1. Основные идеи милетской школы (Фалес. Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ДОПОЛНИТЬ И СОКРАТИТЬ. Если вы не уверены - не выделяйте, пусть другие прочитают.
1. Основные идеи милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита 2. Основные идеи элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) 3. Cократ: жизнь, учение и метод 4. Учение Платона об идеях, душе и познании 5. Аристотель: учение о бытии и познании (классификация наук) 6. Теология и философия в Средние века (Августин Блаженный, Фома Аквинский) 7. Философия эпохи Возрождения (пантеизм, натурфилософия. ) 8. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон) 9. Рене Декарт «Рассуждение о методе» 10. Философские взгляды французских просветителей (Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Гильвеций) 11. Философские взгляды Г. Лейбница, Б. Спинозы 12. Специфика философской позиции Дж. Беркли, Д. Юма 13. Философские взгляды английских просветителей (Т. Гоббс, Д. Локк) 14. И. Кант: теория познания, практическая философия. 15. Г. Гегель: учение об абсолютной идее
1. Основные идеи милетской школы (Фалес. Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита
Фалес полагал, что все из воды и возвращается в воду. Вода – первооснова четырех стихий (вода, огонь земля, воздух). Вода испаряется и выпадает в виде дождя, течет в моря, с поверхности морей вновь испаряется и т. д. Следовательно. все из воды и возвращается в воду. Вся жизнь зародилась в воде и вышла из нее, в том числе и человек. Анаксимен – первооснова всего воздух (беспределен, бесконечен, в нем светила, все вещи — результат сгущения воздуха, и исчезают путем разуплотнения), сама душа воздушна.
Анаксимандр: все стихии равноценны. Апейрон – первооснова. Апейрон – тоже, что беспредельное, неопределенное в пространстве и времени. Все стихии взаимодействуют друг с другом, поскольку все предметы распадаются. Гераклит (примыкает к Милетской школе) - огонь – единственная стихия, которая находится в движении. Первичен космический огонь, который рождает планеты и звезды. Мир – постоянное движение (“Все течет, все меняется”, “В одну и туже реку нельзя войти дважды” и “Многознание уму не научает” - его слова), борьба – отец всему. В основе мира – источник движения – противоречия. Гераклита называли “плачущим”, оплакивающим горести мира, не находя пути избавления от них. , который говорил: Таким образом, Фалес, Анаксимандр и Анаксимен поставили вопрос: “Существуют ли изменения? ”. А Гераклит дал ответ: “Все течет, все меняется”.
2. Основные идеи элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) Основателем Элейской школы был Ксенофан (не совсем, он был раньше и был скорее предшественником). Представители Элейской школы говорили о том, что люди сами себе придумали богов, по своему образу (жестоких, жадных), а Бог на самом деле един. Бог как мысль. Первостихия, всего основа – Земля. А над Землей Бог – единое. Парменид учил, что единое – это “бытие” (то, что существует). А что не существует?! Существует ли то, что мы видим? Существует то, что главное, то, что имеет значение. Признание бытия как единого – акт умозрения. Таким образом, “есть только бытие, небытия нет”. Бытие есть множество. Символ бытия шар. Внутри шара могут происходить изменения, но с шаром ничего не происходит. В силу этого Парменид утверждал, что не существует изменений. Поскольку изменения – это появление или исчезновение чего-то, а то чего не было, или что перестало быть, не существует и не может быть мыслимо.
Учеником Парменида был Зенон, который стремился доказать, что изменения логически невозможны и приводят к парадоксам. Самым известным является парадокс об Ахиллесе и черепахе. (И куда же ты полез, Ахиллес? Говорил: " Вон ту фигню? Догоню! ” Никому, едрёна мать, не поймать философских черепах в черепах. ) Или, например, если все совокупность точек и чисел, то что такое куча? Сколько песчинок это куча? Таким образом, для Элейской школы характерно утверждение об отсутствии множественности и отсутствии движения. Элейская школа впервые показала интеллектуальные возможности парадокса и поставила проблему о том, что главенствует, чувства или рациональное сознание. Разум = бытие = покой = единое чувства = небытие = изменение = множественное Разум постигает рациональное как нечто покоящееся и единое. Чувственных объектов не существует.
3. Cократ: жизнь, учение и метод Сократ родился около 470 г. и умер в 399 г. до РХ. Его философская деятельность развивалась в натурфилософский период (450-400 годы до РХ). Современник софистов, Сократ был первым афинским философом и прожил там всю жизнь. В силу ряда обстоятельств сложилось мнение, что Сократ губит юношество и представляет собой опасность для общества. Судом Сократ был приговорен к смерти, которую и принял, выпив отвар цикуты. Сократ ничего не записывал. Главным образом за ним записывал Платон, в диалогах которого Сократ играет основную роль. Поэтому трудно с уверенностью утверждать, что действительно говорил Сократ и где в Платоновских диалогах проходит граница между утверждениями Сократа и утверждениями Платона. В центре внимания Сократа была не натурфилософская, а этико-политическая проблематика. Его главным тезисом был следующий: существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим благом и справедливостью. “Добродетель” и “знание” образуют единство. Человек действительно знающий, что такое “справедливое”, будет поступать справедливо. Такой человек будет счастлив. Так как правильное знание есть знание того, чем собственно является человек, то поступать морально (справедливо) означает вести себя в соответствии с тем, чем действительно является человек. Сократ стремился получить знание не путем обращения к опыту, а путем прояснения тех смутных понятий, которые мы уже имеем о человеке и обществе (справедливость, мужество, добродетель и т. п. ). Таким образом согласно Сократу существует нечто, что является всеобщим благом! И это всеобщее благо является постижимым.
Согласно Сократу понимание, возникающее в процессе диалога с помощью анализа понятий справедливости и проч., является прочным и неизменным. Анализируя понятия, мы можем достичь истины о том, каковы вещи на самом деле. Это касается знания как о существующих вещах, так о целях и ценностях (постижение того, что является благим и справедливым и что должно быть). Он способствовал постановке проблемы нравственности на эпистэмологический фундамент: чтобы делать добро, нужно знать, что такое добро. Согласно Сократу добро является всеобщим понятием. Концептуальный анализ всеобщих понятий является важным для добродетельной жизни. Всеобщность этих понятий гарантирует как истинное знание, так и объективную мораль. Беседуя с людьми на улицах Афин, Сократ пытался заставить их думать, т. е. “разбудить” людей. Суммируя, “благо” есть в определенном отношении “знание” (и в определенном смысле ему можно научиться). “Правильное знание необходимо ведет к моральным действиям”. “Моральные (справедливые) действия необходимо ведут к счастью”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|