Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы и пути урегулирования этнических конфликтов




Социально-психологические факторы этнических конфликтов обусловливают формирования и функционирования общественного мнения по вопросам о национальных и межнациональных ценностей и проявляются в виде национальной и этнической дискриминации.

К основным психологических факторов этнических конфликтов относятся:

- этническая и национальная предвзятость;

- националистические настроения

Этническая и национальная предвзятость - это установка предвзятого или враждебного отношения к представителям определенных этнических групп, каких-либо фактов действительности, связанных с их деятельностью, поведением, соци иально состоянию, без достаточных для этого оснований и знаний Значимыми условиями развития этнической и национальной предвзятости выступают социально-экономические условия неравенства по различным общностей, вместе сосуществуют Экономический фактор приводит к появлению ксенофобии как формы национальной предвзятости Ксенофобия - это неприязнь к иностранцам в целом Ксенофобия чаще всего встречается у тех этнических их группах, в которых существует конкуренция на рынке трудараці.

Националистические настроения является отдельным видом предметно-ориентированных общественных настроений, которым присущи эмоциональный характер, импульсивность и динамичность Националистические настроения появляются в результате д действия механизма перемещения, с помощью которого определенные эмоциональные реакции людей (гнев или враждебность) направляются на какой-либо объект (человека, политическую партию, идеи, представления, идеологию, вещь или животное), который не имеет никакого отношения к истинным факторов этих эмоцийй.

Направленность настроений на этническую общность - свою или чужую, что сопровождается соответствующим комплексом чувств, стереотипов и установок, приводит к появлению националистических или патриотических настроений

Пути урегулирования конфликтов В многонациональных странах (например, США) существуют службы, которые ориентированы на решение этнических конфликтов

Выделяют три основных пути решения этнических конфликтов:

1) применение механизмов (посредством изменения законодательства, изменения социальной структуры);

2) переговоры - основная форма участия психологов в конфликтологической службе - посредничество при проведении переговоров с субъектами конфликтов;

3) информационный путь, который предусматривает:

а) взаимный обмен информацией между группами при соблюдении условий, способствующих изменению ситуации Психологи должны участвовать в выборе способов подачи информации в СМИ при освещении конфликтов в;

б) повышение психологической компетентности представителей конфликтующих групп посредством ознакомления с социально-психологической информации, что способствует появлению таких представлений о процессах, которые предопределяют в влияние на межэтнические отношения; психологическое понимание конфликта

в) передача информации о похоже и отличное между различными культурами и их представителями;

г) целенаправленное показ фильмов с положительным героем-представителем конфликтующей стороны (темнокожий полицейский и т др.,)

 

Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть более полный, чем это было до сих пор, учёт состояния массового сознания, сложившихся и доминирующих в нём оценок и представлений, связанных с проблемами межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и новации. Даже тогда, когда они явно неадекватны, не учитывать их нельзя. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно-спонтанного, разрушительного. Предвидеть такого рода проявления невозможно, не изучая состояния массового сознания, предшествующего конфликтам[2,C56].

Разрешение конфликта – это главная цель конфликтологии. В науке отсутствует единая методика разрешения этнических конфликтов, и это правильно. Хотя в протекании этнических конфликтов много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют реальные люди со своими собственными идеями, страстями, стереотипами, с собственным мировоззрением. Поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддаётся логическому анализу, противоречит здравому смыслу. В качестве лидеров в конфликтных ситуациях, как правило, выступают неуравновешенные, экзальтированные люди, передающие свою конфликтную энергию массам людей. Разрешение конфликта – всегда творчество.

Западными конфликтологами разработано немало пособий, рекомендаций по разрешению конфликтов на микросоциальном уровне (конфликты в семье, в трудовом коллективе). Разрешение конфликтов на макросоциальном уровне (между государствами, этносами, конфессиями) изучено значительно хуже и не может быть достигнуто только методами психологических приёмов. Важно учитывать, что каждый человек несёт в себе черты националиста и интернационалиста. Регулировать, облагораживать естественные инстинкты общепринятыми нормами поведения – в этом важнейшая функция современного права и морали, будь то групповая или общественная мораль. Важно с научных позиций оценить положительную или отрицательную, в тех или иных обстоятельствах, роль и взаимосвязь этнических факторов и политической ситуации и на этой основе определить пути гармонизации межнациональных отношений.

В принципе, все способы исхода этнических конфликтов можно объединить в три группы. Первая – победа одной стороны над другой, т.е. решение проблемы с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликтов. Второй вариант – взаимное поражение сторон. Чаще всего такой исход событий возможен, когда стороны истощили свои силы в борьбе, и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. Третий способ исхода конфликтов – это взаимный выигрыш (достижение позитивного согласия по основным вопросам и начало интегративного взаимодействия). Такой исход конфликта чаще всего возможен при наличии политической воли к позитивному разрешению конфликта и, как правило, достигается с помощью посредников.

Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами. Выдвигаемые время от времени различными мыслителями и религиозными деятелями идеи и планы создания единой общечеловеческой религии, способной изжить нетерпимость и установить взаимопонимание между народами, утопичны.

