Зрительно-пространственное восприятие
Ориентация в схеме тела 5 баллов. Без ошибок выполняет пробы Хеда, знает части тела (в том числе брови, ресницы). 4 балла. Пробы Хеда выполняет с ошибками. 3 балла. Знает основные части тела, сформированы понятия «правая рука (нога...)», «левая рука (нога)». 2 балла. Показывает многие части тела по подражанию, некоторые по словесной инструкции, но не называет их. 1 балл. Показывает части тела по подражанию, некоторые по словесной инструкции, но не называет их. Ориентация в пространстве 5 баллов. Понимает элементарные противопоставления: выше - ниже, ближе - дальше... Ориентируется в пространстве по речевым инструкциям: «Встань так, чтобы стол был впереди тебя...», «Встань справа от Саши...», «Встаньте в круг...». 4 балла. Понимает, может проиллюстрировать предложенные конструкции, а также описывает сам расположение предметов в пространстве 3 балла. Сформированы понятия «наверху»» «внизу», «справа», «слева», «впереди», «сзади», «далеко», «близко» по отношению к себе. При этом ребенок иногда помогает себе жестом. В движении умеет использовать все предложенное ему пространство. 2 балла. Владеет понятиями «тут», «там», «на месте», «вперед», 1 балл. Ориентируется в пространстве и использует его с помощью взрослого (вместе с ним, по подражанию). Ориентация на листе бумаги 5 баллов. Выполняет без ошибок инструкции, сформированы понятия «справа от», «слева от», оречевляет пространственное расположение предметов на листе.
4 балла. Сформированы понятия «между», «над», «под», «в центре», 3 балла. Самостоятельно оречевляет направления движения: в рисовании (вверху, внизу, посередине, справа, слева), но возможны ошибки. 2 балла. Сформированы понятия «вверху», «внизу», но ребенок может допускать ошибки как при расположении предметов нацисте, так и при оречевлении. 1 балл. Ориентируется по инструкции и показу: «Нарисуй тут» - верх, низ, середина листа, справа, слева. Оценка лингвистического пространства 5 баллов. Легко устанавливает логические связи в рассказе, отвечает на вопрос «Почему так произошло?»; самостоятельно делает вывод по содержанию рассказа; раскладывает самостоятельно серию сюжетных картинок (4-5), логично объясняет. Устанавливает логику событий по одной сюжетной картинке. 4 балла. Раскладывает серию сюжетных картинок (3-4), объясняет с помощью (наводящие вопросы). Без ошибок выполняет текст «Логические цепочки» - удерживает чередование из 4-5 элементов (в прямом и обратном порядке); удерживает ряд с увеличением (уменьшением) элементов. 3 балла. Серию сюжетных картинок (в том числе простую - по режиму дня, по бытовым ситуациям) раскладывает с трудом; с трудом устанавливает взаимосвязь между объектами на сюжетной картинке. При отсутствии речи с трудом устанавливает, воспроизводит картинку с помощью игрушек, не удерживает логику событий. Тест «Логические цепочки» из трех элементов выполняет самостоятельно. 2 балла. Выполняет тест «Логические цепочки» из трёх элементов с 1 балл. Выполняет тест «Логические цепочки» из двух элементов с трудом.
