2.4.2. Сферы диалога. 2.4.3. Принципиальная возможность диалога
2. 4. 2. Сферы диалога
Обмен или экзистенциальный диалог является многоплановым, как уже было сказано в подразделе 2. 3. 2, где раскрывался характер персональной ситуации. Если диалог «экзистенциальный», то в глубине своей он соотносится с несущими сферами экзистенции, которые ощущаются как неотъемлемые для исполненной жизни. Феноменологический анализ всех сфер экзистенции, с которыми человек имеет дело и взаимодействует, к настоящему времени позволил выявить четыре измерения. Эти несущие структуры экзистенции мы называем фундаментальными условиями экзистенции. К ним относятся те сферы экзистенции, с которыми человек неизбежно должен взаимодействовать, поскольку без них он не может существовать как Person. Представления об этих четырех фундаментальных условиях человеческой экзистенции образуют центральный концепт экзистенцаналитической теории и более подробно рассматриваются в следующей главе.
Фундаментальные условия экзистенции являются неустранимыми.
Фундаментальные условия экзистенции. Человек неизбежно находится во взаимообмене с четырьмя фундаментальными условиями экзистенции. Он не может избежать взаимодействия с ними, поскольку, согласно экзистенцанализу они представляют собой фундаментальные условия экзистенции. Они ставят человека перед вопросами и задачами, на которые он должен отвечать, не столько руководствуясь умом, сколько «экзистенциально», то есть самим собой, своей жизнью, своими решениями и установками. Если этот обмен во всех четырех сферах происходит с диалогической открытостью и если он удается на всех четырех уровнях, то, согласно теории экзистенцанализа и проведенным в его рамках исследованиям, создаются основы для жизни, дающей чувство исполненности. И наоборот, блокировки на одном или нескольких уровнях ведут к расстройствам, нарушениям и психическим болезням.
Фундаментальные условия экзистенции неизбежно ставят человека перед решением задач.
Четыре фундаментальных условия исполненной экзистенции. Сферы или темы, с которыми человек как Person находится в неизбежном взаимодействии, в терминологии экзистенциальной философии определяются как «мир», приводящий также к возникновению центральных форм переживаний. Каждый из этих «миров» формирует запрос на распознавание и понимание, а также на участие каждого отдельного человека как Person в его формировании. Формулируя эти запросы в форме «Я‑ высказываний», поскольку речь идет о построении человеком своей индивидуальной жизни, мы подчеркиваем, что они носят характер экзистенциального требования к Person: 1) окружающий мир как опора: он выдвигает условия – могу ли я их принять? 2) мир других людей как отношения: благодаря им возникают ценности – нравится ли мне обращаться к ним и давать им себя затронуть? 3) собственный мир как уникальность: благодаря ей возникает подлинность – имею ли я право показывать ее, поскольку считаю ее правильной; могу ли я видеть ее также в других и позволять этому себя затрагивать? 4) мир смыслов как призыв: он дает мне ориентиры – могу ли я следовать им? В подразделе 2. 3. 2 было упомянуто еще одно измерение, которое мы назвали высшим миром, – оно достигается на глубине четырех других измерений и рассматривается нами как спиритуальная основа жизни (см. Lä ngle, 2001).
Четыре фундаментальных условия экзистенции характеризуют «мир» человека.
2. 4. 3. Принципиальная возможность диалога
К четырем фундаментальным условиям экзистенции можно прийти и другим путем, а именно через уровень персональных переживаний. Если поставленный вначале вопрос о «хорошей жизни» задать в практически‑ экзистенциальном плане, тогда он будет звучать так: «Есть ли у меня хорошая жизнь? Что для меня означает хорошая жизнь? » И если мы углубимся в этот глобальный вопрос, то снова натолкнемся на те же четыре фундаментальных условия исполненной экзистенции, которые можно сформулировать с помощью четырех модальных глаголов:
• Могу [28] ли я (так) жить? • Нравится [29] ли мне (так) жить? • Имею ли я право [30] (так) жить? Правильно ли это с моей точки зрения? • Должен [31] ли я (так) жить? В точке пересечения этих вопросов возникает глобальный вопрос о свободе человека: • Хочу [32] ли я так жить? Для углубления этих вопросов в терапии и консультировании можно создавать контраст, спрашивая примерно так: «Почему нет? Чего не хватает? Что мне было бы нужно? Что у меня (уже) есть? »
Экзистировать означает мочь, нравиться, иметь право и быть должным одновременно.
С помощью этих динамических модальных глаголов – мочь, нравиться, иметь право, быть должным – описываются принципиальные возможности человека к экзистированию (то, что человек, в принципе, способен к экзистенции). К ним, как их диалогический аналог, присоединяются фундаментальные персональные способности, благодаря которым эти возможности могут активно реализовываться. Выше мы уже упоминали о них, а более подробно они рассматриваются в разделах 2. 6 и 3. 1. Чтобы подчеркнуть значение этих практических, эмоциональных и когнитивных способностей для экзистенциального диалога, здесь мы еще раз укажем на них. Экзистенциальный диалог предполагает: • принимать, чтобы мочь быть; • обращаться, чтобы давать себя затронуть; • внимательно смотреть, чтобы ценить и находить правильным; • приходить к согласованности, чтобы мочь посвящать себя чему‑ то.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|