Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Получение и устойчивость дисперсных систем.




Дата _________                      Лабораторная работа № ______

 

Способы получения дисперсных систем. Коагуляция золей электролитами.

Цель работы: Изучить способы получения и очистки коллоидных растворов, их оптические свойства. Приобрести навыки измерения порогов коагуляции золей и коагулирующей способности электролитов, научится пептизировать осадки электролитами.

Оборудование и реактивы: Проекционный фонарь; горелка газовая; пробирки; капельницы; воронка; пипетки глазные; фильтровальная бумага; бюретки.

Раствор канифоли в этаноле; растворы: гексацианоферрата(II) калия, нитрата серебра, сульфата меди; раствор танина. Гидрозоль гидроксида железа(III); раствор сульфата натрия (с(Na2SO4)= 0,0025 моль/л); раствор гексацианоферрата(III) калия (с(К3[Fe(CN)6])=0,0025 моль/л); растворы хлорида железа(III) (с(FeCl3) = 0,5 моль/л и насыщенный); раствор аммиака и соляная кислота, с(HCl)=0,1 моль/л.

 Ход работы:

Опыт 1.Получение гидрозоля канифоли методом замены растворителя.

В пробирку наливают приблизительно 10 мл (1/2 пробирки) дистиллированной воды и добавляют 5 капель раствора канифоли в этаноле.

Смесь энергично перемешивают и, зажав пробирку в держателе, нагревают до кипения для удаления избытка этанола.

Для наблюдения эффекта Фарадея-Тиндаля пробирку с коллоидным раствором помещают на пути луча света проекционного фонаря. Рассматривают пробирку под углом 900 к направлению падающего луча. Результаты наблюдений записывают в таблицу.

Опыт 2. Получение гидрозоля гидроксида железа(III) методом гидролиза.

  В пробирку наливают приблизительно 10 мл (1/2 пробирки) дистиллированной воды и нагревают до кипения; в кипящую воду добавляют 5 капель раствора хлорида железа (III) и продолжают нагревание до появления красно- бурой окраски. Наблюдают, образуется ли конус Фарадея-Тиндаля при пропускании пучка света через полученный раствор.

Уравнение реакции:

 

Схема строения мицеллы:

 

Опыт 3. Получение гидрозоля серебра методом восстановления.

В пробирку наливают приблизительно 10 мл дистиллированной воды и добавляют 4-5 капель 0,1% раствора нитрата серебра; полученный раствор нагревают до кипения и по каплям, с интервалами в 1 мин, добавляют 1% раствор танина до появления устойчивой желтой окраски.

Наблюдают, образуется ли конус Фарадея-Тиндаля при пропускании пучка света через полученный раствор. Золь серебра выливают в специальную склянку. Результаты наблюдений записывают в таблицу.

 

 


 

Экспериментальные данные.

 

Опыт            

Золь

Метод получения

Внешний вид

Наблюдение конуса рассеяния света

Физический или химический Диспергирование или конденсация В проходящем свете В отраженном свете
1            
2            
3            

 

  Опыт 4. Определение порогов коагуляции.

1. Проводят последовательно два опыта с растворами электролитов Na2SO4 и К3[Fe(CN)6]. Готовят исходные растворы электролита различных концентраций, смешивая в пяти пробирках отмеренные с помощью бюреток исходный раствор электролита и дистиллированную воду в соотношениях, указанных в таблице.

2. В пять хорошо вымытых пробирок отмеривают из бюретки по 5,0 мл гидрозоля железа(III). Во все пробирки с золем приливают по возможности одновременно приготовленные растворы электролита и тотчас же перемешивают. Через 10 мин отмечают, в каких пробирках наблюдается помутнение или образование осадка. Результаты наблюдений записывают в таблицу: знаком «+» отмечают наличие коагуляции, знаком «─» отсутствие.

 

Экспериментальные данные.

 

Пробирка

            Объем, мл   

  Результаты наблюдений       Коагулирующий электролит         

Раствор электролита Вода Na2SO4 К3[Fe(CN)6].  
1 2,5 0,5    
2 2,0 1,0    
3 1,5 1,5    
4 1,0 2,0    
5 0,5 2,5    

 

 

Обработка результатов эксперимента.

Рассчитывают пороги коагуляции золя (сп) и коагулирующую способность (К.С.) для каждого электролита (Х), используя уравнения:

 

                                сn(X)= c(X) Vmin 1000/ Vсум,

                   

                               К.С.= 1/сп(X),

где c(X)-молярная концентрация электролита, моль/л; Vmin- наименьший объем исходного раствора электролита, вызывающий коагуляцию данного объема золя, мл; Vсум- суммарный объем золя, исходного раствора электролита и воды, мл.

     Наименьший объем исходного раствора электролита, вызывающий коагуляцию золя, находят как среднее значение по уравнению:

                                          Vmin=(Vi+Vi+1)/ 2,                               

Где Vi- объем исходного раствора электролита в пробирке, в которой произошла коагуляция, мл; Vi+1- объем исходного раствора электролита в соседней пробирке, в которой коагуляция не произошла, мл.

    

 

Расчеты:

 

Вывод (формулируют вывод, отмечая, соответствуют ли экспериментальные данные правилу Шульце-Гарди):

 

 

Опыт 5. Пептизация осадка Fe(OH)3 электролитами.

1. В пробирку наливают приблизительно 5 мл (1/4 пробирки) раствора с концентрацией хлорида железа (III) 0,5 моль/л и прибавляют по каплям раствор аммиака до полного осаждения гидроксида железа(III). Полученный осадок Fe(OH)3 заливают дистиллированной водой, перемешивают стеклянной палочкой и дают ему отстоятся.

2. Жидкость над осадком осторожно сливают так, чтобы осадок остался в пробирке. К оставшемуся осадку снова приливают воду и декантацию повторяют до полного удаления аммиака.

3. К промытому осадку прибавляют приблизительно 5 мл дистиллированной воды и перемешивают до получения взвеси, которую разливают поровну в три пробирки. В первую пробирку добавляют 5-10 капель насыщенного раствора хлорида железа(III), во вторую-10-15 капель 0,1 моль/л раствора HCl. Третью пробирку оставляют для сравнения. 4. Содержимое каждой пробирки перемешивают и проводят наблюдения. Результаты наблюдений записывают в таблицу.


                                                              

Пробирка Внешний вид содержимого пробирки Добавленный электролит Наблюдаемые изменения Вид пептизации  
1        
2        

 

Уравнение реакции и схемы строения мицелл золей:

 

Вывод:

 


Занятие 17

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...