Формирование сенсорно - перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).
ü Совершенствование распознавания звуков, направленного восприятия звучания речи. ü Обучение детей умению правильно слушать и слышать речевой материал. ü Формирование четкого слухового образа звука.
Содержание основного этапа логопедической работы с детьми, Имеющими ФФНР и ФНР
Формирование связной речи. ü Развитие навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта). ü Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. ü Обучение детей творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний. ü Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи. ü Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. ü Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, учитывается локализация поражения, характер нарушения мышечного тонуса). ü Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа. ü Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).
ü Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа ум). ü Совершенствование фонематических представлений. ü Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах (мак, дом, суп, каша, лужа, шкаф, кошка и др.) — с учетом поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину). ü Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. ü Совершенствование фонематических представлений (по картинкам и по представлениям). ü Знакомство детей с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова). ü Формирование у детей: осознания принципа слогового строения слова (на материале слов, произношение и написание которых совпадает); умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их последовательность; составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (лиса, Маша), из открытого из акрытого слогов (замок, лужок), трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (малина, канава), односложные слова (сыр, дом). ü Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков. ü Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник, отвертка); четырехслоговых слов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина, поросенок, жаворонок, велосипед). ü Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в театрализованных играх).
Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. ü Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. ü Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. ü Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений. ü Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания. ü Формирование речевого дыхания. ü Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками). ü Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов(сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. Птицы летят высоков голубом небе.). ü Совершенствование основных акустических характеристик голоса(сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими дизартрией, снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче). ü Закрепление мягкой атаки голоса.
Обучение грамоте. ü Формирование мотивации к школьному обучению. ü Знакомство с понятием «предложение». ü Обучение составлению графических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трех-четырех слов без предлога, простое предложение из трех-четырех слов с предлогом). ü Обучение составлению графических схем слогов, слов.
ü Развитие языкового анализа и синтеза, подготовка к усвоению элементарных правил правописания: раздельное написание слов в предложении, точка (восклицательный, вопросительный знаки) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения. ü Знакомство с печатными буквами А, У, М, О, П, Т, К, Э, Н, Х, Ы, Ф, Б,Д, Г, В, Л, И, С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Ц, Ч (без употребления алфавитных названий). ü Обучение графическому начертанию печатных букв. ü Составление, печатание и чтение: v сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (АУ), v сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ), v сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА), v односложных слов по типу СГС (КОТ), v двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов(ПАПА, АЛИСА), v двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и закрытого слогов (ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК), v двухсложных слов со стечением согласных (ШУТКА), v трехсложных слов со стечением согласных (КАПУСТА), v предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом (Ира мала. У Иры шар. Рита мыла раму. Жора и Рома играли.). ü Обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|