Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрительно-пространственное восприятие




Ориентация в схеме тела

5 баллов. Без ошибок выполняет пробы Хеда, знает части тела (в том числе брови, ресницы).

4 балла. Пробы Хеда выполняет с ошибками.

3 балла. Знает основные части тела, сформированы понятия «правая рука (нога...)», «левая рука (нога)».

2 балла. Показывает многие части тела по подражанию, некоторые по словесной инструкции, но не называет их.

1 балл. Показывает части тела по подражанию, некоторые по сло­весной инструкции, но не называет их.

Ориентация в пространстве

5 баллов. Понимает элементарные противопоставления: выше - ни­же, ближе - дальше... Ориентируется в пространстве по речевым инст­рукциям: «Встань так, чтобы стол был впереди тебя...», «Встань справа от Саши...», «Встаньте в круг...».

4 балла. Понимает, может проиллюстрировать предложенные кон­струкции, а также описывает сам расположение предметов в пространстве
относительно друг друга, относительно себя. Хорошо ориентируется в
направлениях движения (вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз).

3 балла. Сформированы понятия «наверху»» «внизу», «справа», «слева», «впереди», «сзади», «далеко», «близко» по отношению к себе. При этом ребенок иногда помогает себе жестом. В движении умеет ис­пользовать все предложенное ему пространство.

2 балла. Владеет понятиями «тут», «там», «на месте», «вперед»,
«высоко», «низко». Умеет двигаться «врассыпную». Данные инструкции
выполняет самостоятельно, без подражания взрослому.

1 балл. Ориентируется в пространстве и использует его с помощью взрослого (вместе с ним, по подражанию).

Ориентация на листе бумаги

5 баллов. Выполняет без ошибок инструкции, сформированы поня­тия «справа от», «слева от», оречевляет пространственное расположение предметов на листе.

4 балла. Сформированы понятия «между», «над», «под», «в центре»,
«посередине», «правый верхний угол», «справа наверху»; пространственное расположение предметов оречевляет с некоторыми ошибками. Хоро­шо ориентируется в направлении рисования (вправо, влево, вверх, вниз)

3 балла. Самостоятельно оречевляет направления движения: в рисовании (вверху, внизу, посередине, справа, слева), но возможны ошибки.

2 балла. Сформированы понятия «вверху», «внизу», но ребенок мо­жет допускать ошибки как при расположении предметов нацисте, так и при оречевлении.

1 балл. Ориентируется по инструкции и показу: «Нарисуй тут» - верх, низ, середина листа, справа, слева.

Оценка лингвистического пространства

5 баллов. Легко устанавливает логические связи в рассказе, отвеча­ет на вопрос «Почему так произошло?»; самостоятельно делает вывод по содержанию рассказа; раскладывает самостоятельно серию сюжетных картинок (4-5), логично объясняет. Устанавливает логику событий по одной сюжетной картинке.

4 балла. Раскладывает серию сюжетных картинок (3-4), объясняет с помощью (наводящие вопросы). Без ошибок выполняет текст «Логиче­ские цепочки» - удерживает чередование из 4-5 элементов (в прямом и обратном порядке); удерживает ряд с увеличением (уменьшением) элементов.

3 балла. Серию сюжетных картинок (в том числе простую - по ре­жиму дня, по бытовым ситуациям) раскладывает с трудом; с трудом устанавливает взаимосвязь между объектами на сюжетной картинке. При отсутствии речи с трудом устанавливает, воспроизводит картинку с помощью игрушек, не удерживает логику событий. Тест «Логические цепоч­ки» из трех элементов выполняет самостоятельно.

2 балла. Выполняет тест «Логические цепочки» из трёх элементов с
помощью, из двух - самостоятельно.

1 балл. Выполняет тест «Логические цепочки» из двух элементов с трудом.

Память

Запоминание инструкций

5 баллов. Выполняет 5 последовательно предложенных инструкций.

4 балла. Выполняет 4 последовательно предложенные инструкции.

3 балла. Выполняет 3 инструкции.

2 балла. Выполняет последовательные 2 инструкции

1 балл. Слышит и понимает обращенную речь.

Запоминание изолированных слов.

Слуховая память (по методике заучивания 10 слов А. Р. Лурия).

Ребенку 5 раз подряд предъявлялся список из 10 простых слов, со­стоящих из 1-3 слогов, с условием, что он должен каждый раз стараться воспроизвести весь список.

Оценка производится следующим образом:

5 баллов. Кратковременная - больше 6 слов, долговременная - 5 и больше слов.

4 балла. Кратковременная - 4-5 слов, долговременная - 3-4 слова.

3 балла. Кратковременная - 3-4 слова, долговременная - 2 слова.

2 балла. Кратковременная - 2 слова, долговременная - 0.

