Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон)




8. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон)

17 век - эпоха науч. революции. В это время философия опирается на науку. При этом наука изучает природу, Бога оставили теологам.

Рационализм (ratio - разум). Источник познания - разум, опыт важен, но ничто без разума. Основной способ познания для рационалистов - дедукция (от общего к частному). Рационалисты - математики.

По Декарту, научное знание должно было быть построено как единая система. Точка отсчета - неопровержимое суждение. Декарт считал им изречение " я мыслю, следовательно, существую" (" cogito ergo sum" ). То есть, мышление - признак жизни. Наука конструирует мир, который равносилен любому другому (Бог сконструировал наш мир).

Путь к познанию - радикальное сомнение. Сомневаться нельзя только в мышлении и Боге, конечно. Мышление и Бог - это врожденные идеи.

Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - идеи и материи (это получило название дуализма). На пересечении субстанций - человек.

Эмпиризм. Основывается на идее, что основой познания является опыт, без него никаких теорий не построишь. Основной способ познания - индукция (от частного к общему). Так работают все естествоиспытатели.

Фрэнсис Бэкон первый, кто поставил перед собой задачу создать научный метод. Взгляды Бэкона = философия Возрождения + эмпиризм (приоритет опыта в познании). Цель научного знания в принесении пользы человечеству. Наука служит практике, это средство для власти над природой, если этого нет - то это роскошь. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «знание – сила».

идея о 4 идолах (призраках), мешающих познанию:

1. Идол пещеры. Мы все находимся в пещере, пещера - это наше восприятие. Поэтому мы можем заблуждаться из-за наших культурных/физиологических и т. д. особенностей.

2. Идол рода. Можно заблуждаться из-за общечеловеческих особенностей (особенности зрения, слуха ит. д. ).

3. Идол рынка (или площади). Мы изъясняемся на языке, а язык неоднозначен (я говорю одно, ты слышишь другое).

4. Идол театра. Давление авторитета.

 

9. Рене Декарт «Рассуждение о методе»

Для познания нужен хороший метод, универсальный. Он поможет решать все познавательные задачи. Способ познания рационален.

Декарт не намеревается научить кого либо своему методу, а лишь показывает каким образом он направляет свой собственный разум. Философия отстой, слабая основа, вершина всего - математика. Мышление божественно. Пересечение двух субстанций - идеи и материи - это человек. Он не отрицает всего того, что было достигнуто в науке до него, он лишь пpедлагает отделить истинное от ложного. Этой цели и служит метод, изобpетенный Декаpтом. И не забываем, что для начала нужно во всем усомниться!

 

Основные пpавила метода

Декарт придерживается 4 правил.

Пеpвое пpавило - это пpавило очевидности, все должно сводиться к ясности и отчетливости. “никогда не принимай за истинное то, что не познал с очевидностью”. Умственное действие, посpедством котоpого достигается очевидность - интуиция.

Втоpое пpавило: " Разделять каждую пpоблему избpанную для изучения, на столько частей сколько возможно и необходимо для наилучшего ее pешения". Для интуиции необходима пpостота, достижимая путем pасчленения сложного " на элементаpные части до пpеделов возможного".

Третье правило - Придерживаться всегда определенного порядка - от простого к сложному.

Четвертое правило: " Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено”.

 

 Существование Бога Декарт выводит из первого принципа своей философии. Если я сомневаюсь, значит я не совершенен. Но тогда откуда берется мысль о том, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи, присутствующий во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое существо, также ограниченное. Тогда эта мысль должна происходить от другого более совершенного и бесконечного существа - Бога. Эта идея вложена богом. Таким образом бог является духовным началом. Нельзя пользоваться воображением и чувствами для понимания сущности Бога.

Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы

Необходимы опыты: сначала отыскиваются общие принципы или первопричины всего, что есть или может быть в мире. Единственная такая причина есть бог. Затем исследуются наиболее простые и доступные следствия, которые из этой причины можно вывести. Таковыми следствиями являются небеса, звезды, Земля, вода, воздух, огонь, минералы на земле и другие вещи. При попытке спуститься к более частным следствиям, они предстают перед нами в столь бесчисленном многообразии, что постичь их человеческим умом невозможно. Поэтому постижение их возможно только при восхождении от следствия к причине, прибегая к проведению различных опытов. Критерии достоверности – ясность и отчетливость.

Рене Декарт (1596-1650). «Рассуждение о методе».

Декарт был крупнейшим ученым. Как и Бэкон, он стремился к достижению таких знаний, которые бы усиливали бы власть человека над природой, но в отличие от него он разрабатывает рационалистическую методологию.

Вслед за Платоном Декарт считает, что в разуме заложены основополагающие принципы и идеи, которые постигаются с помощью интеллектуальной Интуиция дает непосредственно достоверные общие принципы, а при помощи дедукции совершается процесс движения мысли от общего к частному. Исходным пунктом познания является принцип сомнения в истинности общепринятого знания. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, мое тело, но само сомнение существует достоверно. Сомнение – акт мышления, я сомневаюсь, значит, я мыслю; поскольку я мыслю – я существую. «Мыслю, следовательно, существую». Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию реальности человека, а затем и внешнего мира.

Вклад Декарта в науку и философию по праву именуется «картезианской революцией». Ее революционная сущность заключается в антидогматизме, критичной направленности против предрассудков, в постановке все философской проблематики как насущной необходимости переоценки всех укоренившихся традиционных убеждений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...