Упражнения на установление причинно-следственных связей
Упражнения на установление причинно-следственных связей Педагог читает детям зарифмованные тексты и задает вопросы по содержанию. * * * На дороге ветки, камни, Оборвались провода, И машинам не проехать Ни туда и ни сюда. · Почему по дороге нельзя проехать машинам? · В чем причина затора?
* * * Скользит машина — гололед. А рядом все наоборот — Машины едут, все спешат И только шинами шуршат. · Почему одна машина скользит по льду, а другие нет? · Что делают все водители машин перед наступлением зимы? · Что будет, если они не сменят шины на зимние, шипованные? · Как дорожная служба помогает водителям зимой? * * * Полеты отменил диспетчер, И Самолеты не летают. Все пассажиры недовольны, Хотя причину они знают. · Почему диспетчер отменил все полеты? · Почему пассажиры самолетов недовольны? · Что может случиться, если диспетчер не будет знать прогноза погоды? · Где пассажиры ожидают отправки самолета?
* * * Спасатели на самолете В горах туристов не нашли. На вертолет все пересели И снова в горы полетели. · Почему спасателям пришлось пересесть на вертолет, чтобы дальше искать пропавших туристов? · Почему туристы заблудились? · Что еще могло быть причиной того, что туристы пропали? · Какие опасности ждут туристов в Горах?
* * * Парусник в открытом море Целый день уже стоит. Почему он неподвижен? Может, просто парус спит? · Почему парусник не движется? · Чем парусник отличается от других водных транспортных средств (теплохода, лодки, плота и т. п. )?
* * * Экскаватор яму рыл, Землю в грузовик носил. Рядом выросла гора, А машина все пуста. · Почему грузовик оказался пустой?
· В какую часть грузовика сбрасывает землю экскаватор? · Для чего экскаватор роет яму? · Что было бы, если бы экскаватор не помогал людям? * * * Почему гудят машины И не едут никуда? Может, где-то на дороге Вдруг случилася беда? · Почему все машины встали и не едут дальше? · Кто поможет водителям, если сломается светофор? · Почему, если на дороге случилась авария, приезжают милицейская машина и «скорая помощь»?
* * * Автобусу от остановки Уж нужно было отходить, Но как водитель ни старался, А двери он не смог закрыть. · Почему водитель не смог ехать дальше? · Почему Он не смог закрыть двери автобуса? · Почему на остановке столпился народ?
* * * Корабли в порту стоят; Выйти в море не хотят. Может быть, устали плавать Много-много дней подряд? · Почему корабли не выходят в плавание? · Что будет, если команда не узнает прогноза погоды? · Почему шторм так опасен для кораблей? · Почему зимой, когда море замерзает, кораблю нужна помощь ледокола?
* * * Почему машины встали И дорогу уступают? Почему они не мчатся? Кто сигнал им посылает? · Почему машины прижались к краю дороги и приостановились? · Каким машинам другие всегда уступают дорогу? Почему? · Что может случиться, если машины не уступят дорогу специальному транспорту? * * * Хотел Алёша на трамвае Весь город новый осмотреть, ' Но пересел он на автобус, Чтобы объехать все успеть. · Почему Алеше пришлось пересесть с трамвая на автобус? · Чем отличается трамвай от автобуса? · На какой вид транспорта похож трамвай?
Упражнение «Продолжи предложение» Цели: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить придаточное предложение.
* * * Педагог начинает предложение, дети его заканчивают. Педагог побуждает детей находить как можно больше причин происходящего.
Все троллейбусы стояли и мешали движению, потому что...