1 балл. Кратковременная - 1 слово, долговременная - 0.

После проведения исследования выстраивается кривая запоминания с целью определения динамики заучивания. Долговременная память проверяется через 1-1,5 часа.

Запоминание речевых конструкций (по методике А. П. Нечаева)

5 баллов. 7 лет. Соответствует выполнению ребенком 16-19 слогов.

4 балла. 6 лет. 13-16 слогов.

3 балла. 5 лет. 11-12 слогов.

2 балла. 4 года. 8-10 слогов.

1 балл. 3 года. Менее 8 слогов.

Внимание

Количественная оценка различных свойств внимания выполняется по результатам выполнения корректурной работы.

Объем внимания

Объем внимания вычисляется по формуле:

V=[(Z-n)/Z] 100%, где

V - объем внимания

Z - правильно вычеркнутые знаки

n - допущенные ошибки в виде пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков

5 баллов. Выполнено от 100 до 80 % всей корректурной работы.

4 балла. Выполнено от 79 до 65 % всей корректурной работы.

3 балла. Выполнено от 64 до 40 % всей корректурной работы.

2 балла. Выполнено от 39 до 20 % всей корректурной работы.

1 балл. Выполнено менее 20 % всей корректурной работы.

Переключаемость внимания

Вычисляется по формуле:

P=[(N-n)/t] 100%, где:

Р - переключаемость внимания

N - количество всех просмотренных знаков

n - допущенные ошибки в виде пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков

t - затраченное время на выполнение всей корректурной работы.

5 баллов. Выполнено от 100 до 80 % всей корректурной работы.

4 балла. Выполнено от 79 до 65 % всей корректурной работы.

3 балла. Выполнено от 64 до 40 % всей корректурной работы.

2 балла. Выполнено от 39 до 20 % всей корректурной работы.

1 балл. Выполнено менее 20 % всей корректурной работы.

Работоспособность

Вычисляется по формуле:

R=N [Z/(Z+n)], где:

R- работоспособность

N - количество всех просмотренных знаков

Z - правильно вычеркнутые знаки

n - допущенные ошибки в виде пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков.

5 баллов. От N до 7/8 N.

4 балла. От 7/8N-1 до 5/8 N.

3 балла. От 5/8N-1 до 3/8 N.

2 балла. От 3/8N-1 до 1/8 N.

1 балл. Меньше 1/8 N.

Качественная оценка устойчивости внимания

5 баллов. Отсутствие отвлечений, сформирована произвольность
познавательной активности.

4 балла. Эпизодические отвлечения непроизвольного характера.

3 балла. Регулярные отвлечения, эпизодическая заторможенность
или расторможенность.

2 балла. Выраженная заторможенность или гиперактивность.
1 балл. Отсутствует концентрация внимания.

Импрессивная речь

Качественная оценка

5 баллов. Понимает речь в полном объеме вне ситуации наглядного выбора. Понимает тексты без опоры на наглядность; понимает сложноподчиненные предложения и инверсии. Без ошибок понимает соотноше­ние между членами предложения в предложно-падежных конструкциях (может ответить на падежные вопросы с предлогами и умеет их задавать).

4 балла. Понимает речь практически в полном объеме. Понимает
распространенные предложения без наглядности; понимает простые короткие тексты с опорой на картинки, понимает вопросы косвенных падежей.

3 балла. Понимает речь ситуативно. Понимает простые предложе­ния (3, 4, 5, слов) с опорой на наглядность. Отвечает на вопросы: «Кто
это?», «Что это?», «Что делает?», «Какой?», «Сколько?» (по содержанию предложений и картинок).

2 балла. Понимает речь узкоситуативно. Понимает простые пред­ложения (из 2 слов) с опорой на наглядность. Выполняет простые инст­рукции: «Дай...», «Принеси...», «Покажи...».

1 балл. Обращенную речь понимает только в ситуации с опорой на естественные или специальные жесты, понимает отдельные слова.

Экспрессивная речь

Качественная оценка

5 баллов. Речь четкая, выразительная, без искажений слов, в хоро­шем темпе, адекватно интонационно окрашенная.

4 балла. Незначительные нарушения четкости речи, редко встре­чающиеся искажения слов, темп речи замедлен или несколько ускорен,
недостаточна автоматизация отдельных звуков.

3 балла. Речь недостаточно внятная, с часто встречающимися искажениями слов, темп заметно замедлен или ускорен, нарушена плавность
речи. Отмечаются ошибки в употреблении ударений, речь мало интонирована (ребенок использует только повествовательную интонацию).

2 балла. Речь невнятная, искаженная, значительно замедленная или
ускоренная, может быть скандированная, невыразительная.

1 балл. Речь малопонятная, значительно выражено расстройство звуковой стороны речи.

