Данные по методике «Кактус»
Анализ данных таблицы 2.4 свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в равных показателях выражена неуверенность и импульсивность (по 36,4 %). Агрессивность выражена у 27,2 % детей. Неуверенность может быть вызвана множественными запретами и ограничениями, имеющими место в домашней среде, что за собой порождает импульсивность. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями. Таким образом, анализируя полученные эмпирические данные, выявили, что у младших школьников с нарушением интеллекта наблюдается нарушение структуры эмоциональных представлений. Психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта Данные полученные в результате эмпирического исследования выявили ряд особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта. С этой целью был составлен следующий блок рекомендаций по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. В коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, необходимо развивать у детей правильное отношение к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, формирование навыка самоконтроля.
Важно умение учителя давать ребенку максимально содержательную информацию о результатах его деятельности, не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом. Должно быть сформировано правильное отношение к неудачам и ошибкам детей. Должны быть выделены четкие требования к детям в учебной деятельности и поведении, данные требования должны быть разъяснены, и обеспечен самоконтроль детей за их выполнением. Педагогом должна осуществляться рефлексия причин трудностей во взаимоотношениях с некоторыми учениками и выработка способов преодоления этих трудностей. В целях снижения учебной тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта, целесообразно формирование у детей критериев и навыков самоконтроля, оценки собственной работы. Обучение пониманию способов собственной деятельности. Становление правильного отношения к успеху как к следствию собственных возможностей и усилий, развитие адекватного отношения к неудачам, позволяющего не бояться ошибок, формирование умения не смешивать результаты конкретной работы с отношением педагога к себе, развитие у ребенка коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также игровых навыков. 4. При построении направленной работы, воспитателям и педагогам рекомендуется придерживаться следующих линий психологического воздействия в психокоррекции тревожности ребенка: - от сказок и рассказов к рисункам, играм: - от наглядных, образных представлений событий с другими героями - к внутренним представлениям; - от коротких динамических упражнений - к длительным, требующим произвольности в поведении; - от пассивности, созерцательности - к активности, общей и вербальной; - от стереотипности - к творческому поиску. В коррекции физиологических проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта можно обращаться к поведенческому подходу, используя метод релаксации, чтобы научить детей развивать осознание и контроль над своими физиологическими и мышечными реакциями на тревогу. Релаксация может сочетаться с воображаемой экспозицией (визуализацией образов).
Эффективной формой символического отреагирования в младшем школьном возрасте с нарушением интеллекта является сказка, на терапевтическое значение которой указывал ряд исследователей. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Возможности сказки в коррекции тревожности ребенка заключается в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурировании ценностей, взглядов и позиций. Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь в коррекции тревожности ребенка, необходимо придерживаться определенных правил ее создания: Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной. 2) Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители (или психолог) предлагают ему свои варианты решения сходных проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|