Эталонный образ человека тесно связан с образом «Я».
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 По утверждению Бондыревой С.К., эти два образа эмоционально могут подкрепляться по-разному: образ «Я» всегда подкрепляется интенсивно, образ же другого человека может утрачивать интенсивного эмоционального подкрепления, в этом случае он попросту вырождается до понятия другого человека, за которым нет эмоционально насыщенного образа. В результате для подобного индивида другие люди превращаются лишь в ходячих носителей абстрактного понятия «человек». Поэтому этот образ другого человека должен постоянно подкрепляться и «освежаться». Когда у индивида взаимодействие эталона другого с содержаниями комплекса «Я» и представлениями о себе связано (взаимодействует) плохо. Подобные индивиды способны унижать других, не переживая собственного унижения. Таким образом, особенности взаимодействия в психике обобщенного образа другого человека и образа своего «Я» определяют глубинную толерантность или интолерантность данного индивида, т.е. его «человечность» или «бесчеловечность». (8, с. 212-213). Итак, эталонный образ человека (т.е. образ другого) выполняет, по крайней мере, четыре психические функции, являясь: источником побуждения к общению; ориентиром в общении; фактором значимости, относительного которого строиться система взаимоотношений с окружающими; основой для придания направленности проявлениям эмоциональной сферы и стимулом ее проявления. Таким образом, в ходе оценки любого объекта мы сначала ищем аналогию (процесс обращения к эталону), а затем уже черты различия, которые далее оцениваются с разных точек зрения. Оценки бывают разных видов. В отношении человека правомочны только два вида оценки: фактурная и критериальная.
Фактурная оценка базируется на углубленном анализе черт и свойств человека, а оценка его критериальных свойств (принадлежности, различия) может базироваться лишь на каком-либо сигнале этой принадлежности, поскольку самого этого человека мы, по существу, так и не знаем, критериальная оценка – это всегда оценка-обобщение, нередко по формальному признаку. Фактурная оценка человека: добрый или злой, жадный или щедрый, умный или глупый. Критериальная оценка: Союзник, Враг, Свой, Чужой, Иностранец, Пришелец. (58, с. 44-46). Принадлежность составляет основу критериальной оценки. Принадлежность – особое свойство объекта, которое определяется чертами его сходства с другими (в чем-то подобными ему) объектами, наличие связей объекта с другими и возможностью объединения некоторого числа подобных объектов в некое множество. Принципиально важным и весомым в плане толерантности требованием к оценке людей является требование обязательно развернутой оценки, причем начинать эту оценку надо именно с фактурной. В случае преобладания фактурной оценки, наше отношение к человеку будет определяться его сущностными (фактурными) свойствами, а не его принадлежностью к какому-либо сообществу, нации, расе или его отличиями от нас. И тогда у нас будет меньше оснований для предвзятости, для условно-рефлекторной оценки людей. (58, с. 44-46). Если же мы пренебрегаем этой оценкой и базируем нашу окончательную оценку индивида только на каких-либо отдельных критериях (т.е. оцениваем его не как такового, а лишь в связи, в соответствии с чем-либо), то мы легко впадаем в интолерантность, в основе многих случаев которой лежит предвзятость. Поэтому одним из важнейших этапов формирования терпимости является формирование доминанты двухэтапного анализа (всесторонней оценки) объекта, сначала – объекта как такового, а затем уже его связей и отношений.
