Строение и свойства аминокислот, пептидов и белков.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Цель работы: Приобрести навыки экспериментальной идентификации функциональных групп в аминокислотах. Научиться экспериментально доказывать наличие пептидной связи и индивидуальных аминокислот в белках и полипептидах. Оборудование и реактивы: Штатив для пробирок; пробирки одинакового диаметра или градуированные, бюретки; штативы Бунзена; палочки стеклянные. Раствор глицина 1%, растворы яичного белка, альбумина и желатина, растворы NaNO2 (5%), CuSO4 (5%), NaOH (10%), Pb(CH3OOH)2 (10%), уксусная кислота (конц.), индикатор – метиловый красный. Сущность работы: 1) При взаимодействии a-аминокислот с альдегидами образуются замещённые имины (основания Шиффа) через стадию образования карбиноламинов.
2) Дезаминирование аминокислот под действием азотистой кислоты приводит к образованию соответствующих гидроксикислот.
3) При взаимодействии биурета с сульфатом меди в щелочной среде образуется хелатный комплекс меди фиолетового цвета. Данная реакция является качественной на пептидную связь. 4) Для обнаружения ароматических и гетероциклических a-аминокислот используется ксантопротеиновая реакция (на фенилаланин, тирозин, гистидин, триптофан) 5) В основе специфического обнаружения остатков серусодержащих аимнокислот (цистеина, метионина) в белках лежит реакция образования нерастворимых меркаптидов свинца (II). Образующиеся соли выпадают в виде осадка черного цвета. Реакция служит качественной на присутствие цистеина в белках, кроме того образование устойчивых меркаптидов является химической основой токсического действия солей свинца на организм. Ход работы: Опыт I. Реакция глицина с формальдегидом. В пробирку поместите 5 капель 1% раствора глицина и добавьте 1 каплю индикатора метилового красного. Раствор окрашивается в жёлтый цвет (нейтральная среда). К полученной смеси добавьте равный объём формалина. Наблюдайте изменение окраски индикатора. Сделайте вывод о реакции среды в растворе.
Данная реакция под названием «формольное титрование» используется для количественного определения карбоксильных групп a-аминокислотах. Уравнение реакции:
Наблюдения:
Опыт 2. Реакция глицина с азотистой кислотой. В пробирку поместите 5 капель 1% раствора глицина и равный объем 5% раствора нитрита натрия. Добавьте 2 капли концентрированной уксусной кислоты и осторожно взболтайте смесь. Данная реакция используется для количественного определения аминогрупп в аминокислотах. Уравнение реакции:
Наблюдения:
Опыт 3. Биуретовая реакция на пептидную связь. В 3 пробирки поместите по 5-6 капель растворов яичного белка, альбумина и желатина, добавьте равный объем 10% раствора гидроксида натрия и по стенке добавьте 1-2 капли раствора сульфата меди (II). Наблюдается появление красно-фиолетовой окраски. Сделайте вывод о наличии пептидной связи в белках и полипептидах. Уравнение реакции:
Наблюдения:
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция белков. В 3 пробирки поместите по 10 капель растворов яичного белка, альбумина и желатина и 2-3 капли концентрированной азотной кислоты. Содержимое пробирки осторожно нагрейте, все время встряхивая. Раствор и осадок окрашиваются в желтый цвет. Охладив пробирку, осторожно добавьте 2-3 капли 10% раствора гидроксида натрия до появления ярко-оранжевой окраски. О наличии каких аминокислот в белках и полипептидах свидетельствует данная реакция? Уравнение реакции:
Наблюдения:
Опыт 5. Реакция на присутствие серусодержащих a-аминокислот (реакция Фоля) В 3 пробирки поместите по 10 капель растворов яичного белка, альбумина и желатина и вдвое больший объем 10% раствора гидроксида натрия. Содержимое пробирки перемешайте, нагрейте до кипения (1-2 мин). К полученному щелочному раствору добавьте 5 капель 10% ацетата свинца (II) и вновь прокипятите. О наличии каких аминокислот в белках и полипептидах свидетельствует данная реакция?
