Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Философия эпохи Возрождения (пантеизм, натурфилософия.)




                        

Когда: XV-XVIII в. – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Варварские народы полностью цивилизованы, знания, конц. в монастырях (копии рукописей) могут выйти за их пределы. Появление университетов, слой образованных людей, не связанных прямо с церковью. Реформация, отделение протестантов от католиков, соответственно, появление мыслителей, не скованных авторитетом Ватикана. Перевод Библии на национальные языки с латыни.

Что собой представляет: продолжение средневековой философии -в явном виде сохраняется христианство (Кузанский — кардинал, Бруно — монах). Улучшение отношения к телу (оно не наказание, оно даровано свыше и прекрасно; распростр. медицины. Соответств. сдвиг в исскустве).

Имеется в виду " возрождение" античной мысли. Труды античных философов переводятся на современные языки.

Также называется эпохой гуманизма. Потому, что возникает тенденция к антропоцентризму.

     натурфилософия: В 15-16 веке снова интерес к природе. Природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого «пантеизм» означает «всебожие». Природа обожествляется и приобретает черты, которые ей не были свойственны в античности.

Натурфилософы критиковали Аристотеля за приземленность. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, он еще с 13-14 веков воспринимался как антитеза аристотелизма. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века, а теперь ставилось на место трансцендентного христианского Бога.

 

Кто, что: Кузанский - «Об ученом незнании» - см. Сократа. Истина (а истина в христианстве - Бог) непостижима, но к ней можно приближаться асимптотически (здесь треп про вписывание многоугольника в кург), отсюда — познание бесконечно. Ученость — достоинство человека. Неоплатонизм (он математик, см. Арифметика, геометрия, музыка как инструменты при сотворении мира)

     Бруно. Его идеи близки к Кузанскому. Отличался от последнего полным отождествление Бога с материей, «бесконечная двигательная сила, бесконечные предметы, … которые существуют дискретно, как мы это объяснили, ибо целое непрерывно неподвижно, ибо в нем нет ни кругового движения, для которого необходим центр, ни прямолинейного движения, тк в нем нет ни середины, ни конца. Покоя нет, все движется, вращаясь … ляля... ». «Наше познание начинается с чувственного восприятия и переходит к размышлению... », (из сочинения «О бесконечности Вселенной», сравни с Аристотелем).

     Мишель Монтель (воспитан в монстыре, богат) в сочинении «опыты» обосновывает идею ценности эмпирического знания, предлагал отнестись с огромным уважением к могуществу природы, любое знание должно быть проверяемо, легковерие — признак низкого развития ума (в какой-то степени отсылка к скептикам), запрещает оставлять что-то непознанным и неопределенным. Истина в Аристотелевском ключе, как соединение мысли с предметом, необходимость верификации.

     Эразм Роттердамский (жил много где, преподавал в Кембридже, полиглот). Текст «оружие христианского война», миссионерский текст. Его работа «похвала глупости». Пишет про две формы борьбы — молитва (очищает душу) и знание (позволяет помогать людям). «Следует предпочесть образ жизни мудреца, пребывающего в покое». Пишет про «слепых поводырей слепых» - мудрецов, что истина не требует постоянных крикливых подтверждений, что знания безусловно ценны, но истинная мудрость — мудрость христова. Кротость позволяет воспринимать божественный дух, что есть много фальшивых святых и верующих, относящихся с презрением к другим людям, а никто не достоин такого отношения, кроме тех, кто относится с презрением к другим людям. Выступает за изменение господствующих толкований писания.

Антропология: Антропоцентризм (ахтунг — наш лектор «не сказала бы, что философия Возрождения антропоцентрична» 23: 30 11 лекции. Просто «более весомая роль человека»). Человек - подобие Бога (в средние века это воспринималось в смысле разума, души и т. д., а теперь идея творчества) и центр мира. Творчество (втч художественное) начинают рассматривать, как продолжение дел творца, или соучастие в творении.