Характер оценки имеет прямое отношение к толерантности или интолерантности. Естественно, что мы толерантны к тому, что оцениваем положительно. Отрицательная оценка может содержать в себе предрассудки и предубеждения. Предрассудок по своему смыслу – это не учитывающая доводов разума оценка то ли по причине отсутствия таких доводов, то ли по причине их слабости, то ли по причине наличия установки – определять для себя все заранее, не вдаваясь в конкретные детали. Предубеждение – это настроенность заранее «против» на основании какого-либо прошедшего события, и имеет оно избирательный характер. Предрассудки и предубеждения характеризуют некачественное (негибкое) стереотипное поведение. Рассмотрим теперь роль предвзятости для формирования толерантности/интолерантности. Предвзятость препятствует процессу оценивания. Чаще предвзятость порождает необоснованно негативные оценки и отношения и, следовательно, лежит в основе интолерантности. Но в некоторых случаях может быть предвзято-положительное отношение (некритическое следование моде). (8, с. 79-80). С.К. Бондырева, Д.В. Колесов предлагают следующую схему формирования толерантности (см. Схему 1), при этом делают акцент на том, что именно оценка определяет характер наших отношений к объектам, процессам, явлениям окружающего. А толерантность и интолерантность, как мы уже говорили, - это не что иное, как отношение. Итак, все начинается с восприятия индивидом объекта. После этого между ними формируется связь в форме знания индивидом о существовании и свойствах этого объекта. Следующим этапом является формирование оценки. Если оценка объекта положительна, возникает (формируется, складывается) положительное отношение к нему, которое открывает дорогу положительным побуждениям в отношении этого объекта. И в результате мы имеем естественную толерантность. Отметим, что к числу положительных оценок относится и оценка нами человека или его поведения как подобного себе. Это – толерантность идентичности (ТИ на нашей схеме). Она вполне четко выражается следующим высказыванием индивида: «Как я могу критиковать вас за это, если я сам такой же!» При этом оценка факта идентичности относиться к числу именно положительных оценок, поскольку всегда индивид оценивает (и должен оценивать) себя (в целом) положительно, а самокритично относится только к деталям своей внешности и (или) поведения. Негативное отношение к себе самому – психическая патология (самоотрицание, самообвинение; самоповреждение, суицид).
Возникновение конструктивной толерантности связано с действием этих дополнительных факторов (в том числе, установки) на пути между оценкой и формированием отношения (КТ на схеме). Характерной фазой, выражающей сущность конструктивной толерантности, является следующая: «Ну, что же, постараемся извлечь пользу из наших разногласий!». Возникновение адаптивной толерантности (АТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на пути между отрицательным отношением и отрицательными побуждениями: у индивида просто может не оказаться энергии для действий в соответствии со своим отрицательным отношением. Весьма четко этот вид толерантности выражается следующим высказыванием: «Я от вас устал – делайте что хотите!»
Схема 1 Схема формирования толерантности
Наконец, возникновение снисходительной толерантности (СТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на этапе между отрицательными побуждениями и действиями. Четко сущность снисходительной толерантности выражается следующим высказыванием: «Это для меня мелочь – не хочу вникать в ваши дела!» Суть этого вида толерантности в том, что нечто, к чему у индивида в принципе отрицательное отношение, не затрагивает его личностно: в противном случае толерантности он бы не проявил. (58, с. 47- 51).
Выводы
Толерантность – это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия. Толерантность – это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним. Есть два главных вида толерантности: естественная и проблемная. Естественная толерантность возникает в случае положительной оценки нами объекта, а так же в случае, если между ним и собой мы не находим особых различий. Это – толерантность идентичности. Проблемная толерантность возникает, несмотря на отрицательную оценку нами объекта, но при наличии установки на сотрудничество (конструктивная толерантность), адаптации (индивид свыкся, притерпелся, наконец, устал «от этого»). Снисходительная толерантность оцениваемого индивида глубоко не затрагивает нередко именно потому, что он «так воспитан».
Любая оценка базируется на сравнении оцениваемого объекта с неким образом (эталоном). Чем больше эталонных образов запечатлено в психике индивида, тем выше его способность к оценке новых для него объектов, способность принимать разнообразие окружающего мира. Существует несколько групп критериев успешного формирования толерантности личности и ее социализации, позволяющих оценить эффективность социально-педагогической деятельности образовательного учреждения. Это классификация разработана Л.Е.Никитиной. Основные критерии, имеющие отношение к участию школы в процессе социализации детей, следующие: - здоровье; - психологический комфорт; - обучение; - развитие; - воспитание; - социальная устойчивость. Формирование толерантности личности будет проходить эффективно, если оно базируется на объективных научных знаниях. Решению этой проблемы поможет психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она починена главной задаче - разработке рекомендаций или программ коррекции. Основным назначением диагностической работы является познание ребенка, его семьи, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в детском обществе, в семье, в отношениях «ребенок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социального развития личности, включение человека в социум, преобразование самого социума, формирования толерантности личности происходят под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов. Современная социальная педагогика трактует социум как совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит производство социальных групп и отдельных индивидов. Формирование гуманных толерантных отношений в социуме - одна из основных целей и духовно-нравственных основ социально-педагогической деятельности. Важным условием эффективности деятельности для достижения этих целей является глубокое знание социума, что в свою очередь позволит правильно использовать его. Для этого образовательные учреждения составляют паспорт микрорайона. Сюда могут быть внесены данные о расположении микрорайона, его типе, о предприятиях, учреждениях образования, культуры, спорта, досуга, расположенных на этой территории. Большое значение имеет изучение и включение в паспорт данных об общей численности жителей, их возрасте, национальном и образовательном составе. Важное место при этом занимает изучение семей, в том числе тех, в которых воспитываются учащиеся. Наряду с изучением инфраструктуры микрорайона следует изучать социально-экономические и социально-педагогические нужды и потребности семей, детей, молодежи, что окажет помощь в организации труда, учебы и досуга школьников и молодежи.
