Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таким образом, основные взгляды в зарубежной психологии заслуживают внимания, на природу эмоций, их функций, структуру.




Введение

Эмоциональная сфера – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания, значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоциональная сфера младших школьников с нарушением интеллекта как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что дети ощущают, воображают, мыслят, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов их внутренней жизни. Можно сказать, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоциональная сфера связана с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

У детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих детей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоциональная сфера помогает младшему школьнику с нарушением интеллекта в его становлении.

Исходя, из этого возникает актуальность исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, путем поиска оптимальных приемов и методов для оказания помощи младшему школьнику с нарушением интеллекта по развитию эмоциональной сферы.

Изучением основ эмоциональной сферы младших школьников занимались З. В. Абаленская, А. А. Билгетекин, К. Изард, М. Н. Захарова, В. П. Михайлова, С.Л. Рубинштейн и другие.

Цель исследования: изучить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка, процесс ее развития в онтогенезе.

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: предполагается, что эмоциональная сфера младших школьников с нарушением интеллекта будет характеризоваться наличием ряда особенностей, обусловленных спецификой психофизического развития детей данной категории.

Цель исследования и гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследованию изучаемой проблемы.

2. Исследовать у младшего школьного возраста с нарушением интеллекта уровень развитости эмоциональной сферы.

3. Проанализировать полученные данные и сделать обобщенный вывод.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась совокупность методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент (констатирующий).

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что материалы исследования позволяют расширить имеющиеся в литературе данные об особенностях эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.


Теоретические аспекты эмоциональной сферы детей

Младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проблема эмоций в психолого-педагогической литературе

 

Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Если рассмотреть эмоциональные реакции в качестве индикаторов обусловивших их потребностей, то можно заключить, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают: потребность в самосохранении, в свободе движений и в получении особого рода раздражений, свидетельствующих о психической защищенности.

Человеческие эмоции – это форма видового опыта, опираясь на которую индивид совершает определённые действия на подсознательном уровне. В качестве таких действий могут быть: рождение детей, избегание опасностей. Следует отметить, что эмоции образовались в результате эволюции человека, в качестве вспомогательного средства по определению биологической значимости состояния индивида и окружающих на него воздействий.

Эти потребности определяют фундамент эмоциональной сферы человека. Если у младенцев страх вызывается только сильным звуком или потерей опоры, то уже у младших школьников его причинами может выступать множество не только биологических, но и социокультурных факторов.

На современном этапе развития психологического знания о содержании эмоций личности присутствуют различные точки зрения. Анализируя зарубежную психолого-педагогическую литературу, мы остановились на взглядах, которые имеют существенный вклад в психологию эмоциональной сферы.

В широком смысле слова эмоции рассматривались, например, как особая форма или вид познания (античная философия), как познание интуитивное, или чувственное, в отличие от познания рационального. При этом подчеркивалось, что чувственное познание — познание, принципиально неистинное. Спиноза писал: «Познавая внешний мир через чувственные образы, мы не можем познать ни сам внешний мир, ни свое тело, ни себя» [11].

В более узком смысле этого слова эмоции определяются в психологической литературе как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. Другими словами, эмоции — своеобразный индикатор значимости окружающего человека. Если слово «значимость» понимать как важность, необходимость, нужду (что уравновешивается понятием «потребность»), тогда высказывание «эмоция отражает значимость» будет иметь смысл «эмоция отражает потребность» [34, с.13].

Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит В. Вунду. Вундт совершенно определённо указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. Он выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: «удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований» [23, c. 120].

Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог Уильям Джемс. Он изложил, тезис о том, что «непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции». Джемс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха, к «высшим» относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями [8, c. 210].

Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге, по его утверждению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие совпадения во времени их, их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как «теория Джемса-Ланге». Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно ей, мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим. Внешний стимул через органы чувств достигает ствола мозга, по двигательным нервам вызывает ответную реакцию организма [3].

Центральная теория эмоциональных переживаний, которая получила название «таламической теории Коннона и Барда», была выдвинута в противовес идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил начало плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным открытиям[3].

Причинность и активация эмоций описаны К. Е. Изард [13]. Детерминированность эмоций К. Е. Изард объясняет типами взаимоотношений субъекта и окружающей среды и типами индивидуальных процессов, влияющих на нейронную активацию эмоции, которые могут быть двух типов.

Первый тип характеризует вызывающие эмоцию взаимоотношения субъекта с окружающей средой: восприятие, следующее за стимуляцией, производно от избирательной активности рецептора или чувственного органа; восприятие окружающей среды, представлено, прежде всего, в форме ориентировочного рефлекса; спонтанное восприятие или активность, присущая воспринимающей системе.

Второй тип характеризует индивидуальные процессы, способные вызвать эмоции: активная или испытанная память; воображение; образное и предвосхищающее мышление; проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности; действующая на нервный или мышечный механизмы эмоций эндокринная деятельность. Психодинамический подход опирался на исследования эмоциональной экспрессии и ассоциированных с ней нейроэндокринных, периферических, центральных процессов нервной системы, а также – на работы по изучению когнитивных, поведенческих и лингвистических параметров аффекта. Эмоции, их внутрипсихическое значение и аффективные переживания в психоаналитическом понимании не являются следствиемнейронной или мышечной активности [13, c. 122].

Я. Рейковский, разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Он считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом[29].

Таким образом, основные взгляды в зарубежной психологии заслуживают внимания, на природу эмоций, их функций, структуру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...