога) трясет и бьет, а – лечит. И старит нас, а – молодит. (А. Твардовский). Стариками рассерьезничались дети, и, как дети, плакали седобородые. (В. Маяковский). У меня ты, Россия, как сердце, одна. Я и другу скажу, я скажу и врагу – без тебя, как без сердца, прожить не смогу… (Ю. Друнина). Большая беда вытесняет меньшую. Чем горше, тем слаще становится участь. Сейчас оплеуха милей поцелуя. Дешев парадокс – но я радуюсь, мучась. (А. Вознесенский).

6. Подберите конверсивы к выделенным словам. Составьте соответствующие конструкции.                                                         Иванов племянник Сидорова. Бутылка вмещает два литра. Петербург севернее Москвы. Он принял мужчину за знакомого. Шум голосов покрыл его крик. Растение издает приторный запах. Работа утомляет его. Он является владельцем этого дома. Я пациент Петрова.

 

Терминологический минимум: комплементарные антонимы, контрарные антонимы, векторные антонимы, конверсивы, энантиосемия, оксюморон.

 

 

Занятие 8

Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения

 

Вопросы

 

1. Группы лексики современного русского языка с точки зрения происхождения.

2. Исконно русская лексика.

3. Старославянизмы, их виды и признаки.

4. Иноязычная лексика: вне- и внутриязыковые причины заимствований, признаки заимствований, освоение иноязычной лексики.

5. Кальки и их разновидности.

 

Литература

Основная литература

 

1. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л. А. Новикова. – СПб, 2003. – С. 247 - 258.

2. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 1990. – С. 161-190.

3. Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. Ч. 1. -М., 1981. – 31-43.

4. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977. – С. 233-272.

 

Дополнительная литература

 

1. Брагина А. А. Устойчивые и временные заимствования // Неологизмы в русском языке. - М., 1976.

2. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – С. -Пб., 1999. – С. 110 – 145.

3. Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца ХХ столетия. - М., 2000. – С. 142 – 159.

4. Ларин Б. А. Из истории слов (семья, кавардак) // Современный русский язык. Лексикология. Лексикография. Хрестоматия и учебные задания. СПб, 1996. – С. 138-144.

5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц /  Под ред. Е. И. Дибровой: В 2 ч. – М., 2001. – Ч. 1. - С. 281 – 315.

6. Филин Ф. П. Историческая лексикология русского языка // Современный русский язык. Лексикология. Лексикография. Хрестоматия и учебные задания. СПб, 1996. – С. 129-136.

7. Шахматов А. А. Церковнославянские элементы в современном русском литературном языке // Из трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку. – М., 1952. – С. 245 – 266.

 

Практическая часть

 

Ответьте на вопросы

 

1. Какие пласты лексики входят в понятие «исконная лексика»?

2. Одного ли корня слова бык и пчела, луна и лысый, корова и серна? При ответе на вопрос используйте «Краткий этимологический словарь русского языка» Шанского Н. М., Иванова В. В., Шанской Т. В. (М., 1975).

3. Какие пласты лексики относятся к заимствованиям?

4. Какова роль старославянизмов в лексике современного русского языка?

5. Каковы причины заимствований и пути проникновения иноязычной лексики в русский язык?

6. Что такое кальки? Каковы их разновидности?

7. Что такое интернационализмы? Варваризмы? Экзотизмы? Каковы их стилистические функции?

8. Как вы относитесь к иноязычной лексике?

 

II. Подготовьте сообщения

1. Винокур Г. О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Современный русский язык. Лексикология. Лексикография. Хрестоматия и учебные задания. - СПб, 1996. – С. 144-151.

2. Дементьев А. А. Фонетические и орфографические признаки нерусских по произношению слов // Русский язык в школе. – 1968. - № 3. – С. 71-75.

 

III. Выполните упражнения

 

1. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. Кавецкой Р. К. – Воронеж, 1975. Упр. 78 (2 строки), 81, 84, 87 (2 строки).

2. Определите, к какому пласту лексики относятся данные исконно русские слова: 1/ индоевропейскому; 2/ общеславянскому; 3/ восточнославянскому; 4/ собственно русскому. Используйте «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. Н. Шанской.                      Бабушка, брат, внук, дедушка, дядя, жена, зять, мать, муж, отец, папа, племянник, свекровь, сестра, сноха, сын, тесть, тетя, шурин

3. К исконно русским словам подберите старославянские по происхождению однокоренные слова. Имеются ли различия между этими словами с семантической и стилистической точек зрения? Горячий, вожатый, огородить, межа, стоячий, шелом, ровный, своротить, горожанин, олень, головной, через, лодка, текучий, голод, середина, норовистый, один, хоронить, невежа

4. Среди данных слов выделите старославянизмы; классифицируйте их на основе: 1) фонетических, 2) словообразовательных, 3) семантических признаков. В необходимых случаях обратитесь к этимологическому словарю.                                                      Брада, мороз, кладезь, перст, древо, растение, благодать, врата, середина, предать, очередь, здравие, ровный, ждать, святой, око, кадить, надежда, сущий, свеча, юродивый, кормчий, бегущий, горячий, казнь, испить, снисходить, богослов, суесловие, пророк, благородный, одинокий, злоязычный, яблоко, бессребреник

5. Назовите признаки заимствований в следующих иноязычных словах. Определите их происхождение с помощью «Словаря иностранных слов».                                                                  Фураж, блюминг, кемпинг, бриджи, джемпер, джунгли, вуаль, буржуа, актер, антрепренер, штат, штурм, штраф, штопор, эволюция, экзальтация, экзекуция, геология, геометрия, балык, кушак, шашлык, тулуп, батальон, гарнизон

6. Определите, в какой мере освоены следующие слова. Морфологически: революция, кимоно, нация, нота, барокко, стиль, джинсы, фойе, пальто, каучук, кенгуру; лиловый, беж, фиолетовый, хаки, бордо; маршировать, синтезировать, локализовать;                                                                  Фонетически: сонет, тема, пассаж, этаж, кафе, детектив, секунда, сервис, сессия, паштет, неологизм, термос, реквием

7. Определите, каким фонетическим, морфологическим, семантическим изменениям подверглись следующие заимствованные слова в процессе их освоения русским языком. Музей (лат. Museum – «храм муз»), генерал (лат. Generalis – «общий, главный»), вуаль (франц. Voile – «тонкая сетка для шляпы», сущ. м. р. ), агрегат (лат. Aggregatus – «присоединенный»), митинг (англ. Meeting – «встреча»), бис (лат. bis – «дважды»), кокос (исп. Cocos, мн. ч., от coco – «кокосовая пальма»), лозунг (нем. Losung – «призыв», сущ., ж. р. ).

 

 

Терминологический минимум: старославянизм, экзотизм, варваризм, интернационализм, калька семантическая, калька словообразовательная.  

 

 

Занятие 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...