Одно из важных социально-педагогических условий формирования толерантности личности в полиэтнической среде - образовательное учреждение «открытого» типа. Как отмечает В.Н.Гуров, «открытая» школа должна иметь многофункциональный характер: она открывается для различных убеждений учащихся, диалога, межличностного и межгруппового общения. В качестве главной цели концепция «открытой школы» предусматривает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной, толерантной и позитивно настроенной личности. Конкретные образовательные задачи школы «открытого типа» включают в себя: 1) наиболее полное развитие субъекта познания, любви к истине, гибкости мышления; 2) вооружение знаниями, умениями и навыками с позиций принципа целостности, отраженной в мышлении, чувствах и действиях; 3) заботу об укреплении духовного и физического здоровья человека; 4) гармоническое развитие личности, т. Е. равноценное развитие спортивных, ремесленных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей; 5) формирование жизнеутверждающей социальной открытости, ответственности и готовности к участию в создании свободного демократического строя; 6) подготовку к жизни в гармонии с природой; 7) развитие активности, самодеятельности в проведении разумного досуга и т. д. В структуру воспитательной работы открытой школы входят также общенародные и общекультурные праздники и традиции, в которых участвуют все педагоги, учащиеся, родители, друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются связи школы с семьей и социумом. С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в образовательных учреждениях необходимо вовлекать воспитанников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятельности. Во-первых, в содержание предметов гуманитарного и общественного циклов внесены следующие изменения: - расширение информации о жизни, культуре, традициях, быте народов мира; - исследовательская деятельность учащихся в аспекте диалога культур; - исключение материалов, унижающих другие нации и этносоциумы, оскорбляющих их достоинство, формирующих у детей негативное отношение к другому народу. С этой целью используются следующие средства формирования толерантности личности в полиэтнической среде: 1. Встречи учащихся с иными культурами в специально подготовленной, педагогизированной среде. Организовать встречи школьников с иными культурами можно двумя разными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями: - использование в педагогической практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во время самодеятельных туристско-краеведческих экспедиций; - встречи школьников с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где уже сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них основательной подготовки к игре), вступают в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Подобные игровые ситуации можно организовать в рамках обычных школьных занятий. Большим потенциалом здесь обладают уроки истории, обществознания. Литературы, мировой художественной культуры, иностранного языка, географии, а также факультативы и кружки гуманитарной направленности и классные часы. 2. Организация проблематизации отношений воспитанника к представителям иных культур. Проблематизация - это искусственно создаваемая для воспитанников проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими. Например, можно выйти на проблему этнических стереотипов в оценке людей или организовать ситуацию, в которой ученики оказываются в позиции этнического меньшинства. 3. Организация проблемных дискуссий. Здесь речь идет о межличностном общении по той или иной проблеме полиэтнического общества. Это общение позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников, иногда способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.
24 Методы этнопсихологии Различия в предмете изучения делят все этнопсихологические исследования на две большие группы - межэтнические и внутриэтнические. При межэтнических исследованиях предметом обследования являются представители двух или более этнических групп, результаты, полученные в ходе психологического исследования этнических групп, сравниваются между собой. В случае внутриэтнических исследований изучают представителей только одной этнической группы (например, исследуют этническое самосознание конкретного народа, отношение к другим этническимгруппам, поведенческие реакции в отношении представителей других наций). Методические приемы, применяющиеся в этих двух основных направлениях исследовании, также существенно различаются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|