Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Философские взгляды французских просветителей (Ж.Руссо, Д.Дидро, П.Гольбах, Гильвеций)




10. Философские взгляды французских просветителей (Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Гильвеций)

На базе эмпиризма впервые в культуре возникает философский материализм, представленный французской традицией (Дидро, Поль Гольбах, Гельвеций, отчасти Руссо). Важнейшей задачей эпохи Просвещения становится и просветительская деятельность. Познание начинается с чувственного восприятия (сначала память, потом идея). На разном уровне мы оперируем с идеями, забывая о том, что это имеет чувственную природу. Вещи познаются через первичные и вторичные качества. Первичные качества присущи вещи непосредственно (вес, объём, форма), а есть такие качества, которые могут быть определены только через восприятие (вкус, запах и т. д. )

Формируя своё понятие идеи, мы осуществляем познание на

теоретическом уровне.

Гоббс[1], Руссо, Монтескье формируют теорию общественного договора. Это теория происхождения государства, которое связано с непосредственным договором между людьми, начинается с этого договора. Появляется теория естественного права. По праву рождения люди имеют право на жизнь и свободу. Что происходит, когда два человека начинают обладать одной и той же вещью? Один у другого забрал вещь, пришёл третий, и забрал у того, кто забрал. У нас нет привилегий по рождению, мы все равны и, следовательно, имеем равные права на всё, что нас окружает. Из-за этого и война. Что может остановить войну? Естественно, наша разумность. В любом случае, должна быть достигнута очень искусственная ситуация всеобщей договорённости. В этой ситуации мы договариваемся, что часть своей природной свободы мы отдаём управляющему. Возникает кто-то, кто регулирует конфликты, как результат договора, возникает закон, желание остановить войну всех против всех. Задача системы – не допустить пользование властью в личных интересах. Следовательно, появляется правовое государство. Появляются три неотъемлемые права человека, ради которых мы отдаём государству часть своих свобод: право на жизнь, свободу и собственность. Что такое улучшение общественного договора? Это улучшение общественного закона.

Эпоха Просвещения (XVIII - сер. XIX вв )- [2] период господства идейного течения основанного на убеждении в том, что разум и наука играют решающую роль в познании " естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Это период ознаменовался ростом «веры в силу человеческого разума», то есть усилением роли науки в сравнении с ролью церкви.

Идея всеобщего распространения знания (просвещения).

Знание – величайшее благо, расширяющее свободу.

Образованное общество перестанет быть порочным.

Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось во Франции. Виднейшие представители – Вольтер, Монтескье, Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, К. Гильвеций, П. Гольбах.

Первые объявили себя материалистами. (Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи. )

 

Дени Дидро (1713 – 1784)

Был организатором, ответственным редактором, составителем проспекта и автором большинства статей по точным наукам «Энциклопедии» («Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» - это ее полное название)— одного из крупнейших справочных изданий XVIII века.

 

Поль Гольбах (1723 – 1789)

Не существует материи вне предметов. Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях.

 

Клод Гельвеций (1715 – 1771)

Человек – материальное существо, единственный субъект познания: может познать природу.

Гносеологический оптимизм.

 

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

Развитие государства – улучшение общественного договора.

 

 

 

11. Философские взгляды Г. Лейбница, Б. Спинозы

Спиноза: провозглашает единство Бога и природы, идея единой, вечной и бесконечной субстанции. Эта субстанция является причиной самой себе (causa sui), т. е. она существует сама в себе и определяется сама через себя. Качественные характеристики субстанции, когда ум представляет себе нечто как ее необъемлемое свойство, как сущность субстанции, называются атрибутами. Общее свойство состоит в том, что атрибут существует сам в себе (по существу есть сама субстанция), а отличительное - то, что атрибут представляется через другое (через ум). Хотя число атрибутов бесконечно, человеческому уму открываются только два из них - протяженность и мышление. Если Декарт дуалистически противопоставлял протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, то С. монистически усматривает в них два атрибута одной субстанции. Этика С. строится на том, что человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом. Разум позволяет не только противостоять законам разумного мира (мир разумен, т. к. Спиноза был сторонником пантеизма - “бог во всем”), но и собственным страстям. С. заложил основы научной критики Библии и выдвинул идею интеллектуальной любви к Богу: " познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога". С. утверждает существование единственной субстанции – Бога.

Лейбниц: реальный мир состоит из бесчисленных деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии. Существующий мир создан Богом как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Утверждая суверенитет метафизики по отношению к теологии и математике (их различают метод и предмет), Л., тем не менее требует от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания. Принято выделять две составляющие программы Л.: рационалистический метод и учение о Боге и субстанции. В качестве априорных принципов метода Л. выдвигает положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума, логических сущностей; возможное противопостовляется действительному, случайному в сфере индивидуального чувственного опыта. Л. Закон достаточного основания, согласно которому существование и изменение всякой вещи, истинность или ложность утверждения могут иметь место только на определенном основании; а также принцип каузальности в естествознании и принцип предустановленной гармонии в онтологии позволяют Л. сделать опыт источником необходимых положений – законов. Два других методологических постулата утверждают, что существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оптимальность, полнота, совершенство его устройства. Сущность мира исчерпывается принципом предустановленной гармонии - в нем нет случайных элементов и присутствует всеобщая их взаимосвязь и согласованность. Иначе, предустановленная гармония обозначает соответствие истин разума истинам факта. Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Л. утверждает всеобщий характер различения и принцип тождественности неразличимых, принцип дискретности и непрерывности, принцип минимума и максимума.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...