Память Запоминание инструкций 5 баллов. Выполняет 5 последовательно предложенных инструкций. 4 балла. Выполняет 4 последовательно предложенные инструкции. 3 балла. Выполняет 3 инструкции. 2 балла. Выполняет последовательные 2 инструкции 1 балл. Слышит и понимает обращенную речь. Запоминание изолированных слов. Слуховая память (по методике заучивания 10 слов А. Р. Лурия). Ребенку 5 раз подряд предъявлялся список из 10 простых слов, состоящих из 1-3 слогов, с условием, что он должен каждый раз стараться воспроизвести весь список. Оценка производится следующим образом: 5 баллов. Кратковременная - больше 6 слов, долговременная - 5 и больше слов. 4 балла. Кратковременная - 4-5 слов, долговременная - 3-4 слова. 3 балла. Кратковременная - 3-4 слова, долговременная - 2 слова. 2 балла. Кратковременная - 2 слова, долговременная - 0. 1 балл. Кратковременная - 1 слово, долговременная - 0. После проведения исследования выстраивается кривая запоминания с целью определения динамики заучивания. Долговременная память проверяется через 1-1,5 часа. Запоминание речевых конструкций (по методике А. П. Нечаева) 5 баллов. 7 лет. Соответствует выполнению ребенком 16-19 слогов. 4 балла. 6 лет. 13-16 слогов. 3 балла. 5 лет. 11-12 слогов. 2 балла. 4 года. 8-10 слогов. 1 балл. 3 года. Менее 8 слогов. Внимание Количественная оценка различных свойств внимания выполняется по результатам выполнения корректурной работы. Объем внимания Объем внимания вычисляется по формуле: V=[(Z-n)/Z] 100%, где V - объем внимания Z - правильно вычеркнутые знаки n - допущенные ошибки в виде пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков 5 баллов. Выполнено от 100 до 80 % всей корректурной работы. 4 балла. Выполнено от 79 до 65 % всей корректурной работы. 3 балла. Выполнено от 64 до 40 % всей корректурной работы. 2 балла. Выполнено от 39 до 20 % всей корректурной работы. 1 балл. Выполнено менее 20 % всей корректурной работы. Переключаемость внимания Вычисляется по формуле: P=[(N-n)/t] 100%, где: Р - переключаемость внимания N - количество всех просмотренных знаков n - допущенные ошибки в виде пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков t - затраченное время на выполнение всей корректурной работы. 5 баллов. Выполнено от 100 до 80 % всей корректурной работы.
4 балла. Выполнено от 79 до 65 % всей корректурной работы. 3 балла. Выполнено от 64 до 40 % всей корректурной работы. 2 балла. Выполнено от 39 до 20 % всей корректурной работы. 1 балл. Выполнено менее 20 % всей корректурной работы. Работоспособность Вычисляется по формуле: R=N [Z/(Z+n)], где: R- работоспособность N - количество всех просмотренных знаков Z - правильно вычеркнутые знаки n - допущенные ошибки в виде пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков. 5 баллов. От N до 7/8 N. 4 балла. От 7/8N-1 до 5/8 N. 3 балла. От 5/8N-1 до 3/8 N. 2 балла. От 3/8N-1 до 1/8 N. 1 балл. Меньше 1/8 N. Качественная оценка устойчивости внимания 5 баллов. Отсутствие отвлечений, сформирована произвольность 4 балла. Эпизодические отвлечения непроизвольного характера. 3 балла. Регулярные отвлечения, эпизодическая заторможенность 2 балла. Выраженная заторможенность или гиперактивность. Импрессивная речь Качественная оценка 5 баллов. Понимает речь в полном объеме вне ситуации наглядного выбора. Понимает тексты без опоры на наглядность; понимает сложноподчиненные предложения и инверсии. Без ошибок понимает соотношение между членами предложения в предложно-падежных конструкциях (может ответить на падежные вопросы с предлогами и умеет их задавать). 4 балла. Понимает речь практически в полном объеме. Понимает 3 балла. Понимает речь ситуативно. Понимает простые предложения (3, 4, 5, слов) с опорой на наглядность. Отвечает на вопросы: «Кто 2 балла. Понимает речь узкоситуативно. Понимает простые предложения (из 2 слов) с опорой на наглядность. Выполняет простые инструкции: «Дай...», «Принеси...», «Покажи...». 1 балл. Обращенную речь понимает только в ситуации с опорой на естественные или специальные жесты, понимает отдельные слова.
