Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнические стереотипы




Этнические стереотипы — это один из видов социальных стерео­типов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняш­него дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуника­ции об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереоти­пы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсю­да же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками.

Однако необходимо проводить четкое различение между стерео­типами как социальным явлением и стереотипизацией как психоло­гическим процессом. В социальной психологии последних десятиле­тий стереотигшзация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса кате­горизации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отли­чающимися от других людей.

Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации со времен У. Липпмана, который в 1922 году ввел понятие «социальный стереотип» [Липпман, 2004], многими иссле­дователями считается упрощение и систематизация обильной и слож­ной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стерео- типизации видят в обеспечении индивидов максимумом информа­ции при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, предполагается, что стереотипы в процессе социального познания избавляют индивидов от необходимости интерпретировать социальный мир во всей его сложности, но являются низшей формой представле­ний о социальной реальности, представлений, которые используют­ся только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и ин­дивидуализированные представления.

Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой полезные способы восприятия. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ре­сурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отра­зить социальную реальность.

Британский психологА. Тэшфел особо подчеркивал, что стерео­типы способны защитить не только ценности индивида, но и его социальную идентичность [ Tajfel, 1981]. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации сле­дует рассматривать межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов — наладить отношения груп­пы прежде всего не с другими группами, а внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы — не рабы, рабы — не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов — обес­печить пусть символическую, но целостность социальной общности.

Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обще­стве. В этих случаях они склонны развивать негативные автостерео­типы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).

Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:

1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;

2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все вре­мена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господ­ства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.

Иными словами, содержание стереотипов определяется факто­рами социального, а не психологического порядка. И именно враж­дебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереоти­пизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствую­щее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господ­стве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в про­цессе межличностного восприятия при недостатке информации о кон­кретном партнере по общению.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные ас­пекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспри­нимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содер­жание и даже направленность могут изменяться. Еще одно свойство этнических стереотипов — согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом ин­дивидов в пределах социальных общностей. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах, хотя и могут частично совпадать, представляют собой различные когнитивные структуры, каждая из которых — лишь часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность враждебных и пренеб­режительных стереотипов, а значит, и основная причина их изуче­ния, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижа­емой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен. Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана счи­тается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Впрочем, начиная с 1950-х годов получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных зна­ний в стереотипах превышает объем ложных — так называемая гипо­теза «зерна истины». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформи­рованном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодей­ствующих групп и отношения между ними.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...