У Кузанского выводится, что «единству свойственно ставить целью своих развертываний самого себя, соотв у творческой деятельности человека нет иной цели, кроме самого себя». Образец человечности уже задан — Христос, а творчество улучшает человека. (40 минута, много слов про это. Христос — единство сотворенного и творца, образ самого человека, преодоление ограниченности ветхозаветного Адама. )

Бруно. Человек обладает разумом, и благодаря ему проникает в тайны Вселенной. «Наше познание начинается с чувственного восприятия и переходит к размышлению... », что связано с Аристотелевской традиции.

Бог есть макрокосмом, человек есть микрокосм - Парацельс. У Парацельса же человек является " вытяжкой" из всех элементов природы (что отражается в его медицинских учениях и напоминает античные учения о стихиях)

Гносеология: Николай Кузанский. «Об ученом незнании» - знает по настоящему тот, кто знает своё незнание. Прямая ссылка на Сократа. Познавая себя, познаем Бога (т. к. человек — его подобие).

Онтология: Картина мира все еще библейская.

Кузанский: «Бог есть абсолютный максимум, которому ничто не противопостоит***, и совпадает с минимумом, находясь таким образом во всем»/(29: 40 11 лекции — еще много словоблудия на эту тему) - понимая под этим универсальное единство всего. Бог создает мир из самого себя, он во всем и все в нем. Везде есть частичка. Это еще один аргумент к позаннию природы. Это уже пантеизм, но не отождествляющий творца с творением. Мир божественен, но не тождественен Богу, не совершенен, но стремится к тому. Арифметика, геометрия, музыка как инструменты при сотворении мира. Бог творит мир при помощи мышления.

***- У Платона и неоплатоников единое характеризуется через противоположность “иному”, не единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанский заявляет, что “единому ничто не противоположно”.

Бруно возрождат идею Гераклита о бесконечном движении, само творение есть саморазвертывание божественного бытия, бесчисленное множество миров, другие Земли вокруг Солнца, другие Солнца, Земля — не центр Вселенной, тк центра нет»

Идея пантеизма. В отличие от Кузанского, который не полностью растворяет Бога в мире, Джодано Бруно склонен к тому, чтобы отождествить Бога и мир.

Парацельс видит в природе единое целое, пронизанное магическими силами, что проявляется в животных, ангела, человеке, неживых стихиях.

Аксиология: Раньше (ср. века) внимание акцентировалось на том, что мир тленен, и усилия нужно концентрировать на постижение духовной (не физической) сущности этого мира. Теперь в природе заложен божественный план, разум, и ее постижение есть постижение божественной мудрости (что ведет к разв. естествознания, разрешили вскрывать трупы). Разум человека как инструмент познания разума Творца, то есть, со-творения.

Политическая мысль: возникновение утопий, подобных Платоновой. Идеи отрицания собственности, богатства (ночные горшки из золота и т. д. ).

Наиболее известные - «Утопия» Мора, «Город Солнца» Томаза Компанело.

Мор описывает устройство невероятной земли, где господствуют гармоничные порядки и отношения. Там нет частной собственности, все люди равны, государство управляется несколькими простыми законами. У всех общее занятие — земледелие. Все люди 6 часов посвящают физическому труду, создающему продукты питания и прочие. Так как все заняты делом, на это уходит не так много времени; После того они занимаются самосовершенствованием (наукой/исскуством, еще чем-то). Строго следят за здоровьем, для этого есть специальные люди. Миролюбивы, но склонны к защите при нападении на них, все верования равноценны и равноправны. Нет необходимости делать запасы — так как о каждом позаботится общество. Мудрые правители освобождают от трудовой повинности талантливых музыкантов, врачевателей, еще кого-то. Никакого перераспределения, всё для всех. Священники (все) следят за нравственностью, есть рабы — военнопленные или провинившиеся граждане (временно)

У Компанело есть черты монастыря. 4 часа труда. Выбор половых партнеров для наилучшего потомства правителем друг для друга (временно). В прочем сходно с Мором.

Авторы переживают несовпадение окружающей действительности с христианскими идеалами, причина видится в делении на богатых и бедных.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...