Пассажиры сели не на тот автобус, потому что... Трамвай доехал до середины пути и не смог дальше ехать, потому что... Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что... На остановке столпилось много народа, потому что... Рыболовецкое судно пропало в океане, потому что... Самолет не смог взлететь, потому что... Велосипедист никак не мог обогнать машину, потому что... Верблюд прошел с грузом всю пустыню, потому что... Поезд затормозил у переезда, потому что... Утром люди вышли на улицу, а дорога и тротуар чистые, вымытые, потому что... Больного вовремя доставили в больницу, потому ч4о... Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что... Утром машины выехали из гаража, а проехать по дорогам не смогли, потому что... На перекрестке все машины остановились, никто не мог определить, кому ехать, потому что... Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что... У светофора все машины остановились, потому что... Пешеходы стали переходить дорогу, потому что... Дидактическое упражнение «Что здесь лишнее? » Цели: уметь обобщать и классифицировать признаки; использовать активный словарь по теме. Материалы: картинки с изображением рядов предметов (корабль, лодка, парусник, грузовик; самолет, вертолет, ракета, поезд; троллейбус, автобус, трамвай, самосвал; паровоз, тепловоз, электричка, «скорая помощь»; пожарная, милицейская машины, велосипед). Правила. Ребенок должен назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, как одним словом назвать все остальные предметы.
Музыкально-дидактическая игра «Поезд» Цели: уметь двигаться в определенном темпе и ритме, согласуясь со словами песен; звукоподражать гудкам и движению паровоза. Правила. Детям предлагается по команде педагога на три разных отрывка из песен (песня паровозика из Ромашково, «Веселые друзья», «Вот поезд наш едет») пройтись паровозиком, используя разные типы соединения (за одежду впереди стоящего, за пояс, за локти), не нарушая ритма, не размыкаясь, дружно исполняя песню. Отгадывание загадок Педагог загадывает детям загадки и задает вопросы по содержанию. * * * Он в небе, как стрела, летает,
Как птица, высоко взмывает, Кружит легко, как стрекоза, И в космос мчится в небеса. · О каком виде транспорта загадка? · Почему вы так думаете? · О каких воздушных транспортных средствах упомянуто в загадке? · С чем их сравнили?
* * * Он бороздит моря и реки, Переплывает океаны, Спускается на дно морское И людям служит неустанно. · О каком виде транспорта говорится в загадке? · Почему вы так думаете? · Какие действия водного транспорта перечислены в загадке? · Какие водные транспортные средства спускаются на дно морское?
* * * Людей и грузы перевозит, Их по земле повсюду возит. · О каком виде транспорта говорится в загадке? · Как вы догадались? · Как называется наземный транспорт, который перевозит людей? Грузы?
* * * Под землей, как крот, живет, Мчит в тоннелях он вперед. · О каком виде транспорта говорится в загадке? · С кем в загадке сравнили подземный транспорт? · Что такое тоннель? Для чего он нужен? Как его строят?
* * * Окутала всю землю паутина. Составы все по ней бегут, бегут. Стучат колеса, города мелькают, Коня железного все на вокзалах ждут. · О каком виде наземного транспорта загадка? · С чем сравнили железную дорогу? Почему? С кем сравнили поезд? Почему?
* * * На стройке людям помогает, На крышу грузы поднимает, Копает бойко котлован, Площадку чистит быстро сам. · Как называются машины, о которых говорится в загадке? · Какая строительная машина поднимает грузы? · Какая строительная машина роет котлован? · Какая строительная машина расчищает от мусора площадку под строительство?
* * * Когда случилася беда, Вдруг оборвались провода, Сломалась по пути машина, Пожар, огонь и много дыма, Серьезно кто-то заболел, Случайно вдруг захлопнул дверь, Спешат они на помощь людям И помогают им повсюду. · О каком транспорте говорится в загадке? · Какие машины специального назначения помогли бы в ситуациях, о которых говорится в загадке? · Чем отличаются эти машины от других?
* * * Не поедет без меня Ни одна машина. И работаю, как сердце, Только лишь с бензином. · О какой важной детали машины говорится в загадке? · Почему мотор сравнили с сердцем? · Как ухаживает водитель за деталями своей машины?
* * * Дорогу поливаем И чистим быстро снег, Весь мусор убираем, Стараемся для всех. Асфальтом покрываем Дорогу каждый год И делаем разметку, Пуская краску в ход. · О каких машинах говорится в загадке? · Назовите дорожные машины, что они делают?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|