Экспрессивная речь Качественная оценка 5 баллов. Речь четкая, выразительная, без искажений слов, в хорошем темпе, адекватно интонационно окрашенная. 4 балла. Незначительные нарушения четкости речи, редко встречающиеся искажения слов, темп речи замедлен или несколько ускорен, 3 балла. Речь недостаточно внятная, с часто встречающимися искажениями слов, темп заметно замедлен или ускорен, нарушена плавность 2 балла. Речь невнятная, искаженная, значительно замедленная или 1 балл. Речь малопонятная, значительно выражено расстройство звуковой стороны речи. Связная речь 5 баллов. Речь развернутая, без аграмматизмов, с использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Словарь в норме. 4 балла. В речи преобладают короткие описательные фразы с редкими аграмматизмами. Словарь в норме. 3 балла. В речи присутствует короткая искаженная фраза со стойкими аграмматизмами. Словарь ниже нормы. 2 балла. В речи появилась фраза из двух слов. Словарь значительно ниже нормы 1 балл. В речи отдельные слова, фраз нет. Словарь значительно ниже нормы. Мышление Операция сравнения 5 баллов. Находит сходства и различия в двух сюжетных картинках; 4 балла. Выполняет так же, как на 5 баллов, но с помощью (картинки, наводящие вопросы). 3 балла. Определяет различия простых сюжетных картинок (по Г. Вицлаку): 1) есть -нет предмета; 2) большой - маленький; 3) цвет предметов; 4) направление движения (различия в пространственном расположении); 5) абстрактное сравнение (зима - лето) 2 балла. Определяет различия простых сюжетных картинок (по Г. Вицлаку): 1) есть - нет предмета; 2) большой - маленький; 3) цвет предметов; 1 балл. Может выбрать одинаковые из 4 - 5 похожих предметов. Операция классификации и систематизации Классификация и систематизация по методикам «Свободная классификация.» и «Классификация по заданному признаку». 5 баллов. Самостоятельно определяет признак классификации, выполняет ее без ошибок; может объединить несколько групп в одну (растения, вещи, живое, неживое...). 4 балла. То же, но без систематизации. 3 балла. Признак классификации выделяет с помощью взрослого, классифицирует без ошибок. 2 балла. Выполняет классификацию по основанию на 3 - 4 далекие категории.
1 балл. Выполняет с помощью взрослого классификацию на две далекие категории. Операция обобщения (методика «Исключение понятий») 5 баллов. Исключает по существенным признакам, самостоятельно называет родовое понятие для обозначения группы предметов и лишнего предмета (а так же обобщает: «Это растения, живое, неживое...») при предъявлении на слух. 4 балла. То же, но с картинками, с незначительной помощью. 3 балла. Исключает правильно, самостоятельно дает описательную характеристику группы предметов; по просьбе взрослого может показать 2 балла. Исключает по несущественным признакам (например: самолет, вертолет, бабочка, машина). Исключить по другому признаку не может. 1 балл. Исключает лишнюю фигуру по цвету, величине, форме; исключает лишнюю картинку, оставляя три одинаковых. Операция анализа и синтеза 5 баллов. Ребенок складывает: · кубики Кооса из 9 кубиков; · разрезные картинки из 10-12 частей; · без ошибок по памяти выполняет рисуночный тест Ж. Тейлор. 4 балла. Ребенок складывает: · кубики Кооса из 9 штук с некоторыми ошибками, применяя 2-3 манипулятивные пробы; · разрезные картинки из 8-9 частей (на основе зрительного соотнесения); · выполняет рисуночный тест Ж. Тейлор с 1-2 ошибками, которые самостоятельно исправляет. 3 балла. Ребенок складывает: · кубики Кооса из 4 штук по образцу с помощью психолога; · разрезные картинки из 6 и более частей; · выполняет рисуночный тест Ж. Тейлор по образцу. 2 балла. Ребенок складывает: · разрезные картинки из 4-6 частей; · выполняет рисуночный тест Ж. Тейлор с ошибками. 1 балл. Ребенок может только складывать разрезные картинки из 2-3частей. Школьные навыки Счет 5 баллов. Прямой числовой ряд до 50. Обратный - от 20 4 балла. Прямой числовой ряд до 30. Обратный - от 10 3 балла. Прямой числовой ряд до 15. Обратный- от 5 2 балла. Прямой счет до 10 самостоятельно (с ошибками), обратный- отсутствует. 1 балл. Прямой счет до 10 с помощью учителя Письмо 5 баллов. Умеет писать под диктовку письменными буквами. 4 балла. Умеет писать под диктовку печатными буквами. 3 балла. Знает письменные буквы. 2 балла. Срисовывает письменные буквы. Есть готовность руки к письму. 1 балл. Срисовывает печатные буквы. Чтение 5 баллов. Бегло читает. Понимает смысл прочитанного и может повторить прочитанный текст. 4 балла. Читает отдельные слова, понимает их смысл. 3 балла. Чтение правильное послоговое, короткие слова читает целиком. 2 балла. Знает буквы. Есть правильное слияние, 1 балл. Не знает буквы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|