Уравнение реакции:
Наблюдения:
Выводы:
Занятие 29 Свойства растворов биополимеров Дата _________ Лабораторная работа Свойства растворов ВМС. Определение изоэлектрической точки белка по степени набухания. Цель работы: Приобрести навыки экспериментального определения величины набухания полимеров и изоэлектрической точки (ИЭТ) белков. Оборудование и реактивы: Желатин порошкообразный; кусочки резины; толуол; растворы сульфата натрия (c(l/2Na2SO4)=1 моль/л и c(l/2Na2SO4)=0,0025 моль/л); раствор иодида натрия (c(NaI)=0,1 моль/л); буферные растворы с рН от 1 до 12; гидрозоль гидроксида железа (Ш); 0,1%-й раствор желатина. Сущность работы: Ход работы: Опыт 1. Изучение влияния природы среды на набухание. Берут четыре сухие пробирки одинакового диаметра и нумеруют их. В пробирки №1 и №2 помещают примерно одинаковое количество порошкообразного желатина (0,5 см по высоте пробирки), в пробирки №3 и №4 — по одинаковому кусочку резины. В пробирки №1 и №3 отмеривают из бюретки по 5,0 мл дистиллированной воды, в пробирки №2 и №4 приливают толуол в таком же объеме. Через 20 мин измеряют высоту слоя набухшего желатина и. сравнивают размеры кусочков резины. Результаты наблюдений записывают в таблицу.
Экспериментальные данные
По окончании работы толуол выливают в специальную склянку для слива органических растворителей. Опыт 2. Изучение влияния электролитов на величину набухания ВМС. В три сухие пронумерованные пробирки одинакового диаметра помещают примерно одинаковое количество желатина (0,5 см по высоте пробирки). С помощью полоски миллиметровой бумаги измеряют высоту слоя сухого желатина до набухания (h0); результаты записывают в таблицу. Пробирки примерно до середины заполняют из бюреток: 1 — дистиллированной водой, 2 — раствором сульфата натрия с концентрацией 1,0 моль/л, 3 — раствором иодида натрия с концентрацией 1,0 моль/л. Через 1—2 мин после заполнения пробирок содержимое их осторожно перемешивают стеклянной палочкой, чтобы набухшие частицы верхнего слоя желатина не затрудняли доступ жидкости к частицам нижнего слоя. Примерно через 20 мин осторожным постукиванием по верхней части пробирки добиваются осаждения всплывших частиц желатина и измеряют высоту слоя набухшего желатина (h). Рассчитывают степень набухания желатина в воде и растворах электролитов. Результаты измерений и расчетов записывают в таблицу.
Экспериментальные данные
Опыт 3. Определение изоэлектрической точки желатина. В шесть сухих пронумерованных пробирок (одинакового диаметра или градуированные) помещают примерно одинаковое количество желатина (0,5 мл по высоте пробирки); с помощью полоски миллиметровой бумаги измеряют высоту сухого желатина в каждой пробирке (h0) и результаты измерений записывают в таблицу. В каждую из пробирок осторожно по стенке наливают из бюреток по 7,0 мл растворов с различными значениями рН. Через 1—2 мин содержимое пробирок осторожно перемешивают, а через 20 мин осаждают всплывшие частицы желатина (как в опыте 2) и измеряют высоту слоя набухшего желатина (h); результаты измерений записывают в таблицу. Экспериментальные данные
Обработка результатов эксперимента: Для определения ИЭТ желатина строят график зависимости Dh = f (pH). ИЭТ находят, опустив из точки минимума на кривой перпендикуляр на ось абсцисс.
График:
Выводы:
Занятие 30 Дата _________ Лабораторная работа № _______
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|