12. Специфика философской позиции Дж. Беркли, Д.Юма
12. Специфика философской позиции Дж. Беркли, Д. Юма Беркли утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятия и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Нет вообще ничего реально существующего кроме принципиально непознаваемой субстанции духа, души и моего Я. Мир создал Бог, и его в принципе невозможно познать. Любая картина мира субъективна, т. к. мы познаем мир через наши ощущения, а ощущения у всех разные (субъективизм). В связи с этим вопрос к материалистам: а где ваша материя? Материю нельзя ощутить, поэтому материя - пустое понятие, её не существует. зато существуют материальные объекты. Учение, созданное Беркли это — субъективный идеализм. Расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. Агностицизм - невозможность установить представление о мире. Юм развил эмпирическую философию Беркли. То, что было написано тут до меня: доктрина Юма имеет две части: 1) когда мы говорим 'А является причиной В", все, что мы имеем право сказать, - это то, что в прошлом опыте А и В часто появлялись вместе или в быстрой последовательности и не наблюдалось ни одного примера, когда В не следовало бы за А или не сопровождало бы его; 2) однако, как бы много примеров совпадения мы ни наблюдали, это не дает основания ожидать, что они будут совпадать и в будущем, хотя оно является причиной этого ожидания, то есть часто наблюдалось, что оно совпадало с таким ожиданием. Эти две части доктрины можно изложить следующим образом: 1) в причинности нет неопределяемого отношения, за исключением совпадения или последовательности; 2) индукция через перечисление не является действенной формой доказательства.
То, что выписано из лекции: Истины быть не может, её заменяет привычка. Пример с бильярдом: мы знаем, что один шар, ударив другой, приведет последний в движение. Откуда мы это знаем? Потому что мы сто раз это видели. НО! Мы никогда не сможем доказать, что невозможно обратное. Что невозможно ситуация, где шар возьмет и не покатится. Поэтому наука со своими наблюдениями не может установить абсолютную истину. Однако, она все равно нужна, т. к. приносит пользу (прагматизм).
Учение о чувственном опыте как единственном источнике знания.
13. Философские взгляды английских просветителей (Т. Гоббс, Д. Локк) В Англии эмпиризм перерос в сенсуализм (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление. ). Английский философ Томас Гоббс. Гоббс – классический представитель номинализма; согласно его учению, Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой – знание об именах вещей. Источник этого второго опыта – ум, который сводится к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Разделил философию на естественную (от природы) и гражданскую (от права и политики). Гоббс закладывает либеральную доктрину, демократическое мышление, в основе которой лежит идея равенства. Все от рождения равны, нет голубых кровей. И в этих условиях начинаются раздоры из-за всяких собственностей и благ, т. к. каждый имеет на них право, каждый пытается их получить. Выходит война всех против всех. Спасаясь от такого положения вещей, люди договариваются – теория общественного договора (вспоминаем правоведение). Форма этого договора – свод правил, законов. Таким образом мы отдаем часть своих свобод суверену (власть) в обмен на спокойную жизнь. Так рождается идея правового государства.
Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона: решительно отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства. Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т. д. ) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их последующую классификацию: сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д. ); метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения; естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т. д. ); произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков; знаки и роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д. ); знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.
Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве. Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем: человек обладает изначально злой природой; движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты; указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все; право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс; в целях совместного выживания люди заключили свои притязания и «право всех на все»; для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство; чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным; государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности. Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Если бы все было не так, утверждал Локк, то знания были бы известны всему человечеству и их содержание у всех было бы примерно одинаковым. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - вот основной тезис Локка - Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира. Есть два источника познания – объекты ощущений и разум. Из этого выходят два формы познания – ощущения и рефлексия соответственно.
По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи (первичные качества) содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т. д. Вторичные качества – цвет, звук, вкус и т. д. Они существуют только в наших ощущениях. Сложные идеи есть собрание, сумма, простых идей каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи. Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|