В развитии этнического конфликта центральное зна­чение имеют следующие социально-перцептивные меха­низмы:

1. Смещение баланса эмоционального позитива «в пользу» собственной этнической группы. В результате повышается избирательность межэтнического воспри­ятия. Происходит отсев позитивной информации и иска­жение поступающей по следующему принципу: в фокусе внимания остается информация, подтверждающая нега­тивные стереотипы, а не подтверждающая их отбрасыва­ется. Негативные этносоциальные представления имеют устойчивую тенденцию к самовопроизводству и само­поддержанию.

2. Актуализация межэтнических различий. При этом увеличиваются межгрупповые и уменьшаются внутри-групповые различия. Снижается дифференциация от­дельных представителей других этнических групп и уси­ливаются тенденции деперсонализации членов собствен­ной группы.

3. «Этническая» генерализация негативного эмоцио­нального потока и поиск виноватого по этническому критерию.

4. Объяснение недостатков и неудач собственной группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные характеристики, мотивы и цели). Победа своей группы над другой при этом чаще интерпретируется как результат собственной силы, а не слабости противника. А в случае превосходст­ва другой этнической группы ее достижения объясняют­ся «ситуационными» причинами. Это результат действия

общего социально-перцептивного механизма «фундамен­тальной атрибутивной ошибки», при котором, во-первых, недооцениваются различия в культуре, обстоятельствах и социальных ролях, во-вторых, ответственность и вина за неудачи в экономическом, социальном и ином развитии своей группы переносится на другие этнические группы.

5. Смещение «оправдательных» и «обвинительных» критериев. Примером этого является превращение в очень короткий срок в республиках бывшего СССР «братских народов» в «мигрантов», «инородцев» и «ок­купантов». Это результат действия атрибутивного меха­низма эмоциональной инверсии.

6. Проецирование собственных, но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа негативных чувств, качеств и особенностей на представителей дру­гих этнических групп.

Механизм проекции имеет особое значение в сфере межэтнического восприятия. Через проецирование не­контролируемого страха, собственных недостатков и психических расстройств на другой народ отчуждается коллективная «тень». В условиях межэтнического кон­фликта вытеснение «тени» происходит достаточно жест­ко. Негативное содержание бессознательного получает дополнительную энергию, в результате проекция ускоря­ется и широко распространяется. Это один из механиз­мов возникновения в обществе массовых невротических и психотических состояний, которые характеризуются навязчивым стремлением к конфликтам. Люди склонны проецировать собственную «тень» не только на полити­ческих врагов, но и на всякого, кто отличается или отда­лен от них.

В межэтнических конфликтах особое место занима­ют так называемые этнокультурные конфликты.

Этнокультурный конфликт— это конфликт ста­рых и новых культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, ко­торый он покинул, и новых, свойственных тому этносу, в который он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный кон­фликт— это конфликт двух культур на уровне индиви­дуального сознания [20].

Существует пять способов разрешения такого рода конфликтов.

Первый способ можно условно назвать геттоизаци-ей (от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — окружение соплемен­ников, отгораживаясь этим окружением от влияния ино-культурной среды. Практически в любом крупном запад­ном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями дру­гих культур. Это китайские кварталы или целые чайна-тауны, это кварталы или районы, где поселяются выход­цы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и ин­теллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая ди­аспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жите­лей — турки и даже улицы имеют турецкий облик, кото­рый придают им реклама и объявления почти исключи­тельно на турецком языке, турецкие закусочные и ресто­раны, турецкие банки и бюро путешествий, представи­тельства турецких партий и турецкие политические ло-

зунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.

Второй способ разрешения конфликта этнокуль-тур — ассимиляция, противоположная по сути геттоиза-ции. В случае ассимиляции индивид полностью отказы­вается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой куль­туры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруд­нений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивле­ние культурной среды, членом которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, например, в некото­рых европейских странах (во Франции, Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран Со­дружества, желающим стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного владения язы­ком и достижении приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно «выталкиваются» в ту среду, которую по ана­логии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто — в круг соплеменни­ков и «сокультурников», вынужденных вне работы об­щаться только друг с другом. Разумеется, для детей та­ких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

Третий способ разрешения культурного конфлик­та— промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, т. е. принося пользу и обогащая обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально не равны: од­на—автохтоны, другая — беженцы или эмигранты. Тем

не менее примеры такого удавшегося культурного взаи­модействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию от ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изме­нившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же ре­зультаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся види­мыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

Четвертый способ — частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультур-ной среды в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиоз­ной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурного шока, пожа­луй, наиболее распространена. Эмигранты обычно асси­милируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция ока­зывается частичной либо когда невозможна полная гет-тоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна пол­ная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом удавшегося обмена и взаимодействия.

И, наконец, пятый способ преодоления конфликта культур — колонизация. Определить механизм колони­зации в самом общем виде очень просто. О колонизации

можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населе­нию свои собственные ценности, нормы и модели пове­дения.

При этом имеется в виду не колонизация в полити­ческом смысле, которая является лишь одной из много­численных форм культурной колонизации, причем не самой действенной формой. Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее.

Все существующие причины этнических конфликтов в бывшем СССР и нынешнем постсоветском пространстве можно свести в несколько групп:

1) социально-экономические - неравенство уровней жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;

2) культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни;

3) этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

4) экологические - ухудшение состояния окружающей среды и природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциирующимся с другим народом;

5) этнотерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;

6) исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства - подчинения и т.д.);

7) конфессиональные - не только из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения;

8) культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...