Альфрид Антон Лэнгле. Основы экзистенциального анализа. Аннотация. Альфрид Лэнгле. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=66672982
Стр 1 из 59Следующая ⇒ Альфрид Антон Лэнгле Основы экзистенциального анализа
Мастера психологии (Питер) –
http: //www. litres. ru/pages/biblio_book/? art=66672982 «Основы экзистенциального анализа»: Питер; Санкт‑ Петербург; 2021 ISBN 978‑ 5‑ 4461‑ 1848‑ 9 Аннотация
Эта книга представляет собой первое систематизированное и всестороннее изложение основ экзистенциального анализа как самостоятельного направления психологии. Последовательная связь между теорией и практикой, описание методов и комментарии к их практическому применению, а также изложение и обсуждение конкретных примеров делают книгу незаменимым справочником как для тех, кто изучает теорию психологии, так и для практиков. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Альфрид Лэнгле Основы экзистенциального анализа
Alfried Lä ngle Lehrbuch zur Existenzanalyse Grundlagen
© Alfried Lä ngle and Facultas Verlags‑ und BuchhandelsAG, Wien © Перевод на русский язык Alfried Lä ngle © Издание на русском языке. ООО Издательство «Питер», 2022 © Серия «Мастера психологии», 2022
Нет ничего практичнее хорошей теории Предисловие научного редактора
В июле 1999 года в Вене проходил Второй Всемирный конгресс по психотерапии. Тогда на меня произвели впечатление два события, которые оказались связанными между собой. Первым событием стало то, что целый ряд психотерапевтических школ открыто заявили о серьезном интересе к России, ее рынку, захотели начать у нас образовательные проекты, подобные тем, которые велись в европейских странах, увидев огромный потенциал страны хоть и бедной, но весьма образованной на тот момент. Среди прочих известных психотерапевтов выступил и Альфрид Лэнгле, представлявший Общество логотерапии и экзистенцанализа, так я впервые увидела этого человека. Уже в сентябре он начал в Москве образовательный проект, в который мне посчастливилось попасть, с тех пор я занимаюсь экзистенциальным анализом и с благодарностью отношу себя к ученикам Альфрида Лэнгле.
Вторым замечательным событием был принятый Вторым конгрессом манифест, в котором психотерапевты заявили, что они отмежевываются от психологии университетского образца, считают немедицинскую психотерапию отдельной наукой, требующей особого, не психологического образования. Этот документ очевидно отражал глубокий конфликт между научной, академической психологией и практикой психотерапии, «душепопечения», как называл ее Виктор Франкл. Действительно, несмотря на большой объем исследований, академическая наука до проблем души, и тем более душепопечения, не добралась, она почти не продвинулась в понимании страдания, содержания мотивации, логики переживаний, субъективных законов человеческой жизни, то есть не имела знаний, нужных практикующим психотерапевтам. Вместе с тем психотерапевтическим теориям и самим психотерапевтам в ту пору дорога в университеты была закрыта, поскольку их практический опыт и наблюдения не соответствовали критериям научности и объективности. А ведь немедицинская психотерапия в 1999 году отмечала свое столетие и полагала, что заслужила право больше не доказывать ученым советам университетов свое право на существование. Манифест говорил о самодостаточности психотерпии. Конечно, она накопила немало собственных теорий за XX век, и приоритет всегда оставался у психоанализа и когнитивно‑ бихевиоральной психотеорапии. Проблемой, однако, было то, что эти уважаемые теории могли интересоваться преимущественно психодинамическими проявлениями в человеке, то есть типичным, предсказуемым, несвободным. Многие человеческие слабости и глупости получили объяснение в рамках этих подходов.
