Особенности эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта
На современном этапе проблема обучения и воспитания детей с проблемами в развитии приобретает все большую актуальность в связи с резким увеличением их числа. Среди младших школьников с проблемами в развитии самую многочисленную категорию составляют умственно отсталые, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. В нашей статье мы будем называть их детьми с нарушением интеллекта, школьниками с интеллектуальной недостаточностью, учащимися специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Как показывают исследования для эмоционального портрета младших школьников с нарушением интеллекта характерны слабость регуляции эмоций, малая дифференцированность, неадекватность эмоциональных проявлений, снижение эмоциональной активности (не всегда испытывают яркие интенсивные положительные переживания). Наблюдаются болезненные проявления чувств (дисфория, апатия, эйфория), неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессии и враждебности), повышенная склонность к возникновению аффективных реакций, имеются трудности в распознании эмоциональных состояний других людей. Данные качества затрудняют процесс социальной адаптации умственно отсталых школьников, а также оказывают влияние на качество коррекционно-образовательного процесса. Это подчеркивает необходимость целесообразного своевременного коррекционного воздействия на эмоциональное развитие младших школьников с нарушением интеллекта. Как показывают исследования О. К. Агавеляна, Г. М. Бреслава, Е. Е. Дмитриевой, С. Д. Забрамной, Т. З. Стерниной, У. В. Ульенковой, О. Е. Шаповаловой и других специалистов для эмоционального портрета младших школьников с нарушением интеллекта характерны слабость регуляции эмоций, малая дифференцированность, неадекватность эмоциональных проявлений, снижение эмоциональной активности (не всегда испытывают яркие интенсивные положительные переживания). Наблюдаются болезненные проявления чувств (дисфория, апатия, эйфория), неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессии и враждебности), повышенная склонность к возникновению аффективных реакций, имеются трудности в распознании эмоциональных состояний других людей.
В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития умственно отсталых учащихся начальных классов значительно активизировался. И в то же время многие аспекты этой актуальной проблемы остаются недостаточно изученными, а ряд противоречий, связанных с коррекцией и развитием эмоциональной сферы таких учащихся, все еще требует разрешения. К ним относятся: - количество умственно отсталых младших школьников, имеющих нарушения эмоциональной сферы, растет, однако многие проблемы их эмоционального развития (теоретические и методические) остаются неразрешенными; - умственно отсталые младшие школьники имеют значительный разброс по индивидуальным и возрастным проявлениям эмоциональной сферы, что очень важно учитывать в педагогической работе с ними. Однако на практике это не удается по причинам недостаточной осознанности учителями и воспитателями важности данной проблемы и отсутствия нужных методических разработок. Развитие эмоциональной сферы ребёнка с нарушением интеллекта проходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. В силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях [31].
Дети с нарушением интеллекта склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, подчас резким изменениям. В ряде случаев возникающие у школьников эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям. Эти дети слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать [35]. Дети с проблемами в развитии несколько напоминают малышей. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. У учеников специальных (коррекционных) школ эти переживания более примитивны: они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет [14]. Чувства детей с нарушением интеллекта часто бывают неадекватны. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам [35]. Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому, что у учащихся специальных (коррекционных) школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств. Лишь своевременная настойчивая работа учителя и родных, направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль. Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на всё ярко, крупное, красочное. Монотонные скучные уроки снижают познавательный интерес [14]. В этот период у ребёнка интенсивно формируются моральные чувства: ответственность, дружба, привязанность, сочувствие, негодование. Внимание исследователей Билгетекина, А. А., Крамской, В. В., Мавляновой, О. В., Романова, А. М. привлек вопрос о том, насколько успешно дети с нарушением интеллекта распознают переживания человека, изображенного на сюжетной художественной картине. Рассматривалась возможность детей воспринимать и понимать эмоциональные состояния персонажей, представленных в черно-белом и цветном рисунках [4; 17; 24; 31].
Развитие выразительности у младших школьников (большое богатство оттенков интонации в речи, развитие мимики) идёт рука об руку с ростом понимания им чувств других людей и способности сопереживания. Установлено, что младшие школьники с нарушением интеллекта недостаточно соотносят движения персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Учащиеся допускают грубые ошибки и искажения при толковании мимики персонажей, изображенных на сюжетной картине, им недоступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к простым и элементарным. Особенно резко эти недостатки проявляются у учеников с психопатическими чертами характера, а также с нарушениями в области лобных долей больших полушарий головного мозга. Учащиеся с задержкой психического развития отстают от возрастной нормы. Однако почти все ученики правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими их людьми состояния радости, обиды. Вместе с тем сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения даже многим выпускникам специальных (коррекционных) школ. Это в известной мере связано с общим нарушением развития познавательных процессов [17]. Учащиеся младших классов с нарушением интеллекта не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты. Отношение к воспринимаемому тексту проявляется в их заинтересованности, восприятие отдельных фрагментов рассказа или сказки, сочувствие героям, отрицательное отношение к их обидчикам выражаются мимикой, жестами, словесной реакцией.
Исследования, направленные на изучение памяти учеников с нарушением интеллекта, позволили увидеть, что в своих пересказах дети не только не пропускают эмоционально окрашенные фрагменты образца, но и акцентируют на них внимание, ставят на первый план, воспроизводят с большей частотой и выразительностью [31]. Наиболее понятными для учащихся с нарушением интеллекта являются реальные жизненные ситуации. Можно считать установленным, что, оказавшись в доступной для понимания ситуации, они способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется. Выводы по 1 главе Эмоции в психологии – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Связаны с удовлетворением или неудовлетворением различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами. Изучением особенностей эмоциональной сферы школьников занимались исследователи Л. В. Благонадёжина, К. Левина, Л. Н. Рогожина. Л. С. Выготский и М. С. Певзнер установили, что развитие эмоций учащихся с нарушением интеллекта определяется внешними условиями: нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность, неадекватность действий, слабость интеллектуальной регуляции чувств, снижение самоконтроля. Таким образом, эмоциональное развитие ребенка является значимой составляющей развития его личности. Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|