Способы подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию
Учет межэтнических и межкультурных отношений способствует глубокому изучению культурного шока и межкультурной адаптации Выделены четыре категории последствий межкультурного контакта для группы: 1) геноцид - уничтожение группы-противника; 2) ассимиляция - постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы до полного растворения в ней; 3) сегрегация - отдельный развитие групп; 4) интеграция - сохранение группами своей культурной идентичности при условии их объединения в одну общность на новых значимых принципах Последствия межкультурных контактов для индивида являются: перебежчик отвергает собственную культуру в пользу чужой; шовинист отвергает чужую культуру в пользу своей; маргинал сомневается в выборе одного из двух культур; посредник синтезирует обе культуры (С Бокнер). Согласно концепции стратегий аккультурации Дж Берри, у межкультурных контактах группы (индивиды) выбирают одну из таких стратегий: - интеграция - каждая из двух групп или индивиды, сохраняя собственную культуру, устанавливают тесные контакты между собой; - ассимиляция - группа или индивиды поддерживают контакты с другой культурой, теряя время свою культуру; - сепаратизм / сегрегация - группа или индивиды сохраняют собственную культуру, не поддерживая контактов с другой культурой; - маргинализация - группа или индивиды теряют свою культуру и не поддерживают контактов с представителями другой культуры Дж Берри выявлены следующие связи между успешностью адаптации в других культурах и стратегиями аккультурации: самое сложное адаптация происходит при условии выбора маргинализации, успешно - интеграции К оведено, что сепаратизм и маргинализация негативно влияют на состояние здоровья индивида (психосоматические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания и др.), тогда как интеграция способствует снижению вероятности невро сзів.
Мигранты в различных сферах жизнедеятельности проявляют неодинаковые стратегии аккультурации: индивид может придерживаться сепаратизма в браке, стремиться к лингвистической интеграции, изучая другой язык, и асим милюватися к сфере экономик. Успешная адаптация является результатом социальной и психологической интеграции в другую культуру с сохранением ценностей своей культуры и не является следствием ассимиляции с чужой культурой Межкультурная адаптация является пр роцесом постепенного усвоения норм, ценностей, образцов поведения новой культури. Существует несколько способов подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию. Используемые модели различаются в трех аспектах: по методу обучения – дидактическому или эмпирическому; по содержанию обучения – общекультурному или культурно-специфичному; по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов – когнитивной, эмоциональной или поведенческой. Классификация основных типов обучающих программ при подготовке индивидов к межкультурному взаимодействию включает просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг. Цель просвещения – приобретение знаний о культуре, этнической общности и т.п. Отправляясь в другую страну, как минимум, необходимо прочитать книги о ее истории, географии, обычаях и традициях жителей. Как наш соотечественник с презрением отнесется к иностранцу, живущему в России, но не знающему, кто такой Петр I, так и жители других стран будут смотреть на путешественника с недоумением, если он не знает их вождей и героев. В США подготовка уезжающих за границу долгое время строилась на основе дидактической модели культурно-специфичного просвещения, которую называют интеллектуальной, «классной комнатой» или «университетом». Обучаемых – волонтеров корпуса мира, представителей правительственных организаций и т.п. – знакомили с историей, государственным устройством, обычаями и традициями страны пребывания. При этом акцент делался на абстрактные знания.
Но очень скоро обнаружилось, что одного знакомства с чужой культурой недостаточно: полученные знания не всегда смягчали культурный шок, а информация часто не соответствовала характеру непосредственных контактов с местными жителями. Кроме того, совершенно очевидно, что каков бы ни был объем передаваемой информации, обучаемые не могут быть полностью подготовлены к жизни в чужой стране. Поэтому в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, согласно которой переселенцев и визитеров необходимо «научить обучаться». К просвещению примыкают еще два типа обучающих программ. Цель ориентирования – быстрое ознакомление с новым для человека окружением, основными нормами, ценностями, убеждениями инокультурной группы. При этом используются пособия, иронично называемые «культурными поваренными книгами» с рецептами типа: «Делай это и не делай того». Инструктаж обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или фокусируется на отдельных аспектах приспособления к новому окружению. Практическое, ориентированное на непосредственное взаимодействие с членами других групп обучение призван обеспечивать тренинг. Любая программа тренинга пытается ответить на вопрос «как» – как индивид может наладить межличностные контакты в новом для себя окружении, как он может овладеть ценностями, нормами, ролевыми структурами чужой культуры. Не случайно, при опросах вернувшихся на родину визитеров выясняется, что самым важным для успешной адаптации они считают умение справляться с психологическим стрессом и устанавливать межличностные отношения, эффективно общаться с местными жителями. Часто применяются программы общекультурного тренинга с акцентом на осознании самого себя представителем группы или культуры. При этом типе воздействия идут от обучения индивидов осознавать ценности собственной культуры к анализу различий между культурами и, в конечном счете, выработке умения «проникать» в культурные различия для повышения эффективности взаимодействия. Примером подобной обучающей программы может служить «американская модель контраста». В этом случае тренинг состоит в том, что обучаемый и подставное лицо («актер») проигрывают предложенные конфликтные ситуации. При этом поведение «актера» всегда противоположно действиям «типичного американца» в подобных ситуациях. А обучаемый, даже не осознавая того, демонстрирует стереотипы поведения и восприятия, приобретенные им в процессе социализации в американской культуре, например больше внимания обращает на материальные ценности, чем на духовные, и на личные достижения, чем на статус человека как члена семьи. Взаимодействие снимается на видеокамеру, и во время просмотра записи тренер объясняет обучаемому, как на его поведение повлияла американская культура.
Среди многочисленных программ культурно-специфичного тренинга особенно широкое распространение получили: тренинг, включающий реальные межкультурные контакты, например семинары-мастерские с групповыми дискуссиями, где обсуждаются ситуации, возникающие при личных контактах представителей двух народов, к которым принадлежат участники. Такой тренинг К.Роджерс проводил с членами вовлеченных в конфликты групп в Северной Ирландии и ЮАР. Но подобного рода обучение далеко не всегда достигает своей цели, так как сильный этноцентризм участников мешает им избавиться от предубеждений в ходе занятий; атрибутивный тренинг, в котором акцент делается на обучении тому, каким образом представители разных народов и культур интерпретируют причины поведения и результаты деятельности. Это очень важная задача, так как одна из основных проблем при общении представителей разных культур состоит в том, что люди не понимают причин поведения друг друга и делают ложные атрибуции. Яркий пример того, что людям свойственно интерпретировать поведение «чужаков» с точки зрения своей культуры, приводит Ю.М.Лотман, пересказывая впечатления японского путешественника, побывавшего в XVIII веке в России. Японский автор повествует, как императрица отправляется весною в Царское Село, «чтобы полюбоваться снегом». В таком объяснении поездки императрицы в загородный дворец отразилась, по словам Лотмана, специфика свойственного японцам эстетического восприятия природы. И – полное непонимание подлинных причин ее действий. В Японии снеговой покров недолог, снег ассоциируется с чувством быстротечности земной красоты, и грешно было бы не полюбоваться им перед его исчезновением. А жителями Петербурга, включая самодержицу российскую, снег всегда воспринимался если и как красота, то красота естественная, привычная, и даже надоедающая к концу зимы (см. Лотман, 1994).
Атрибутивный тренинг помогает сделать ожидания индивида о возможном поведении члена другой культуры более точными и способствует освоению изоморфных атрибуций, т.е. атрибуций, характерных для культуры, с представителями которой индивиду предстоит взаимодействовать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|