Труднее поддавался исследованиям иной аспект человеческой личности: собственно человечность – «свободное», открытое, понимающее, гуманное. Философские знания о человеческой свободе, конечно, были, но практической теории не было. Тоска по такого рода теории заставила еще на рубеже XIX–XX веков Г. Мюнстерберга заявить: нам нужна прикладная психология, которая относилась бы к психологической теории, как агрономия относится к ботанике, и это должна быть наука, отвечающая на вопрос «как? » Продолжая эту мысль, я бы сказала, что, если «ботаникой» свободы можно считать онтологию Хайдеггера, аксиологию Шелера, антропологию Хартмана и многое еще из двадцати веков мировой философии, то «агрономией», прикладной психологией свободы, определенно является теория современного экзистенциального анализа А. Лэнгле, с которой вы можете ознакомиться, читая эту монографию. В этой теории собраны абсолютно практикоориентированные знания о человеческом в человеке, Person, и о том, как можно на фоне обыденной повседневности разглядеть, подхватить, укрепить, усилить это свободное персональное начало в себе самих, в своих близких, своих пациентах, в детях. То есть как вырастить эту свободу и тем самым сделать свою жизнь лучше? Очевидно, сложнее задачу представить трудно, поэтому теория получилась непростая. Ее основу составляет учение о четырех фундаментальных экзистенциальных мотивациях человека, которое исходит из того, что человек не может не быть мотивированым, и если уж он мотивирован, то чем‑ то для себя ценным. Что же движет человеком? Первая мотивация – это базовый вопрос: могу ли я быть в этих данностях? Как обрести покой и устойчивость в ситуации принципиальной неопределенности человеческого бытия? Вторая: что есть в жизни хорошего для меня? Как это хорошее глубоко прочувствовать? Как вообще эмоционально открыто проживать жизнь? Третья: где мое собственное, а где не мое? Откуда я знаю, что это мое? Кто я? Чего я хочу? Имею ли я право быть таким? Как прийти к лучшей версии себя – аутентичности? Четвертая: что мне делать? В каком направлении двигаться? Как найти смысл вот этой жизненной ситуации?
Увидеть за рассказами пациента эти глубинные вопросы – означает понять его и, возможно, помочь ему самому обнаружить смысл его переживаний, страданий, затруднений. «Основы экзистенциального анализа» – очень лаконичное и одновременно исчерпывающее введение в многогранную и стройную теорию, которая имеет очевидное практическое применение и позволяет помочь человеку прийти к реалистичному восприятию мира, открытому эмоциональному и духовному проживанию ценностей, занятию аутентичной позиции и реализации своей свободы и ответственности, то есть к хорошей, глубокой, собственной жизни – экзистенции. Нужно отметить, что на протяжении 23 лет моей профессиональной жизни в роли психотерапевта эта теория показала свою абсолютную практичность, а в роли доцента факультета психологии МГУ я могу наблюдать, как она год от года побивает рекорды популярности среди студентов, магистров и аспирантов, вдохновляет современные исследования, подводя к новым стандартам научного исследования сложных феноменов человеческой личности – теперь уже качественными методами. Личность Альфрида Лэнгле заслуживает отдельных слов уважения. Я не встречала мыслителя, который бы отличался большей тщательностью, так был способен «додумывать до конца», идти на глубину, дотошно пересматривать и улучшать созданное, – это производит впечатление. Я не встречала исследователя, который ставил бы более сложные задачи в психологии: что есть Person? Как действует совесть, что она, по сути, делает? Как происходит становление собой? Мне нравится, что в научных материалах отчетливо проведены границы своих и чужих открытий. Меня поражает та мера ответственности, с которой этот человек относится к своему делу и себе самому. Для меня большая честь редактировать эту книгу, которая ученикам образовательных программ, конечно, покажется давно знакомой. С нее курс обучения мастерству экзистенциального психотерапевта только начинается. С. В. Кривцова, канд. психол. наук, доцент факультета психологии МГУ, экзистенциальный психотерапевт, тренер, супервизор, главный реактор журнала «Экзистенциальный анализ»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|