Факторы и пути урегулирования этнических конфликтов
Социально-психологические факторы этнических конфликтов обусловливают формирования и функционирования общественного мнения по вопросам о национальных и межнациональных ценностей и проявляются в виде национальной и этнической дискриминации. К основным психологических факторов этнических конфликтов относятся: - этническая и национальная предвзятость; - националистические настроения Этническая и национальная предвзятость - это установка предвзятого или враждебного отношения к представителям определенных этнических групп, каких-либо фактов действительности, связанных с их деятельностью, поведением, соци иально состоянию, без достаточных для этого оснований и знаний Значимыми условиями развития этнической и национальной предвзятости выступают социально-экономические условия неравенства по различным общностей, вместе сосуществуют Экономический фактор приводит к появлению ксенофобии как формы национальной предвзятости Ксенофобия - это неприязнь к иностранцам в целом Ксенофобия чаще всего встречается у тех этнических их группах, в которых существует конкуренция на рынке трудараці. Националистические настроения является отдельным видом предметно-ориентированных общественных настроений, которым присущи эмоциональный характер, импульсивность и динамичность Националистические настроения появляются в результате д действия механизма перемещения, с помощью которого определенные эмоциональные реакции людей (гнев или враждебность) направляются на какой-либо объект (человека, политическую партию, идеи, представления, идеологию, вещь или животное), который не имеет никакого отношения к истинным факторов этих эмоцийй.
Направленность настроений на этническую общность - свою или чужую, что сопровождается соответствующим комплексом чувств, стереотипов и установок, приводит к появлению националистических или патриотических настроений Пути урегулирования конфликтов В многонациональных странах (например, США) существуют службы, которые ориентированы на решение этнических конфликтов Выделяют три основных пути решения этнических конфликтов: 1) применение механизмов (посредством изменения законодательства, изменения социальной структуры); 2) переговоры - основная форма участия психологов в конфликтологической службе - посредничество при проведении переговоров с субъектами конфликтов; 3) информационный путь, который предусматривает: а) взаимный обмен информацией между группами при соблюдении условий, способствующих изменению ситуации Психологи должны участвовать в выборе способов подачи информации в СМИ при освещении конфликтов в; б) повышение психологической компетентности представителей конфликтующих групп посредством ознакомления с социально-психологической информации, что способствует появлению таких представлений о процессах, которые предопределяют в влияние на межэтнические отношения; психологическое понимание конфликта в) передача информации о похоже и отличное между различными культурами и их представителями; г) целенаправленное показ фильмов с положительным героем-представителем конфликтующей стороны (темнокожий полицейский и т др.,)
Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть более полный, чем это было до сих пор, учёт состояния массового сознания, сложившихся и доминирующих в нём оценок и представлений, связанных с проблемами межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и новации. Даже тогда, когда они явно неадекватны, не учитывать их нельзя. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно-спонтанного, разрушительного. Предвидеть такого рода проявления невозможно, не изучая состояния массового сознания, предшествующего конфликтам[2,C56].
Разрешение конфликта – это главная цель конфликтологии. В науке отсутствует единая методика разрешения этнических конфликтов, и это правильно. Хотя в протекании этнических конфликтов много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют реальные люди со своими собственными идеями, страстями, стереотипами, с собственным мировоззрением. Поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддаётся логическому анализу, противоречит здравому смыслу. В качестве лидеров в конфликтных ситуациях, как правило, выступают неуравновешенные, экзальтированные люди, передающие свою конфликтную энергию массам людей. Разрешение конфликта – всегда творчество. Западными конфликтологами разработано немало пособий, рекомендаций по разрешению конфликтов на микросоциальном уровне (конфликты в семье, в трудовом коллективе). Разрешение конфликтов на макросоциальном уровне (между государствами, этносами, конфессиями) изучено значительно хуже и не может быть достигнуто только методами психологических приёмов. Важно учитывать, что каждый человек несёт в себе черты националиста и интернационалиста. Регулировать, облагораживать естественные инстинкты общепринятыми нормами поведения – в этом важнейшая функция современного права и морали, будь то групповая или общественная мораль. Важно с научных позиций оценить положительную или отрицательную, в тех или иных обстоятельствах, роль и взаимосвязь этнических факторов и политической ситуации и на этой основе определить пути гармонизации межнациональных отношений. В принципе, все способы исхода этнических конфликтов можно объединить в три группы. Первая – победа одной стороны над другой, т.е. решение проблемы с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликтов. Второй вариант – взаимное поражение сторон. Чаще всего такой исход событий возможен, когда стороны истощили свои силы в борьбе, и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. Третий способ исхода конфликтов – это взаимный выигрыш (достижение позитивного согласия по основным вопросам и начало интегративного взаимодействия). Такой исход конфликта чаще всего возможен при наличии политической воли к позитивному разрешению конфликта и, как правило, достигается с помощью посредников.
Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами. Выдвигаемые время от времени различными мыслителями и религиозными деятелями идеи и планы создания единой общечеловеческой религии, способной изжить нетерпимость и установить взаимопонимание между народами, утопичны. В развитии этнического конфликта центральное значение имеют следующие социально-перцептивные механизмы: 1. Смещение баланса эмоционального позитива «в пользу» собственной этнической группы. В результате повышается избирательность межэтнического восприятия. Происходит отсев позитивной информации и искажение поступающей по следующему принципу: в фокусе внимания остается информация, подтверждающая негативные стереотипы, а не подтверждающая их отбрасывается. Негативные этносоциальные представления имеют устойчивую тенденцию к самовопроизводству и самоподдержанию. 2. Актуализация межэтнических различий. При этом увеличиваются межгрупповые и уменьшаются внутри-групповые различия. Снижается дифференциация отдельных представителей других этнических групп и усиливаются тенденции деперсонализации членов собственной группы. 3. «Этническая» генерализация негативного эмоционального потока и поиск виноватого по этническому критерию.
4. Объяснение недостатков и неудач собственной группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные характеристики, мотивы и цели). Победа своей группы над другой при этом чаще интерпретируется как результат собственной силы, а не слабости противника. А в случае превосходства другой этнической группы ее достижения объясняются «ситуационными» причинами. Это результат действия общего социально-перцептивного механизма «фундаментальной атрибутивной ошибки», при котором, во-первых, недооцениваются различия в культуре, обстоятельствах и социальных ролях, во-вторых, ответственность и вина за неудачи в экономическом, социальном и ином развитии своей группы переносится на другие этнические группы. 5. Смещение «оправдательных» и «обвинительных» критериев. Примером этого является превращение в очень короткий срок в республиках бывшего СССР «братских народов» в «мигрантов», «инородцев» и «оккупантов». Это результат действия атрибутивного механизма эмоциональной инверсии. 6. Проецирование собственных, но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа негативных чувств, качеств и особенностей на представителей других этнических групп. Механизм проекции имеет особое значение в сфере межэтнического восприятия. Через проецирование неконтролируемого страха, собственных недостатков и психических расстройств на другой народ отчуждается коллективная «тень». В условиях межэтнического конфликта вытеснение «тени» происходит достаточно жестко. Негативное содержание бессознательного получает дополнительную энергию, в результате проекция ускоряется и широко распространяется. Это один из механизмов возникновения в обществе массовых невротических и психотических состояний, которые характеризуются навязчивым стремлением к конфликтам. Люди склонны проецировать собственную «тень» не только на политических врагов, но и на всякого, кто отличается или отдален от них. В межэтнических конфликтах особое место занимают так называемые этнокультурные конфликты. Этнокультурный конфликт— это конфликт старых и новых культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, который он покинул, и новых, свойственных тому этносу, в который он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный конфликт— это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания [20]. Существует пять способов разрешения такого рода конфликтов. Первый способ можно условно назвать геттоизаци-ей (от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния ино-культурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые чайна-тауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей — турки и даже улицы имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, турецкие банки и бюро путешествий, представительства турецких партий и турецкие политические ло-
зунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки. Второй способ разрешения конфликта этнокуль-тур — ассимиляция, противоположная по сути геттоиза-ции. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, членом которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран Содружества, желающим стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного владения языком и достижении приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно «выталкиваются» в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто — в круг соплеменников и «сокультурников», вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы. Третий способ разрешения культурного конфликта— промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, т. е. принося пользу и обогащая обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально не равны: одна—автохтоны, другая — беженцы или эмигранты. Тем не менее примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию от ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени. Четвертый способ — частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультур-ной среды в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурного шока, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо когда невозможна полная гет-тоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом удавшегося обмена и взаимодействия. И, наконец, пятый способ преодоления конфликта культур — колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения. При этом имеется в виду не колонизация в политическом смысле, которая является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации, причем не самой действенной формой. Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее. Все существующие причины этнических конфликтов в бывшем СССР и нынешнем постсоветском пространстве можно свести в несколько групп: 1) социально-экономические - неравенство уровней жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти; 2) культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни; 3) этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения; 4) экологические - ухудшение состояния окружающей среды и природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциирующимся с другим народом; 5) этнотерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов; 6) исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства - подчинения и т.д.); 7) конфессиональные - не только из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения; 8) культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|