Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12. Специфика философской позиции Дж. Беркли, Д.Юма




12. Специфика философской позиции Дж. Беркли, Д. Юма

Беркли утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятия и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Нет вообще ничего реально существующего кроме принципиально непознаваемой субстанции духа, души и моего Я. Мир создал Бог, и его в принципе невозможно познать.

Любая картина мира субъективна, т. к. мы познаем мир через наши ощущения, а ощущения у всех разные (субъективизм). В связи с этим вопрос к материалистам: а где ваша материя? Материю нельзя ощутить, поэтому материя - пустое понятие, её не существует. зато существуют материальные объекты. Учение, созданное Беркли это — субъективный идеализм. Расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями.

Агностицизм - невозможность установить представление о мире.

Юм развил эмпирическую философию Беркли.

То, что было написано тут до меня: доктрина Юма имеет две части: 1) когда мы говорим 'А является причиной В", все, что мы имеем право сказать, - это то, что в прошлом опыте А и В часто появлялись вместе или в быстрой последовательности и не наблюдалось ни одного примера, когда В не следовало бы за А или не сопровождало бы его; 2) однако, как бы много примеров совпадения мы ни наблюдали, это не дает основания ожидать, что они будут совпадать и в будущем, хотя оно является причиной этого ожидания, то есть часто наблюдалось, что оно совпадало с таким ожиданием. Эти две части доктрины можно изложить следующим образом: 1) в причинности нет неопределяемого отношения, за исключением совпадения или последовательности; 2) индукция через перечисление не является действенной формой доказательства.

То, что выписано из лекции: Истины быть не может, её заменяет привычка. Пример с бильярдом: мы знаем, что один шар, ударив другой, приведет последний в движение. Откуда мы это знаем? Потому что мы сто раз это видели. НО! Мы никогда не сможем доказать, что невозможно обратное. Что невозможно ситуация, где шар возьмет и не покатится. Поэтому наука со своими наблюдениями не может установить абсолютную истину. Однако, она все равно нужна, т. к. приносит пользу (прагматизм).

 

Учение о чувственном опыте как единственном источнике знания.

 

13. Философские взгляды английских просветителей (Т. Гоббс, Д. Локк)

В Англии эмпиризм перерос в сенсуализм (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление. ).

Английский философ Томас Гоббс. Гоббс – классический представитель номинализма; согласно его учению,
реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей.
Поэтому рассуждение сводится к исчислению.

Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой – знание об именах вещей. Источник этого второго опыта – ум, который сводится к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Разделил философию на естественную (от природы) и гражданскую (от права и политики).

Гоббс закладывает либеральную доктрину, демократическое мышление, в основе которой лежит идея равенства. Все от рождения равны, нет голубых кровей. И в этих условиях начинаются раздоры из-за всяких собственностей и благ, т. к. каждый имеет на них право, каждый пытается их получить. Выходит война всех против всех. Спасаясь от такого положения вещей, люди договариваются – теория общественного договора (вспоминаем правоведение). Форма этого договора – свод правил, законов. Таким образом мы отдаем часть своих свобод суверену (власть) в обмен на спокойную жизнь. Так рождается идея правового государства.

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

был убежденным материалистом;

считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

разработал теорию государства;

первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т. д. ) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их последующую классификацию:

сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д. );

метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения;

естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т. д. );

произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;

знаки и роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д. );

знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

человек обладает изначально злой природой;

движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;

право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;

в целях совместного выживания люди заключили свои притязания и «право всех на все»;

для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство;

чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности.

Локк разработал сенсуалистическую теорию познания.
Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.  

Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Если бы все было не так, утверждал Локк, то знания были бы известны всему человечеству и их содержание у всех было бы примерно одинаковым. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - вот основной тезис Локка - Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира. Есть два источника познания – объекты ощущений и разум. Из этого выходят два формы познания – ощущения и рефлексия соответственно.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи (первичные качества) содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т. д. Вторичные качества – цвет, звук, вкус и т. д. Они существуют только в наших ощущениях. Сложные идеи есть собрание, сумма, простых идей каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи. Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием.

Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

мир материалистичен;

в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tabula rasa);

источником опыта выступает внешний мир;

цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...