Связная речь

5 баллов. Речь развернутая, без аграмматизмов, с использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Словарь в нор­ме.

4 балла. В речи преобладают короткие описательные фразы с ред­кими аграмматизмами. Словарь в норме.

3 балла. В речи присутствует короткая искаженная фраза со стой­кими аграмматизмами. Словарь ниже нормы.

2 балла. В речи появилась фраза из двух слов. Словарь значительно ниже нормы

1 балл. В речи отдельные слова, фраз нет. Словарь значительно ни­же нормы.

Мышление

Операция сравнения

5 баллов. Находит сходства и различия в двух сюжетных картинках;
устанавливает сходства и различия двух похожих предметов (например, тигр-лев, река-озеро).

4 балла. Выполняет так же, как на 5 баллов, но с помощью (картин­ки, наводящие вопросы).

3 балла. Определяет различия простых сюжетных картинок (по Г. Вицлаку):

1) есть -нет предмета;

2) большой - маленький;

3) цвет предметов;

4) направление движения (различия в пространственном располо­жении);

5) абстрактное сравнение (зима - лето)

2 балла. Определяет различия простых сюжетных картинок (по Г. Вицлаку):

1) есть - нет предмета;

2) большой - маленький;

3) цвет предметов;

1 балл. Может выбрать одинаковые из 4 - 5 похожих предметов.

Операция классификации и систематизации

Классификация и систематизация по методикам «Свободная клас­сификация.» и «Классификация по заданному признаку».

5 баллов. Самостоятельно определяет признак классификации, вы­полняет ее без ошибок; может объединить несколько групп в одну (расте­ния, вещи, живое, неживое...).

4 балла. То же, но без систематизации.

3 балла. Признак классификации выделяет с помощью взрослого, классифицирует без ошибок.

2 балла. Выполняет классификацию по основанию на 3 - 4 далекие категории.

1 балл. Выполняет с помощью взрослого классификацию на две да­лекие категории.

Операция обобщения (методика «Исключение понятий»)

5 баллов. Исключает по существенным признакам, самостоятельно называет родовое понятие для обозначения группы предметов и лишнего предмета (а так же обобщает: «Это растения, живое, неживое...») при предъявлении на слух.

4 балла. То же, но с картинками, с незначительной помощью.

3 балла. Исключает правильно, самостоятельно дает описательную характеристику группы предметов; по просьбе взрослого может показать
группу предметов; родовое понятие называет с помощью.

2 балла. Исключает по несущественным признакам (например: са­молет, вертолет, бабочка, машина). Исключить по другому признаку не

может.

1 балл. Исключает лишнюю фигуру по цвету, величине, форме; ис­ключает лишнюю картинку, оставляя три одинаковых.

Операция анализа и синтеза

5 баллов. Ребенок складывает:

· кубики Кооса из 9 кубиков;

· разрезные картинки из 10-12 частей;

· без ошибок по памяти выполняет рисуночный тест Ж. Тейлор.

4 балла. Ребенок складывает:

· кубики Кооса из 9 штук с некоторыми ошибками, применяя 2-3

манипулятивные пробы;

· разрезные картинки из 8-9 частей (на основе зрительного соотне­сения);

· выполняет рисуночный тест Ж. Тейлор с 1-2 ошибками, которые

самостоятельно исправляет.

3 балла. Ребенок складывает:

· кубики Кооса из 4 штук по образцу с помощью психолога;

· разрезные картинки из 6 и более частей;

· выполняет рисуночный тест Ж. Тейлор по образцу.

2 балла. Ребенок складывает:

· разрезные картинки из 4-6 частей;

· выполняет рисуночный тест Ж. Тейлор с ошибками.

1 балл. Ребенок может только складывать разрезные картинки из 2-3частей.

Школьные навыки

Счет

5 баллов. Прямой числовой ряд до 50. Обратный - от 20

4 балла. Прямой числовой ряд до 30. Обратный - от 10

3 балла. Прямой числовой ряд до 15. Обратный- от 5

2 балла. Прямой счет до 10 самостоятельно (с ошибками), обратный- отсутствует.

1 балл. Прямой счет до 10 с помощью учителя

Письмо

5 баллов. Умеет писать под диктовку письменными буквами.

4 балла. Умеет писать под диктовку печатными буквами.

3 балла. Знает письменные буквы.

2 балла. Срисовывает письменные буквы. Есть готовность руки к письму.

1 балл. Срисовывает печатные буквы.

Чтение

5 баллов. Бегло читает. Понимает смысл прочитанного и может по­вторить прочитанный текст.

4 балла. Читает отдельные слова, понимает их смысл.

3 балла. Чтение правильное послоговое, короткие слова читает це­ликом.

2 балла. Знает буквы. Есть правильное слияние,

1 балл. Не знает буквы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...